Перечислите виды межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов федераций и муниципальных образований в зарубежных государствах

Дайте определение бюджетного кредита. Охарактеризуйте бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации.

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств: 1) юридическим лицам; 2) другому бюджету на возвратной и безвозмездной основе.

Бюджетный кредит предоставляется бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на срок до одного года. Исключением являются бюджетные кредиты, выдаваемые за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), а также случаи реструктуризации обязательств (задолженности) в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Бюджетные кредиты местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться на срок до одного года.

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных кредитов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Что касается бюджетных кредитов бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов, то они могут предоставляться на срок до одного года.

Основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района.

Раскройте особенности организации межбюджетных отношений в зарубежных государствах.

Американская модель

Характерные черты системы межбюджетных отношений в США — относительная гибкость, прочность и устойчивость. В соответствии с государственным устройством США система государственных финансов страны делится на три уровня: федеральный, уровень штатов и уровень местных органов власти. Важная особенность: большая часть расходов на каждом из уровней финансируется за счет собственных источников поступлений. При этом в конце XX века за счет федерального бюджета обеспечивалось в совокупности 60—65 процентов государственных расходов по всем уровням.

Китайская модель

Налоги собираются региональными властями, центр определяет (частично по формулам, но в основном по договоренности), кому сколько оставить. Доводятся задания по перечислению налоговых платежей в центральный бюджет. В дела провинций, справляющихся с заданием, никто особо не вмешивается, фактически они отданы региональной власти. Не справившихся с налоговым “оброком” наместников снимают с должности, даже исключают из компартии.

Канадская модель

Классический социально ориентированный бюджетный федерализм. Местные органы власти имеют собственные налоги. В стране есть и общефедеральные налоговые отчисления. При разделении налоговых поступлений широко применяется метод “достраивания” ставок: провинции и муниципалитеты имеют право добавлять свои ставки к базовой федеральной ставке.

Германская модель

Межбюджетные отношения базируются на “общих” налогах, поступления от которых распределяются между всеми ее уровнями, при этом осуществляется их частичное перераспределение так, чтобы сократить разрыв между “богатыми” и “бедными” землями. Прямая финансовая помощь из вышестоящих бюджетов относительно невелика, но зато есть многочисленные и весьма крупные федеральные и совместные программы регионального развития.

Обеспечивается социальная справедливость, но несколько в ущерб экономической эффективности. Многие элементы близки ныне действующей российской системе (видимо, не случайно: Россия и Германия — бывшие империи, федерации, сформированные “сверху”.

Перечислите виды межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов федераций и муниципальных образований в зарубежных государствах.

В основе формирования бюджетов субъектов Федерации лежит принцип межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения и политика бюджетного федерализма лежат в основе бюджетного регулирования.

Для государств с федеративным устройством можно выделить три типа организации бюджетной системы.

Централизованная. При таком типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением и достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений.

Децентрализованная. Характеризуется: финансовой независимостью и самостоятельностью региональных властей; полномочия по налогам разделяются так, федеральный бюджет формируется за счет налогов на прибыль и доходы физических лиц, акцизов и таможенных пошлин; субнациональные бюджеты-налоги на товары и услуги, имущество и землю; дисбалансы сглаживаются путем предоставления целевых трансфертов нуждающимся категориям населения. В чистом виде данная модель используется в США, Канаде, Австралии, Великобритании и других странах.

Кооперативная (комбинированная). Характеризуется: более широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации; большой ролью регионов в распределении налоговых доходов; активным вертикальным и горизонтальным бюджетным выравниванием, в основном, за счет общих трансфертов. Такую модель используют Скандинавские страны, Франция, Греция Испания и другие страны Европы.

Модель бюджетного федерализма включает три составляющие:

1) полномочия по расходам уровней власти разграничены;

2) наделение уровней власти достаточными фискальными ресурсами для осуществления полномочий;

3) вертикальное и горизонтальное бюджетное выравнивание с использованием механизма межбюджетных отношений

В бюджетной системе США используются два основных типа условных трансфертов: блочные трансферты и категориальные трансферты. Блочные трансферты выделяются субнациональным властям на финансирования широкого диапазона расходных статей их бюджетов сходной направленности и накладывают незначительные ограничения на то, как органы власти штатов или муниципалитетов будут распределять средства гранта на расходные нужды внутри данного блока расходных статей. Блочные трансферты используются в основном в таких областях бюджетного финансирования, как здравоохранение и социальная защита. Категориальные трансферты (гранты) направлены на финансирование бюджетных расходов их получателей в рамках оговоренных условиями гранта расходных программ.

Категориальные трансферты, рассчитываемые по определенной формуле, направлены на распределение ресурсов между правительствами штатов или муниципальными органами власти согласно законодательным или административным критериям, определенным на федеральном уровне. Классифицированные по формулам, трансферты включают в себя открытые (нелимитированные по объему выделяемых средств) гранты с требованием долевого участия в финансировании расходной программы властей-получателей из собственных средств и закрытые (лимитированные по объему выделяемых средств) гранты, которые выделяются как с требованием долевого участия в финансировании их получателями, так и без этого требования.

Второй тип категориальных трансфертов, то есть гранты на финансирование определенных проектов, предоставляется на основе отбора поданных потенциальными получателями заявок на финансирование.
Средства федеральных трансфертов используются для финансирования широкого круга государственных услуг.

Наибольшую их часть составляют средства, выделяемые на финансирование программ в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, транспорта, защиты окружающей среды и регионального развития.

Основная часть федеральных грантов перераспределяется правительствами штатов для нужд местных органов власти.

Помимо этого, правительства штатов предоставляют муниципальным властям гранты из своих собственных ресурсов.

В Германии выделяются два основных типа:

Наши рекомендации