Анализ состава и динамики балансовой прибыли
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
-балансовая прибыль;
-прибыль от реализации продукции (работ и услуг);
-налогооблагаемая прибыль;
-чистая прибыль;
-нераспределенная прибыль.
В процессе анализа необходимо изучить:
- состав балансовой прибыли;
- структуру;
- динамику;
- выполнение плана за отчетный год.
После этого следует проанализировать факторы изменения каждой составляющей балансовой прибыли.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4 факторов первого уровня соподчиненности:
- объема реализации продукции ( );
- структуры ( );
- себестоимости ( );
- уровня среднереализационных цен ( ).
Далее следует проанализировать прибыль по отдельным видам продукции:
- выполнение плана;
- динамику.
Величина прибыли от реализации отдельных видов продукции зависит от 3 факторов 1 порядка:
- объема продажи продукции;
- себестоимости;
- среднереализационных цен.
Факторная модель имеет вид:
(5.1)
После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
Анализ рентабельности
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек
производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:
(5.2)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от
реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму
полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
(5.3)
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
(5.4)
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
(5.5)
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:
(5.6)
Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
(5.7)
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
(5.8)
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала.
Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.
И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель занятия:усвоение лекционного материала и закрепление на основе практических заданий.
Задания, вынесенные на занятия:
· Экспресс - опрос по теме
· Тестирование по пройденным темам
· Решение практических и ситуационных задач
Варианты письменной работы по теме
Вариант 1
1. Какие показатели характеризуют товарооборот торгового предприятия и как они рассчитываются?
2. Какие факторы влияют на объем и структуру товарооборота и почему необходимо их учитывать?
Вариант 2
1. Какие факторы, влияющие на товарооборот, являются основными? Как рассчитывается их влияние?
2. Почему товарооборот является важнейшим оценочным показателем деятельности торгового предприятия? Какие тенденции в нем отражаются?