Одинаковые).Учёт финансовых результатов от обычных видов деятельности

Учет доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности организации (продажа товаров, готовой продукции, работ, услуг), и формирование финансового резуль­тата по этим видам деятельности осуществляется на счете 90 «Продажи».

На этом счете отражаются выручка и себестоимость по проданным товарам, продукции (работам, услугам), в частности:

  • по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
  • работам и услугам промышленного характера;
  • работам и услугам непромышленного характера;
  • покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
  • строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и т. п. работам;
  • товарам;
  • услугам по перевозке грузов и пассажиров;
  • транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;
  • услугам связи;
  • предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользо­вание) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);
  • предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промыш­ленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);
  • участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т. п.

Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.Сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг от­ражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно фактическая себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг списывается в дебет счета 90 «Продажи» в корреспонденции с кредитом сче­тов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное произ­водство» и др. В конце года в дебет счета 90 «Продажи» списывается разница между плановой и фак­тической себестоимостью проданной продукции. Плановая себестоимость проданной про­дукции, а также суммы разниц списываются в дебет счета 90 «Продажи» (или сторнируют­ся) в корреспонденции с теми счетами, на которых учитывалась эта продукция.

87. Учётная политика организации. Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. выбранная организацией учетная полтика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером /бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:

  • выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

88. Финансовый учёт в организации: его сущность, цели и содержание.

Финансовый учет предоставляет информацию о результатах деятельности организации ее внешним пользователям: акционерам, партнерам, кредиторам, налоговым и статистическим органам, банкам, осуществляющим финансирование, и т.д. Ведение финансового учета осуществляется в обязательном порядке и в строго регламентированной форме в соответствии с требованиями законодательства. Для финансового учета характерно соблюдение общепринятых бухгалтерских принципов, применение денежных единиц измерения, периодичность и объективность. Финансовый учет предназначается не только для внутренних, но и для внешних пользователей (сторонние организации, физические лица, государство и т.д.). Именно поэтому, финансовый учет строго регламентируется. При его ведении обязательно использовать систему двойной записи и следовать общепринятым принципам бухгалтерского учета. Денежная единица в финансовом учете применяется по курсу, действовавшему в момент совершения хозяйственной операции. Группировка затрат осуществляется по их элементам. Основным объектом финансового учета является предприятие (фирма) в целом, а не отдельные ее структурные подразделения. Отчетность составляется периодически, на регулярной основе. Информация, содержащаяся в финансовом учете должна быть объективной. Финансовый учет ведется в обязательном порядке всеми хозяйствующими субъектами Задачами бухгалтерского (финансового) учета являются не только вопросы внутренние (связанные с отношениями внутри предприятия), но и внешние (связанные с правоотношениями с другими хозяйствующими субъектами и государством в лице государственных контролирующих органов). Действительно, при помощи финансового учета предприятие не только видит достоверное положение собственных дел, но и формирует информацию, которая может быть интересна потенциальным инвесторам (с точки зрения возможных инвестиций) и государству (с точки зрения налогов и статистики). Именно поэтому бухгалтерский баланс в обязательном порядке предоставляется в органы налогового контроля и статистики всеми налогоплательщиками.

89(90 повторяются). Функции управления затратами. Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку (принятие) и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ. Управление затратами -- это выполнение всего комплекса функций управленческого цикла, направленных на повышение эффективности использования производственных ресурсов на предприятии. Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов, участков и т.п.). Отдельные функции и элементы управления затратами выполняются служащими предприятия непосредственно или при их активном участии. Например, диспетчер влияет на координацию и регулирование производственного процесса, а следовательно, на производственные затраты; бухгалтер выполняет учет затрат и т.п. Объектами управления являются затраты на разработку, производство, реализацию, эксплуатацию (использование) и утилизацию продукции (работ, услуг). Цель управления затратами состоит п достижении намеченных результатов деятельности предприятия наиболее экономичным способом. Итак, управление затратами -- это динамический процесс, включающий управленческие действия, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.

89(90 повторяются). Функции управления затратами. Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку (принятие) и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ. Управление затратами -- это выполнение всего комплекса функций управленческого цикла, направленных на повышение эффективности использования производственных ресурсов на предприятии. Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов, участков и т.п.). Отдельные функции и элементы управления затратами выполняются служащими предприятия непосредственно или при их активном участии. Например, диспетчер влияет на координацию и регулирование производственного процесса, а следовательно, на производственные затраты; бухгалтер выполняет учет затрат и т.п. Объектами управления являются затраты на разработку, производство, реализацию, эксплуатацию (использование) и утилизацию продукции (работ, услуг). Цель управления затратами состоит п достижении намеченных результатов деятельности предприятия наиболее экономичным способом. Итак, управление затратами -- это динамический процесс, включающий управленческие действия, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия. Управление затратами не является самоцелью, но совершенно необходимо для достижения предприятием определенного экономического результата, повышения эффективности работы. Функции управления затратами первичны по отношению к производству, т.е. для достижения определенного производственного, экономического, технического или другого результата сначала нужно произвести затраты. Поэтому цель управления затратами состоит п достижении намеченных результатов деятельности предприятия наиболее экономичным способом. Организация -- важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, каким образом на предприятии управляют затратами, т.е. кто это делает, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами. Определяются места возникновения затрат, центры затрат и центры ответственности за их соблюдение. Разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей руководителей и специалистов, участвующих в управлении затратами, которая должна быть совместима с организационно-производственной структурой предприятия. Координация и регулирование затрат предполагают сравнение фактических затрат с запланированными, выявление отклонений и принятие оперативных мер по их ликвидации. Если выясняется, что изменились условия выполнения плана, то затраты, запланированные на его реализацию, корректируются. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют предприятию избежать серьезного срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности.

Основные принципы управления затратами выработаны практикой и сводятся к следующему:

* системный подход к управлению затратами;

* единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами;

* управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия -- от создания до утилизации;

* органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);

* недопущение излишних затрат;

* широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;

* совершенствование информационного обеспечения об уровне затрат;

* повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.

Системный подход находит свое выражение в том, например, что эффективность управления затратами оценивают по эффективности самого слабого звена системы. Что бы то ни было: низкий уровень нормирования затрат, посредственная мотивация и стимулирование персонала за их снижение, недостаточный по объему и неудовлетворительный по качеству анализ, система учета затрат, не обеспечивающая потребности руководства, -- оно неизбежно скажется на функционировании системы.Именно слабое звено определяет надежность (эффективность) работы всей производственной системы, какой является предприятие. Недостаточное внимание к одной функции управления затратами может свести на нуль всю работу.

Методическое единство управления затратами на разных уровнях предполагает единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу затрат на предприятии.

Соблюдение всех принципов управления затратами создает базу экономической конкурентоспособности предприятия, завоевания им передовых позиций на рынке.

36. Классификация счетовпредставляет собой орудие предварительного бухгалтерского анализа хозяйственной деятельности, выявления необходимой информации и возможного её получения. При классификации бухгалтерских счетов нельзя оперировать конечным множеством классификационных объектов, т.к. локализация информации в счетах выступает только более или менее адекватным отражением явлений и процессов деятельности. В процессе классификации счетов происходит не только СОБИРАНИЕ отдельных счетов в научно обоснованные группы и подгруппы, но, что более важно, осуществляется РАЗДЕЛЕНИЕ (декомпозиция) всей системы информации о хозяйственной деятельности на части, формирование структуры обобщающих показателей бухгалтерского учёта. На основных счетах группируется и обобщается информация о движении имущества (хозяйственных ресурсов) и капитала предприятия, а также состояние расчетов с дебиторами (требования) и кредиторами (обязательства). Соответственно их назначению и общим правилам учёта в бухгалтерских счетах выделяют следующие подгруппы основных счетов: инвентарные, счета денежных средств, счета требований и обязательств, счета капитала [4].

1) Инвентарные счета предназначены для учёта материальных ценностей и денежных средств. Наличие и движение средств на инвентарных счетах, учитывающих материальные ценности, отражаются не только в денежной оценке, но и в натуральных измерителях. Это счета активные, поэтому схема записей та же, что и на всех активных счетах. Аналитический учёт ведётся по каждому объекту материальных ценностей и контролируется по местонахождению этих ценностей. Остаток (сальдо) по каждому инвентарному счёту материальных ценностей должен равняться остатку средств в натуре, а по счетам денежных средств – их фактическому наличию. Периодически посредством инвентаризации проводят проверки остатков средств в натуре, которые сравнивают с остатками инвентарных счетов и по мере необходимости делают уточнения. К подгруппе инвентарных относятся следующие счета: 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», счета иного имущества (03, 07, 11, 21, 45, 58) [6].

2) Счета денежных средств предназначены для учёта наличных, безналичных и выраженных в иностранной валюте денежных средств предприятия. К ним относятся счета: 50 «Касса», 51 «Расчётный счёт», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке», 57 «Переводы в пути».

Общие правила учёта на счетах денежных средств:

1. Денежные средства являются активами предприятия и учитываются на активных счетах.

2. Записи в дебете этих счетов означают поступление (приток) денежных средств, а записи в кредите – их расход (отток).

3. Сальдо в денежных счетах только дебетовое.

4. Аналитический учёт ведётся только в денежных единицах [4].

3) Счета требований и обязательств (активные, пассивные и активно-пассивные) применяются для учета и контроля за состоянием расчётов между организацией и другими организациями и лицами. На них отражаются расчёты с поставщиками, покупателями, бюджетом, персоналом и так далее. По своей структуре, они делятся на активные, учитывающие дебиторскую задолженность; пассивные, учитывающие кредиторскую задолженность; активно-пассивные, предназначенные для учёта и контроля расчётных отношений с организациями и лицами, которые могут быть как дебиторами, так и кредиторами. По таким счетам определяют развёрнутое сальдо (дебетовое и кредитовое в отдельности), которое может быть получено только по данным аналитического учета. К счетам требований и обязательств относятся 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 79 счета [6].

Можно сформулировать общие правила учёта на счетах требований и обязательств:

1. Формирование всех видов дебиторской и погашение кредиторской задолженности учитывается в дебете счетов.

2. Все виды кредиторской задолженности и погашение дебиторской учитываются в кредите счетов.

3. Дебетовые сальдо, учтённые в счетах требований и обязательств включаются в актив бухгалтерского баланса в составе дебиторской задолженности и отражают величину требований предприятия к различным контрагентам, кредитовое сальдо – в пассиве в составе обязательств.

4. Аналитический учёт необходимо вести по каждому требованию и обязательству, по каждому дебитору и кредитору [4].

4) Счета капитала применяют для учёта капитала (фондовых резервов) организации. Все фондовые счета пассивные, потому схема записей на них соответствует стандартной схеме по пассивным счетам. Аналитический учёт ведётся по целевому назначению источников средств, отражаемых на этих счетах. Счета капитала: 80 «Уставный капитал», 81 «Добавочный капитал», 82 «Резервный капитал», 84 «Нераспределённая прибыль», 86 «Целевое финансирование» [10].

Общие правила учёта на указанных счетах сводятся к следующему:

1. Бухгалтерские счета собственного капитала имеют структуру пассивного счёта. Исключение составляет счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)», в котором на отдельном субсчёте «Непокрытый убыток» учитывается сумма чистого убытка по правилам учёта на активных счетах.

2. Хозяйственные факты по формированию и пополнению капитала регистрируются в кредите счетов капитала, а по его использованию - в дебете.

3. Сальдо на счетах капитала – кредитовое (за исключением указанного выше случая).

4. В бухгалтерском балансе сальдо, учтённые на этих счетах, включаются в пассив (раздел «Капитал и резервы»). Отметим, что сумма непогашенного убытка отражается как величина отрицательная в круглых скобках и уменьшает величину собственного капитала предприятия

37. Классификация и виды цен.Классификация цен по различным признакам отражает их подразделение на отдельные виды.

- Виды цен в зависимости от сфер торговли: на цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово - сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

Обычно по оптовым ценам предприятия - производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у непосредственных производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены» может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.

Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие, как уже было упомянуто, виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально - вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

- По степени и способу регулирования цены разделяются на следующие группы:

Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. Система государственного ценообразования широко использовалась в Советском Союзе. В основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которым прибавляется нормативная прибыль или из которых вычитается государственная ценовая дотация.

Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.

Однако и тот и другой путь имеют ряд существенных недостатков, что и приводит к редкому использованию этого метода. Все дело в том, что государство, устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цены, что приводит к сокращению предложения и росту спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров, то есть товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов, которые нелегальным путем продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением товара). В этом случае страдают как покупатели, которые в условиях нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счете дешевле, так и само государство, так как в условиях созданного дефицита оно занимается распределительными функциями, печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и социальным коллизиям. Определенный урон наносится и производителям - по низким ценам не выгодно продавать свою продукцию, и они начинают сокращать производство. Аналогично неблагоприятная картина складывается и при установлении нижнего предела цены.

Регулирование цен по величине может также проводиться путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности), что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или к цене не должно превосходить заданного уровня, скажем, 50%. Тем самым, если, к примеру, себестоимость единицы товара составила для продавца 1000 рублей, он не имеет права продавать ого по цене выше 1500 рублей. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий - монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной, базисной.

Отметим, что жесткое воздействие государственных органов на цены посредством регулирования осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в рыночной экономике. Чаще всего в условиях экономики рыночного типа регулирование распространяет сферу своего действия на товары и услуги, имеющие жизненно важное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости).

Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли - продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

В экономическом анализе, планировании и статистике наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как их иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. К примеру, если известно, что семья тратила на питание 3000 рублей, а затем стала тратить 6000 рублей, это вовсе не свидетельствует о том, что вдвое улучшилось количество или качество потребляемых продуктов. Возможно, все дело в двукратном росте цен на продовольствие. Чтобы учесть изменение цен, надо установить - сколько денег уходило бы на питание семьи в условиях, если бы цены оставались неизменными? Отсюда и стремление применять при анализе сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, то есть коэффициент перерасчета, отражающий изменение цен. По мере перехода в зону скачкообразного, зачастую неуправляемого подъема цен взамен или в дополнение к индексу цен стал чаще применяться показатель уровня инфляции, характеризующий рост цен в процентах. Показатель уровня инфляции равен процентному индексу роста цен за соответствующий период, уменьшенному на 100%. Индекс цен есть показатель роста, а уровень инфляции - прироста цен.

В этих же целях иногда применяются реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравнимые) цены, то есть цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе. С этой целью устанавливается отношение цен. Чаще всего определяется отношение цен взаимозаменяемых товаров, именуемых субститутами.

В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто определяется предельный уровень таких новых цен в виде лимитных цен.

Применительно к объектам строительной индустрии на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов затрат на создание и оснащение. Такую цену принято называть сметной стоимостью, так как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта.

В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, - ожидаемыми.

Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. В условиях государственного ценообразования прейскурант, ценник был основным, иногда первичным ценовым документом. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом.

В ходе осуществления планово - управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, смысл и назначение которых ясны из их названия. В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес - проекты, бизнес - планы, планы фирм, индикативные государственные планы - прогнозы.

Довольно часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка.

Мировые цены представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. По мере становления рыночных отношений в России цены на российских рынках приобрели тенденцию приближаться к мировым.

38. Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи

В условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении.

Получив широкую хозяйственную самостоятельность, решая вопрос об источниках привлечения финансовых ресурсов и распределении получаемого дохода, хозяйствующие субъекты несут ответственность за законность своей деятельности и достоверное отражение своих финансовых результатов в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государство, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивает защиту своих граждан от незаконных действий предпринимателей.

Контроль может носить правовой, административный характер; большое значение имеет технический, экономический контроль; хозяйствующие субъекты организуют экономический и общехозяйственный контроль. Особое место в системе контрольных функций занимает финансовый контроль.

Контроль определяют по-разному: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, вид деятельности, систему, обратную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т. д., что является следствием подхода к данному вопросу с точки зрения интересов представителей различных научных направлений.

Существуют различные виды контроля, каждый из которых характеризуется такими элементами, как:

субъект контроля;

субъект, принимающий решение по результатам контроля;

объект контроля;

предмет контроля;

цель контроля;

задачи контроля;

принципы контроля;

методы контроля;

техника и технология контроля;

процесс контроля.

В широком смысле под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности. Финансовый контроль имеет ту особенность, что его объектом всегда являются отношения, связанные с мобилизацией или расходованием денежных средств, т.е. с использованием финансовых ресурсов.

^ Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Соответственно государственный финансовый контроль – это финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан.

Существуют выработанные мировой практикой общие принципы финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность. Они нашли отражение во многих основополагающих и методологических документах финансового контроля начиная с известной Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в 1980 г. X конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ).

^ Финансовый контроль может рассматриваться в качестве одной из функций контрольных органов, представляющей собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля с целью установить законность совершенных им операций, достоверность и качество полученных финансовых показателей с применением определенных форм, методов и разновидностей ее организации.

^ 1. 2. Общегосударственный финансовый контроль

Основным функциональным назначением финансового контроля, осуществляемого в интересах общества, является контроль за исполнением бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности органов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации.

В связи с разделением бюджетов по формам собственности финансовый контроль за их исполнением подразделяется на государственный финансовый контроль, осуществляемый как в масштабе РФ, так и в каждом субъекте РФ, и муниципальный финансовый контроль, проводимый на уровне местного самоуправления.

Наши рекомендации