Понятие и структура бюджетной системы РФ. Бюджетная политика государства
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
(это совокупность бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.)
Бюджетная система Росси: 4-х уровневая система с 2005 г.
· Федеральный бюджет;
· Бюджет Субъектов Федерации;
· Бюджет федеральных и территориальных внебюджетных фондов;
3 внебюджетных фонда: ПФ, ФСС, ФОМС.
· Бюджет районов и городских округов;
· Бюджет поселений.
Бюджет – план доходов и расходов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ.
Бюджетное устройство - организация системы взаимосвязей между звеньями бюджетной системы и между участниками бюджетного процесса, основанная на правовых нормах.
Включает:
· Принципы построения бюджетной системы;
· Принципы и методы разграничения бюджетных полномочий;
· Требования и правила формирования и исполнение самих бюджетов;
· Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Звенья бюджетной системы:
- федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных фондов;
- бюджеты муниципальных районов и поселений.
Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используется при прогнозировании, расчетах, анализе.
Консолидированный бюджет используется для расчета бюджетной обеспеченности – это бюджетные доходы приходящиеся на душу населения. В ТО равно консолидированный бюджет ТО деленное на количество населения ТО.
Принципы построения бюджетной системы:
· Принцип единства бюджетной системы;
- единство налоговой системы
- обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
· Принцип разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов между бюджетами бюджетной системы РФ;
- за каждым уровнем закреплен свой доход и функции (полномочия)
· Принцип самостоятельности бюджетов;
- у каждого бюджета свои источники доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно их расходовать и определять источники финансирования дефицита бюджета.
· Принцип сбалансированности бюджета;
- объем расходов = объему доходов + источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен БК). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета.
· Принцип результативности и эффективности бюджетных средств;
- лежит в основе программ, которые связаны с государственными услагам
· Принцип прозрачности (открытости);
· Принцип достоверности бюджета;
- надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям
· Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
- бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования
· Принцип единства кассы.
- непрерывность финансирования бюджет-получатель. МО имеет один лицевой счет.
Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства, по определению основных задач и формированию доходов и расходов бюджета, управление государственным долгом. БП является одним из основных инструментом экономической политики государства.
Ст. 170 БК РФ – Бюджетное послание Президента РФ. Подведение итогов, определяется бюджетная политика, устанавливаются основные задачи БП на будущий период.
Цели и задачи бюджетной политики до 2013 года:
· Обеспечение сбалансированного бюджета (уменьшить дефицит)
· Координация на долгосрочное стратегическое бюджетное планирование
· Увеличение человеческого капитала
· Нацеленность бюджетного планирования на эффективность бюджетных расходов
· развитие инновационной деятельности.
· Формирование новой модели экономического роста, основанная на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественная финансовая и производственная инфраструктура.
Источники покрытия дефицита бюджета:
- увеличение налоговых (повышение акцизов) и неналоговых доходов (повышение таможенных пошлин)
- заимствования
- приватизация (в кризис выкупали акции у предприятий, а сейчас хотят их продавать)
- увеличение соц.страховых платежей. В 2010 году доля трудоспособного населения 62%, а пенсионного 22%, к 2030 году 52% и 27%.
Предпосылки:
Долгосрочная сбалансированность и устойчивость (не зависеть от внешних условий) бюджетной системы – основная задача на ближайшие годы.
2009 г – дефицит ФБ около 33 %
Снижение дефицита бюджета до 2,9 % в 2013 г
Сокращение дефицита в рамках устойчивости ФБ.
Конкурентоспособные преимущества должны быть:
- Макроэкономическая стабильность
- Низкая инфляция
- Умеренная налоговая нагрузка
- Умеренная долговая нагрузка
- Возможность привлечения долгосрочных кредитных ресурсов
По темпам экономического роста 1.Китай. 2. Индия 3.Россия
Направления БП:
· Закрепление с 2015 года правил использования не нефтегазовых доходов;
· Снижение ставок страховых платежей 2012 -2013;
· Справедливое налогообложение;
· Улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества гос и мун услуг, стимулирование инновационного развития;
· Снижение роли государства в управлении экономическими активами (приватизация крупных пакетов акций государства);
· Кардинальная перестройка системы государственных закупок;
· Частное государственное партнерство. Поддержка малого бизнеса;
· Совершенствование гос и мун финансового контроля;
· Проведение эффективной децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу СФ и МСУ
· Утверждение концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет)
Приоритетные направления бюджетной политики до 2023 года:
- Высокие темпы устойчивого экономического роста
- Обеспечение обороноспособности и безопасности
- Эффективность правового регулирования
- Повышение эффективного налогового администрирования
- Совершенствование налоговой политики.