Основы такого подхода к предпринимательской способности были разработаны
Шумпетером.
Творческие ресурсы: творческий потенциал создателей культурных ценностей и благ, культурное наследие, традиции. Уникальный, "стратегический" характер творческих ресурсов. Их воздействие на эмоциональное состояние человека.
Информационные ресурсы включают музейные и библиотечные фонды, архивы и базы данных организаций культуры, статьи и рецензии в СМИ, афиши, буклеты и др. Предпосылки к созданию единого информационного пространства. Использование электронных информационных ресурсов, в частности, Интернета.
Правовые ресурсы — совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, включающая:
— международные акты;
— Конституцию Российской Федерации;
— федеральные конституционные законы;
— федеральные законы (общие и специальные);
— указы Президента РФ;
— постановления Правительства РФ;
— акты федеральных органов исполнительной власти (мини
стерств, госкомитетов и т. п.);
— конституции (уставы), законы и иные нормативные право
вые акты субъектов РФ;
— акты органов местного самоуправления;
— учредительные документы и локальные нормативные акты
организаций.
Специфика места возникает из-за разницы культурных потенциалов, образов территорий, стиля жизни, характеристик населения и т. п.
Ресурсы публичности обеспечивают актуализацию культурного наследия, опыта, ценностей. Значение PR-технологий для создания имиджа субъектов культурной деятельности.
Ресурсы творческого производства находятся между собой в определенном количественном и качественном соотношении. На современном этапе наметилась тенденция перехода от традиционных ограниченных экономических к синергетическим, саморасширяющимся ресурсам (информация, право, публичность, специфика места).
: 33. Информационное обеспечение культурной деятельности.
3.3.1. Основные методы сбора информации:
— статистический учет (статистическое наблюдение, едино
временные статистические исследования);
— бухгалтерский учет;
— социологические исследования (опросы, интервью и др.)
— изучение материальных носителей творческой информации.
3.3.2. Специфика методов сбора информации.
Каждый из методов имеет свою область применения, состав показателей и т.д.
Регулярное статистическое наблюдение оперирует данными о развитии культуры, которые:
— минимальны по своему числу;
•<-' — сохраняют относительную преемственность во времени по составу;
' — просты по способу нахождения значений показателей;
й — отражают утвержденные на государственном уровне приори-%ты в культуре;
— отражают информационные интересы всех субъектов полу-
Кейия информации;
"й — определены в соответствии с полномочиями ведомств как Статистических, так и культуры;
— в межведомственном плане согласованы между собой, со
поставимы и взаимозаменяемы;
т — не противоречат международным стандартам.
Единовременные статистические исследования позволяют судить о таких показателях развития культуры, которые: 1 — разнообразны по способу нахождения значений;
— предоставляют информацию о явлениях, ранее неизвестных
в сфере культуры;
— дополняют традиционные статистические показатели в тех
аспектах, где последние дают общую информацию;
— отражают исследовательские и прогностические интересы
субъектов получения информации.
Бухгалтерский учет предоставляет данные о таких показателях развития культуры, которые:
— дают наиболее полную и достоверную информацию о хозяй
ственной деятельности и финансовом состоянии изучаемого объекта;
— обеспечивают учет и контроль за наличием и движением материальных, трудовых и финансовых ресурсов по единой методике для всех организаций независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.
Социологические исследования ориентированы на изучение культурных запросов, предпочтений индивида, уровня и форм его приобщения к культурной деятельности. Целью социологических исследований в культуре является выявление отношения различных социально-культурных групп населения к культурным ценностям и благам.
3.3.3. Мониторинг сферы культуры.
Преобладание статистических методов наблюдения за процессами, происходящими в культуре. Разрозненность, обособленность имеющихся методов сбора информации.
Необходимость создания новой информационной системы — мониторинга.
Мониторинг сферы культуры — процесс постоянного непрерывного наблюдения за состоянием сферы культуры и анализа ее деятельности, предполагающий создание единой система сбора, хранения, обработки и распространения данных.
Задача мониторинга: получение картины функционирования сферы культуры с минимальными организационно-экономическими затратами.
Объекты мониторинга:
— организации культуры вне зависимости от форм собствен
ности, организационно-правовых форм и ведомственной принадлежно
сти;
— объекты культурного наследия;
— физические лица — создатели и собиратели культурных
ценностей;
— неинституциональные формы культурной деятельности;
— инфраструктура культурной деятельности;
— население как потребитель культурных и информационных
благ и услуг.
Тема 4. СПЕЦИФИКА ХАРАКТЕРА И РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА В КУЛЬТУРЕ
4.1. Специфика характера труда.
4.1.1. Основные элементы процесса производства.
j К основным элементам процесса производства относятся предмет в средства труда, труд работников.
4.1.2. Содержание процесса труда в культуре.
Содержание процесса труда в культуре наиболее наглядно раскрывается в сравнении с материальным производством.
S Содержание процесса труда как характер воздействия работника на предмет труда при помощи средств труда. ,; Материальное производство:
предмет труда — вещество природы;
средства труда — здания, сооружения, оборудование и т.п.
Суть процесса производства — взаимодействие человека и природы. Человек преобразовывает вещество природы и приспосабливает к своим потребностям. v Культура:
Предметом труда выступает сам человек.
Средства труда: особую роль играют т.н. "интеллектуальные средства труда", то есть творческий потенциал создателей культурных ценностей и благ.
Значительная роль личностного фактора, индивидуальности работника. Вспомогательная роль технических средств. Ограниченные возможности взаимозаменяемости живого труда и технических средств.
Труд — квалифицированный, творческий, требует специальной подготовки, более высокого уровня образования.
Суть процесса производства — "обработка людей людьми" (К. Маркс), то есть воздействие непосредственно на человека.
Интеллектуализация производства культурных ценностей и благ. Возрастание роли информационных технологий.
4.2. Результаты труда в культуре.
Можно развести конечный общественно значимый результат (социальный эффект) культуры, который не поддается прямому измерению, и непосредственный результат деятельности организаций культуры — продукт. Так, для театра непосредственным результатом дея-
тельности является спектакль, для концертной организации — концерт, для цирка — представление, для кинотеатра — сеанс, для библиотеки — выдача книг, периодических изданий, оказание информационных услуг.