Характеристика структуры и динамики доходов федерального бюджета

Доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2011 года составили 8 213 020,0 млн. рублей (21,4% к ВВП, что на 2,6 п.п. больше, чем за аналогичный период прошлого года) или 79,7% к объему доходов федерального бюджета на Характеристика структуры и динамики доходов федерального бюджета - student2.ru 2011 год, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», и на 460 699,3 млн. рублей (на 5,9%) больше суммы, предусмотренной главными администраторами доходов федерального бюджета в кассовом прогнозе на январь-сентябрь 2011 года.

Доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2011 года (без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) составили 8 150 825,0 млн. рублей (21,3% к ВВП) или 79,6% к аналогичному показателю, учтенному при формировании бюджета на 2011 год (далее - прогноз на 2011 год) (рисунок 2.1).

Характеристика структуры и динамики доходов федерального бюджета - student2.ru Характеристика структуры и динамики доходов федерального бюджета - student2.ru

Рис. 2.1 Помесячная динамика доходов федерального бюджета

(в % к ВВП)

За 9 месяцев нефтегазовые доходы составили 3 989 915,6 млн. рублей (10,4% к ВВП), ненефтегазовые доходы – 4 223 104,4 млн. рублей (11,0% к ВВП) или соответственно 76,3% и 83,2% к прогнозу на 2011 год, 146,1% и 128,8% к аналогичному периоду прошлого года.

Ненефтегазовые доходы (без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) составили 4 160 909,4 млн. рублей (10,9% к ВВП) или 83,1% к прогнозу на 2011 год и 131,6% к аналогичному периоду прошлого года (рисунок 2.2).

Характеристика структуры и динамики доходов федерального бюджета - student2.ru Характеристика структуры и динамики доходов федерального бюджета - student2.ru Рис. 2.2. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2009-2011 годов

Сравнение объема и структуры доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2011 года с данными отчета об исполнении федерального бюджета за аналогичный период прошлого года показало, что увеличение доходов федерального бюджета в сумме 2 204 391,6 млн. рублей (на 2,6 п.п. ВВП) образовалось за счет увеличения поступлений:

- нефтегазовых доходов на 1 259 042,3 млн. рублей (на 1,9 п.п. ВВП), в основном, за счет налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и вывозных таможенных пошлин на углеводородное сырье в результате роста мировой цены на нефть марки «Юралс» (с 75,9 до 109,5 долл./барр.) и контрактных цен на газ природный, а также объемов экспорта газа природного;

- ненефтегазовых доходов на 945 349,3 млн. рублей (на 0,7 п.п. ВВП), в основном, за счет налога на добавленную стоимость и ввозных таможенных пошлин в результате роста объемов импорта и ВВП; акцизов в связи с индексацией специфических ставок и налога на прибыль организаций.

В то же время произошло снижение поступлений в части:

доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, что обусловлено сокращением совокупного объема средств Фондов за счет использования средств Резервного фонда в IV квартале 2010 года; снижением ставок процентов по счетам по учету средств Фондов в Банке России из-за снижения используемых для расчета данных ставок котировок долговых обязательств иностранных государств; снижением процентных ставок по депозитам в рублях во Внешэкономбанке, а также укреплением рубля к доллару США и фунту стерлингов; доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации, в основном, за счет снижения основных статей доходов Банка России – от размещения резервных активов и операций кредитования.

Характеристика структуры и динамики доходов федерального бюджета - student2.ru Следует отметить, что несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше (таблица 2.4):

Таблица 2.4 - Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %%

 
Доходы в реальном выражении, в %% к 2008 году 100,0 72,7 75,6 88,1 85,7 89,4 92,1
Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году 100,0 117,3 112,9 115,5 120,6 125,8 127,5
Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году 100,0 117,3 112,9 115,5 118,2 123,3 127,5

Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

- обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

Характеристика структуры и динамики доходов федерального бюджета - student2.ru - индексации в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;

- обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования;

- обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;

- обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

- обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета;

- поддержке инновационного и инвестиционного развития.

Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов является первым федеральным бюджетом, который формируется и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.

К настоящему времени федеральными органами исполнительной власти приняты все необходимые для этого нормативные документы, в основном определена структура сети подведомственных им учреждений.

По предварительным данным, с 1 января 2012 года из 8 780 федеральных государственных учреждений 3 600 будут функционировать в качестве казенных учреждений, 5 140 – бюджетных учреждений (с расширенными полномочиями) и 40 – автономных учреждений.

Тем самым уже в текущем бюджетном цикле, в соответствии с поставленной в Бюджетном послании задачей, будет заложена база для апробации и последующего развития в увязке с формируемыми государственными программами новых форм финансового обеспечения государственных услуг, повышения их доступности и качества, создания условий для оптимизации бюджетной сети, стимулов для повышения результативности деятельности государственных учреждений и их работников.

Характеристика структуры и динамики доходов федерального бюджета - student2.ru В целях реализации поставленной в Бюджетном послании задачи по стимулированию наращивания налогового потенциала в федеральном бюджете на 2012 год предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 10 млрд. рублей на поощрение субъектов Российской Федерации, обеспечивших наилучшие результаты в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций, увеличении доходов бюджетов.

Реализация этих и других мер в рамках формирования межбюджетных отношений на 2012-2014 годы составит первый, подготовительный этап комплексной работы по совершенствованию разграничения полномочий и развития системы межбюджетных отношений.

Таким образом, в 2012-2014 годах будут обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании и других документах стратегического планирования.

Наши рекомендации