II этап. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
Проект федерального закона о федеральном бюджета на очередной финансовый год и плановый период рассматривается в трех чтениях.
Предметом первого чтения проекта бюджета являются доходы и дефицит/профицит федерального бюджета, а также общий объем бюджета "принимаемых" обязательств и распределение (подтверждение представленных Правительством РФ расчетов) средств бюджета "действующих" обязательств.
В случае принятия Государственной Думой законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении Государственная Дума может:
• передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее - согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета очередной финансовый год, исходя из рекомендаций, изложенных в заключении Комитета по бюджету, Комитета по экономической политике и заключении Комитета Совета федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
• вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
• поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении и передачи его в согласительную комиссию она в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета, согласовывая указанные характеристики с внесенными на рассмотрение Государственной Думы законопроектами о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах, программой государственных внешних заимствований РФ и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на очередной вый год в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета.
По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думе согласованные основные характеристики федерального бюджета, а также законопроекты о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах, о размерах тарифов взносов в государственные федеральные внебюджетные фонды, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда.
По итогам рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении принимается постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период" в первом чтении и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год.
Если Государственная Дума не принимает решение по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается повторно отклоненным в первом чтении.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и возвращения его на доработку в Правительство РФ, оно в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключении Комитета по бюджету, Комитет экономической политике и вносит проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня его повторного внесения в Государственную Думу.
В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонении проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования.
Предметомвторого чтения проекта бюджета являются утверждение распределения средств бюджета "принимаемых" обязательств, в том числе с выделением федеральных целевых программ и наиболее крупных инвестиционных проектов, между главными распорядителями средств федерального бюджета, а также распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Федерации и текстовые статьи закона о бюджете. В эти же сроки может проводиться обсуждение профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
Предметомтретьего чтения проекта бюджета являются федеральный закон о федеральном бюджете в целом и приложения к бюджету по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета (в том числе с выделением администрируемых ими бюджетных программ).
После принятия Федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год и плановый период Государственной Думой рассматриваются и утверждаются проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, неконсолидированных в федеральном бюджете.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период передается на рассмотрение Совету Федерации.
Рассмотрение Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Президентом РФ осуществляется до 25 декабря, после чего он им подписывается.