Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Следующая стадия бюджетного процесса — рассмотрение и ут­верждение федерального бюджета. Проект федерального бюджета на очередной финансовый год вносится в Государственную Думу и одновременно Президенту РФ не позднее 26 августа текущего года.

В течение суток со дня внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу Совет Государственной Думы направляет

313

его в комитет по бюджету для подготовки заключения осоответ­ствии представленных документов и материалов установленным требованиям. Если такого соответствия нет, то проект бюджета подлежит возврату Правительству РФ, которое в течение 10 дней должно его доработать и представить вГосударственную Думу.

В Государственной Думе проект федерального бюджета рас­сматривается в четырех чтениях.

В первом чтении,которое длится 30 дней, Государственная Дума обсуждает и принимает (или не принимает) обшие пока­затели федерального бюджета: общий размер доходов, расхо­дов, дефицит. Предметом обсуждения является также прогноз социально-экономического развития РФ наочередной финансо­вый год и общая концепция федерального бюджета, включающая основные направления бюджетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты во взаимоотношениях федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; пределы внешних заимствований.

Обсуждая прогноз социально-экономического развития, Госу­дарственная Дума тем самым соглашается или нет с общими про­гнозными оценками доходов федерального бюджета на очередноГ! финансовый год. Она может поставить под сомнение реалистич­ностьпрогноза, например занижение Правительством реальныхпоказателей роста ВВП, или усомниться вправильности выбран­ной налоговой политики. Поэтому, по существу, первое чтение — это оценка Государственной Думой проделанной Правительством РФ работы и одобрение или нет проводимой ею экономической политики. Вот почему первое чтение является таким важным.

Если Государственная Дума не принимает проект бюджета впервом чтении, то она может:

• передать законопроект офедеральном бюджете всогласи­
тельную комиссию, которая формируется из представителей
Государственной Думы, Совета Федерации. Правительства и
которая обязана в течение 10 дней представить согласованный
вариант;

• вернуть законопроект в Правительство РФ, которое втечение
20 дней обязано доработать проект бюджета и представить его
на рассмотрение в Государственную Думу.
Если Государственная Дума не принимает решения по основ­
ным характеристикам федерального бюджета по итогам работы
согласительной комиссии или дополнительной работы Прави­
тельства РФ, то проект федерального бюджета считается повторно
отклоненным в первом чтении.

314

При повторном отклонении в первом чтении проекта бюджета Государственная Дума не имеет права повторно направлять его в со­гласительную комиссию или возвращать Правительству. Повторное отклонение проекта федерального бюджета равносильно постановке вопроса о доверии Правительству РФ и его роспуске.

Если Государственная Дума принимает проект федерального бюджета в первом чтении, то это означает, что основные показа­тели бюджета: общие размеры доходов и расходов, а также размер дефицита федерального бюджета приняты и не могут быть изме­нены в последующих чтениях.

Уже до первого чтения Государственная Дума должна принять изменения и дополнения в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.

Во втором чтенииГосударственная Дума рассматривает и ут­верждает расходы федерального бюджета по разделам функцио­нальной классификации расходов бюджетов РФ, а также размер Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. До второго чтения Государственная Дума должна принять федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и пере­расчете государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда.

Государственная Дума рассматривает проект бюджета во втором чтении в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении. В основном всей работой по сбору и обобщению поправок зани­мается Комитет по бюджету, который и готовит окончательный проект бюджета ко второму чтению. Если Государственная Дума при рассмотрении во втором чтении проекта бюджета не поддер­живает предложения Комитета по бюджету, она может рассмотреть альтернативные варианты бюджета.

Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального бюджета, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении,которое длится в течение 25 дней со дня при­нятия проекта бюджета во втором чтении, Государственная Дума рассматривает и утверждает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации рас­ходов бюджетов РФ. Она также рассматривает и утверждает рас-

пределениесредств Федерального фонда финансовойподдержки субъектов РФ по субъектам РФ, основные показатели государ­ственного оборонного заказа, расходы федерального бюджета нафинансирование федеральных целевых программ. Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансо­вый год, государственной программы вооружения наочередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета. Рассматриваются и утверждаются также программа гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год, программа предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год, программа государственных внут­ренних заимствований РФ, программа предоставленияРоссийской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год, перечень законодательных актов(статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финан­совый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

При подготовке рассмотрения бюджета в третьемчтении субъ­екты законодательной инициативы направляют свои поправки по предмету третьего чтения в Комитет по бюджету. В течение 10 дней Комитет по бюджету проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок и направляет их в соответствующие профильные комитеты. Дальнейшему рассмот­рению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в Комитете по бюджету и Правительстве РФ. Решения, по кото­рым результаты голосования Комитета по бюджету и профильного комитета совпадают, считаются согласованными. Поправки, по которым у Комитета по бюджету и профильного комитета имеются разногласия, в обязательном порядке выносятся на рассмотрение Государственной Думы.

При этом общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ с уче­том принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год.

В четвертом чтениипроект федерального бюджета принимает­сяв целом. Внесение в него поправок не допускается. Четвертое чтение длится 15 дней.

316

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о фе­деральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Феде­рации.

Совет Федерациирассматривает в целом Федеральный закон о бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня его представления Государственной Думой. В случае отклонения федерального бюджета Советом Федерации он передается в согла­сительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на пов­торное рассмотрение Государственной Думы согласованный Феде­ральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный бюджет только в одном чтении. Если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации, то Федеральный закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании в Государственной Думе за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы.

Одобренный Советом Федерации Федеральный закон о бюдже­те в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент РФ откло­няет федеральный бюджет, то он передается в согласительную ко­миссию, куда включается также представитель Президента РФ.

Если до 15 декабря текущего года Федеральный закон о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год не принят или по другим причинам не вступил в силу до 1 января, то орган, ис­полняющий бюджет, правомочен выделять средства, но не более '/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал или не более '/12 — в расчете на месяц. Если закон о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, то орган, исполняющий бюджет, не имеет права: предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели; выделять бюджетные средства на возвратной основе; предоставлять субвенции негосударствен­ным юридическим лицам; осуществлять заимствования в размере более '/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал; формировать резервные фонды органов испол­нительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

Следующим этапом бюджетного процесса является процесс исполнения бюджета и составление отчета об исполнении бюдже-

317

та. Он начинается после утверждения бюджета законодательными органами власти. Эта стадия имеет своей цельювыполнение до­ходных и расходных частей бюджета. Таким образом, исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и в финанси­ровании соответствующих мероприятий.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в России устанав­ливается казначейское исполнение бюджетов.В отношении феде­рального бюджета это означает, что исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Феде­рального казначейства. Именно Федеральному казначейству при­надлежит исключительное право наоткрытие и закрытие счетов федерального бюджета, а также определение их режима. Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России.

При казначейском исполнении федерального бюджета регис­трация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени полу­чателей средств федерального бюджета возлагаются на Федераль­ное казначейство (подробнее о казначейской системе исполнения бюджета см. гл. XI).

Составной частью исполнения бюджета является кассовое ис­полнение бюджета,осуществление которого возложено на бан­ковскую систему. При этом действует принцип единства кассы. Всоответствии с эти принципом зачисление поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета проводится на единый счет бюджета, с которого осуществляются также ивсе расходы. Таким образом, кассовое исполнение бюд­жетов в соответствии с принципом единства кассы означает, что все доходы каждого бюджета концентрируются в одном кассовом учреждении, исполняющем данный бюджет. Из этого же кассо­вого учреждения осуществляется и выдача денежных средств всем организациям, которые финансируются изданного бюджета.

Одновременно с утверждением бюджета на очередной финан­совый г о д устанавливается размер оборотной кассовой наличностина начало следующего бюджетного года. Это своего рода резерв, предназначенный для финансирования временных кассовых раз­рывов, возникающих в результате того, что поступление доходов в бюджет и осуществление расходов могут не совпадать во времени.

318

В течение года оборотная кассовая наличность должна быть из­расходована на финансирование временных кассовых разрывов. Однако она должна быть обязательно восстановлена к началу но­вого финансового года в утвержденной сумме.

Исполнение бюджета возложено на исполнительные органы власти, которые являются распорядителями бюджетных средств. В свою очередь, все распорядители бюджетных средств подразде­ляются на главных (главные кассиры) распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета— орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средс­тва федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный рас­порядитель бюджетных средств может быть уполномочен Прави­тельством РФ представлять сторону государства в договорах о пре­доставлении бюджетных средств на возвратной основе, государс­твенных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. Он определяет также задания по предоставлению государствен­ных или муниципальных услуг с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы расходов и доходов подведомственных бюджетных учреждений; составляет бюджетную роспись; опре­деляет лимиты бюджетных обязательств; осуществляет контроль получателей бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств— орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право рас­пределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Он составляет бюджетную роспись по подве­домственным получателям бюджетных средств; определяет задания на предоставление услуг; утверждает сметы расходов и доходов; осуществляет контроль за использованием подведомственными получателями бюджетных средств.

Исполнение бюджета может осуществляться как по доходам, так и по расходам.

Исполнение бюджетов по доходампредусматривает:

• перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

• распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регу­лирующих доходов;

• возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

• учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соот­ветствующего бюджета.

319

Бюджеты по расходам исполняются впределах наличия бюд­жетных средств на едином счете бюджетаи в соответствии со следующими обязательными последовательно осуществляемыми процедурами:

1) составление и утверждение бюджетной росписи;

2) утверждение и доведение уведомлений обюджетных ассиг­нованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств,а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

3) утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджет­ных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

4) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

5) подтверждение и выверка исполнения денежных обяза­тельств.

Основным документом, на базе которогоосуществляется опе­ративное исполнение бюджетов, является бюджетная роспись.Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюд­жетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджета. Она составляется в течение 10 дней со дня утверждения бюджета пораспорядителям и получателям бюджетных средств, с поквартальной разбивкой. Бюджетная роспись представляет со­бой оперативный план распределения расходов бюджета по под­разделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам,главам, статьям), содержит сроки поступления налогов и других платежей.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную рос­письв течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюд­жетная роспись утверждается руководителем указанного органа вустановленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновре­менно сводная бюджетная роспись направляется для сведения всоответствующие представительные и контрольные органы.

Сводная роспись федерального бюджетасоставляется Министер­ством финансов РФ и утверждается министром финансов РФ.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной рос­писи орган, исполняющий бюджет, доводит вформе уведомлений

320

показатели указанной росписи до всех нижестоящих распоряди­телей и получателей бюджетных средств. Получатель бюджетных средств— это бюджетное учреждение или иная организация, име­ющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджет­ных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя смету доходов и расходовпо установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету.

В процессе исполнения бюджета важное значение принадлежит утверждению лимитов бюджетных обязательств,которые представ­ляют собой объем бюджетных обязательств, определяемый и ут­верждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Лимиты бюджетных обязательств доводятся не позднее, чем за пять дней до начала периода их действия. Изменение лими­та бюджетных обязательств возможно только в случае изменения бюджетных ассигнований или блокировки расходов.

Получатели бюджетных средств принимают на себя бюджетные обязательства,а орган, исполняющий бюджет, осуществляет про­цедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:

• при несоответствии принятых денежных обязательств требова­ниям Бюджетного кодекса РФ;

• при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;

• при несоответствии принятых бюджетных обязательств утверж­денной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

• при блокировке расходов.
Блокировка расходов бюджета— это сокращение лимитов бюд­
жетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигновани­
ями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обяза­
тельств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о
бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств

(субъект РФ, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, одна­ко к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполнимыми.

Блокировка расходов может осуществляться на любом этапе исполнения бюджета, в том числе при выявлении органом, ис­полняющим бюджет, или органом государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств имеют право перемещать бюджетные ассигнования между полу­чателями бюджетных средств в объеме не более 5% бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.

В случае установления встречных обязательств между бюджетоми получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолжен­ности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).

Отчет об исполнениибюджетов осуществляется уполномо­ченным исполнительным органом иможет быть оперативным, ежеквартальным, полугодовым и годовым. Отчет направляется в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государствен­ного внебюджетного фонда. На основании распоряжения мини­стра финансов все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

В отчетах бюджетных организаций в обязательном порядке отражаются: степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг; данные о доходах. полученных в результате оказания платных услуг; данные об ис­пользовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений. В свою очередь, Министерство финансов РФ совместно с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом РФ готовит сводный отчет о расходах средств федерального бюджета, вложен­ных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о до-322

ходах, полученных от таких вложений. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам. Федераль­ные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу одновременно со следующими докумен­тами и материалами:

• отчетом о расходовании средств резервного фонда Правитель­ства РФ и резервного фонда Президента РФ;

• отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюд­жетных кредитов;

• отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;

• отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований;

• сводными отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

• отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на пер­вый и последний день отчетного финансового года;

• отчетом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о нарушениях бюджетного законодательства РФ, выявленных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении

федерального бюджета в течение 1,5 месяца после представления указанного отчета в Государственную Думу.

Заключение Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ должно обязательно включать:

• заключение по каждому разделу и подразделу функциональной
классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному
распорядителю средств федерального бюджета с указанием:
а) выявленных сумм нецелевого использования бюджетных
средств; б) расходования средств федерального бюджета сверх
утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной
росписи; в) руководителей органов государственной власти
или получателей бюджетных средств, принявших указанные

323

решения, и должностных лиц Федеральною казначейства, до­пустивших осуществление таких платежей;

• заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о феде­ральном бюджете либо бюджетной росписью;

• анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов, за­ключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

• анализ предоставления обязательств по государственным га­рантиям и их исполнения, заключения по выявленным фак­там предоставления государственных гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;

• анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заклю­ченных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

• анализ выполнения плановых заданий по предоставлению
государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых
затрат на предоставление государственных услуг.
Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении фе­
дерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заклю­
чения Счетной палаты РФ.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюдже­та Государственная Дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета, доклад Генерального про­курора РФ о соблюдении законности в области бюджетного зако­нодательства, а также заключение Председателя Счетной палаты РФ. Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Выс­шего Арбитражного Суда РФ, а также Председатель Верховного Суда РФ могут, по собственной инициативе или по предложению Председателя Государственной Думы, представить доклады с ана­лизом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

• об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

• об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

324

Бюджетный финансовый год в разных странах имеет разные временные границы. Например, в США бюджетный год начина­ется 1 октября и заканчивается 30 сентября; в Японии он длится с 1 апреля до 31 марта. В РФ бюджетный финансовый год сов­падает с календарным. Он начинается 1 января и заканчивается 31 декабря в 24 часа. При этом лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие денежных обяза­тельств после 25 декабря не допускается, а подтверждение денеж­ных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, не позднее 28 декабря.

В большинстве стран, в том числе и в России, исполнение бюд­жета носит непредсказуемый характер. Это обусловлено неста­бильностью макроэкономической ситуации и невозможностью точно предсказать объем ВВП, уровень инфляции, количество собираемых налогов и т.п. Поэтому постоянно требуется привя­зывать исполнение бюджета к меняющимся условиям. Такая при­вязка осуществляется за счет механизма корректировки расходовбюджетов, который применяется для того, чтобы фактические расходы находились в соответствии с фактическими доходами в целях поддержания макроэкономической стабильности.

Если в процессе исполнения бюджета фактически запланиро­ванные расходы не совпадают с доходами, то применяется процеду­ра сокращения расходов бюджета (секвестрование). Секвестр— это пропорциональное сокращение расходов бюджета, за исключением защищенных статей (заработная плата, стипендии, медицинские услуги и т.п.), проводимое в случае превышения предельного раз­мера дефицита бюджета. Несмотря на то, что сокращение расходов происходит по всем основным категориям, секвестирование при­водит к значительному изменению расходной части. Это связано с тем, что существуют защищенные статьи, расходы по которым не могут быть сокращены ни при каких условиях.

Секвестирование — хотя и необходимое, но весьма болезнен­ное средство, которое имеет целый ряд негативных последствий. Прежде всего оно порождает неуверенность в завтрашнем дне и создает ситуацию постоянного финансового стресса. В результате сокращаются долгосрочные инвестиции, растут неплатежи и цены, за счет которых поставщики стремятся компенсировать дополни­тельные издержки, которые могут возникнуть в результате сокра­щения расходов бюджета в будущем. Бюджетной организации по­стоянно приходится пересматривать бюджетный план, сокращать платежи, которые связаны прежде всего с закупками необходимого

325

оборудования. Все это создает неуверенность в завтрашнем дне. подрывает доверие к правительству.

Кто и как принимает решение о сокращении утвержденныхрас­ходов бюджета, зависит от объема снижения доходов. Если впро­цессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступ­лений доходов бюджета или поступлений доходов из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному финансированию расходов бюджета не более чем на 5%, то руко­водитель финансового органа (для федерального бюджета — это министр финансов РФ) вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов бюджетаи ввести указан­ный режим. При этом в решении о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета.

Если сокращение доходов бюджетов происходит от 5 до 10%, то такое решение принимает соответственно Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. В их решении должны быть также указаны дата, с которой вводится этот режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение расходов бюджета осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов бюджета и всех получателей бюджетных средств, а также по всем объектам, включенным в адресную инвестиционную программу.

Если в процессе исполнения бюджета происходит сокращение доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и, соответственно, снижение расходов бюдже­та более чем на 10%, орган исполнительной власти представляет органу законодательной власти изменения и дополнения в Закон о бюджете.

Это в полной мере относится и к федеральному бюджету. Если сокращение расходов федерального бюджета происходит более чем на 10%, то Еосударственная Дума обязана во внеочередном порядке в течение 15 дней принять новый Закон о бюджете в трех чтениях.

Первое чтение проекта Федерального закона о внесении изме­нений и дополнений в Федеральный закон о федеральном бюд­жете должно состояться не позднее чем через два дня со дня его внесения. При этом заслушивается доклад Правительства РФ и Счетной палаты РФ о состоянии поступлений доходов и средствот заимствований в федеральный бюджет. Еосударственная Дума принимает доклад за основу и утверждает новые основные харак­теристики федерального бюджета.

326

Второе чтение должно состояться не позднее чем через пять дней со дня принятия проекта закона в первом чтении. При рас­смотрении во втором чтении утверждаются объемы ассигнова­ний по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ.

Третье чтение проекта Федерального закона о внесении измене­ний и дополнений в Федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее чем через три дня со дня его приня­тия во втором чтении. В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование в целом. Если указанный законопроект не принимается в указанный срок, то Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета вплоть до его принятия.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Наши рекомендации