Анализ показателей рентабельности

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия (также для сравнительной оценки эффективности деятельности двух и более предприятий) и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в три основные группы:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3) показатели, характеризующие рентабельность активов предприятия (задействованных во внеоборотных и оборотных средствах);

4) показатели, характеризующие доходность капитала, окупаемость инвестиционных проектов.

Хозяйственная рентабельность (окупаемость издержек)- это отношение прибыли от реализации услуг (Пр) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализации услуг (С):

Р = Пр / С х 100% (общая рентабельность);

Р = ЧП / С х 100% (расчетная рентабельность).

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию услуг.

Из приведенных выше формул следует, что основными факторами, влияющими на уровень рентабельности производственной деятельности, являются прибыль от реализации услуг (чистая прибыль) или сумма затрат по реализации услуг. Чтобы оценить конкретное влияние каждого фактора на результативный показатель можно использоватьусловную рентабельность, которая рассчитывается как отношение прибыли отчетного периода к общей сумме затрат базисного периода или плана. В целях данного анализа показатель условной рентабельности необходимо сопоставить с показателями рентабельности в каждый из рассматриваемых периодов.

Коммерческая рентабельность или рентабельность продаж (оборота)- отношение прибыли (прибыли от реализации, прибыли до и после налогообложения, чистой прибыли или чистого дохода)) к сумме полученной выручки (В):

Р = Пр / В х 100%

Показатели рентабельности продаж характеризуют эффективность предпринимательской деятельности, то есть сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля продаж (объема реализации услуг). Они могут рассчитываться в целом по предприятию и отдельным видам услуг.

Экономическая рентабельность или рентабельность активов – это отношение прибыли к совокупной стоимости имущества предприятия, представленного внеоборотными (А вн.) и оборотными (А об.) активами:

Р = П / (А вн. + А об.) х 100%.

Финансовая рентабельность или рентабельность (доходность) капитала- отношение прибыли к сумме собственного капитала (Кс), отраженного в разделе 3 бухгалтерского баланса:

Р = П / Кс х 100%.

Показатели рентабельности капитала характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности. Они, как правило, не совпадают между собой, так как отражают различные величины. Данные показатели специфичны еще и тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия: управляющих предприятия интересует доходность всего совокупного капитала; потенциальных инвесторов и кредиторов - доходность инвестируемого или заемного капитала; собственников предприятия - доходность собственного капитала.

Каждый показатель рентабельности капитала может быть представлен в виде факторной модели. Например:

П / Кс = П / В х В / К,

где ЧП / В - рентабельность продаж, В / К - оборачиваемость капитала.

Очевидна экономическая связь между рентабельностью капитала, его оборачиваемостью и рентабельностью продаж. Следовательно, пути повышения рентабельности капитала - увеличение рентабельности продаж и ускорение оборачиваемости капитала.

Аналогичным образом определяется и анализируется абсолютная эффективность (окупаемость) инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая прибыль от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

В процессе дальнейшего анализа рентабельности следует изучить динамику всех показателей рентабельности и провести их сравнение с аналогичными показателями предприятий-конкурентов.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности услугявляются увеличение суммы прибыли от реализации услуг и снижение себестоимости услуг.

13.5. Анализ прибыли и рентабельности по международным стандартам

В классическом анализе прибыли, применяемом на отечественных предприятиях, не учитывается взаимосвязь объема реализации услуг и их себестоимости. При увеличении объема реализации услуг себестоимость единицы услуг снижается, так как обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата основных работников, сырье, материалы, электроэнергия на технологические нужды), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда основных работников, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость услуг возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу услуг.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозировании ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль (П) в сумме с постоянными затратами предприятия (З пост.):

МД = П + З пост.

МД = V – З пер.

Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представить в виде произведения количества реализованных услуг (Q) и ставки маржинального дохода на единицу услуг (Дс):

П = Q х Дс – Н,

Дс = Ц – З пер.,

П = Q(Ц – З пер.) – З пост.,

где З пер. – переменные затраты на единицу услуг.

Приведенная выше формула позволяет определить:

¾ изменения суммы прибыли за счет количества реализованных услуг, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

¾ влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема реализации (продаж) услуг, себестоимости и прибыли.

Методика анализа рентабельности, применявшаяся и применяемая на отечественных предприятиях, также не учитывает взаимосвязь затраты–объем–прибыль. По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности и прибыль, и затраты предприятия не изменяются пропорционально объему реализации услуг, поскольку часть расходов является постоянной.

Поэтому в маржинальном анализе расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов услуг производится по следующей модели:

Рi= [Qi х (Цi – З пер.i) – З пост.] / [Qi х З пер.i + З пост.]

Важным моментом анализа прибыли является возможность максимизации прибыли. Максимизация прибыли является доминирующей проблемой любого субъекта хозяйствования. Получение максимальной прибыли возможно при определенном сочетании объема реализации услуг, цены услуг и затрат на их оказание (реализацию). Максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации услуг, при котором предельные издержки, связанные с их реализацией, равны предельному доходу.

Предельный доход – это прирост выручки на единицу прироста количества услуг. Соответственно предельные издержки равны приросту затрат на единицу прироста количества услуг.

При этом следует учитывать, что не всякое расширение производства ведет к адекватному росту прибыли, так как:

а) по-разному выглядит динамика издержек;

б) происходит снижение цен при росте объема реализации услуг.

Значит, предприятие должно найти такой объем реализации услуг, при котором оно извлекло бы наибольший доход. Существует несколько способов определения оптимального объема реализации услуг, но наиболее эффективным является бухгалтерско-аналитический способ.

Сущность бухгалтерско-аналитического способа состоит в сопоставлении предельного дохода и предельных издержек. Если предельный доход больше предельных издержек, то дальнейший рост выпуска увеличивает общую сумму прибыли, и наоборот. Следовательно, для максимизации прибыли предприятие должно расширять объем реализации услуг до тех пор, пока предельный доход выше предельных издержек, и прекратить расширение производства как только предельные издержки начнут превосходить предельный доход.

Наши рекомендации