Разработка концепции коммерческой деятельности
Концепция разрабатывается на основе аналитических, прогнозных материалов и конъюнктурных обзоров. В концепции определяются основные параметры и пропорции в процессе развития предприятия в конкурентной среде, объемы закупок и продаж в перспективе с учетом разных условий развития предприятия и вариантов поведения конкурирующих фирм, а также необходимое количество ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) для реализации показателей коммерческой деятельности. При разработке концепции составляется и перечень мероприятий, способствующих развитию коммерческой деятельности.
Концепция должна обеспечивать предприятию победу в конкурентной борьбе.
По существу концепцию можно рассматривать как идеологию развития предприятия, а план — как обязательный для исполнения документ, который конкретизирует и детализирует концепцию, обеспечивая, таким образом, ее реализацию.
При разработке концепции коммерческой деятельности необходимы:
• обоснование желаемого положения предприятия на рынке товаров и услуг;
• исследование потенциала развития коммерческой деятельности, анализ конкурентных преимуществ предприятия и его конкурентоспособности с точки зрения соответствия этого потенциала требованиям развития коммерческой деятельности в перспективе;
• оценка возможностей предприятия для расширения объема реализации продукции и услуг и увеличения прибыльности;
• анализ методов и структур управления, а также ресурсно-информационного обеспечения с точки зрения возможных изменений в них для достижения целей коммерческой деятельности, в том числе по диверсификации коммерческих операций.
Каждое предприятие с учетом специфики своей деятельности и положения на рынке определяет для себя круг показателей и направления развития коммерческой деятельности для достижения конечной цели.
Концепция как идеология развития коммерческой деятельности предприятия находит практическое выражение в стратегическом плане, который носит более конкретный характер посравнению сней.
В соответствии с этим пятым этапом является разработка стратегического плана, в котором указывают основные параметры развития, количественные и качественные показатели. Стратегический план совмещает два аспекта планирования — целевой и ресурсный, т. е. увязывает цели с возможностями их достижения, что предполагает внутреннюю согласованность его показателей и разделов. Поскольку на каждом этапе развития предприятия ресурсы могут быть ограничены, в стратегическом плане не только предусматривается достижение целей с их помощью, но и разрабатываются методы для расширения видов и увеличения объемов этих ресурсов.
Стратегическое планирование позволяет превратить долговременное, стабильное и конкурентное развитие коммерческой деятельности любого предприятия в управляемый процесс целенаправленного движения от исходного состояния дел (если оно не удовлетворяет руководство) к намеченной цели. Траектории такого движения могут быть различными, каждой из них соответствует определенный вариант развития, и выбор наиболее эффективного варианта — одна из задач стратегического планирования.
При обосновании наиболее эффективного варианта стратегического плана принимаются во внимание все три варианта прогноза - от достигнутого, от ресурсных возможностей, от конечных целей. Эти три варианта рассматриваются и как альтернативные, и как взаимодополняющие. При этом вариант от конечных целей рассматривается как базовый, как предполагающий достижение поставленной цели в установленные сроки.
В соответствии с этим этот вариант уточняется по таким позициям:
• уточнение цели и задач деятельности предприятия, с учетом прогнозных показателей других вариантов, относящихся к внутренней и внешней среде;
• анализ основных условий и особенностей среды, в которой предприятие предполагает функционировать, анализ этапов и закономерностей развития коммерческой деятельности в перспективе и возникающих при этом проблем, анализ уровня развития предприятия по сравнению с конкурентами, уточнение степени обеспеченности необходимыми материальными и трудовыми ресурсами (используется ресурсный вариант прогноза), оценка восприятия сложившегося имиджа предприятия потребителями и конкурентами,
• определение конкретных показателей развития коммерческой деятельности предприятия на перспективу с учетом потребностей в ресурсах и возможного их получения;
• уточнение и взаимоувязка показателей стратегического плана коммерческой деятельности с учетом ресурсных ограничений, возможного изменения поведения конкурентов, а также показателей по другим видам деятельности предприятия.
Проект стратегического плана коммерческой деятельности может иметь самостоятельный характер и выносится на обсуждение органов управления предприятием. В то же время практика показывает, что наиболее эффективно стратегический план коммерческой деятельности реализуется в комплексе с другими планами в их взаимоувязке.
Поэтому проект стратегического плана коммерческой деятельности после его обсуждения и обоснования включается в стратегический план предприятия и рассматривается как генеральное направление в деятельности предприятия. При обсуждении рядовые сотрудники имеют возможность участвовать в выработке наиболее перспективных направлений коммерческой деятельности предприятия. Стратегический план, в том числе и по коммерческой деятельности, одобренный высшим органом управления предприятием, приобретает директивный характер и реализуется исполнительными органами поэтапно, в основном через включение стратегических показателей в текущие планы и обеспечение их выполнения.
Шестой этап предполагает разработку текущих планов.
В текущем плане коммерческой деятельности конкретно определяются показатели, характеризующие:
· объем купли-продажи товаров и услуг;
· утверждение нормативов товарных запасов в целом и по товарным группам и составление на их основе продуктового баланса, увязывающего объемы сбыта продукции и необходимые закупки у поставщиков;
• формирование процедур реализации плановых показателей с определением для них конкретных денежных ресурсов, обоснование набора заданий для каждого подразделения предприятия;
• планирование действий по купле-продаже товаров и услуг определение поставщиков и процедур товародвижения, разработка календарных планов и графиков поставок и реализации;
• контроль за ходом выполнения заданий по реализации и поставкам.
Таким образом, текущее планирование коммерческой деятельности предполагает разработку планов по закупке, реализации и управлению товарными ресурсами для получения максимальной прибыли. В этом плане как в директивном документе отражаются следующие задания:
• объем закупки и реализации продукции в ассортименте с учетом жизненного цикла этой продукции, спроса на нее и возможного предложения (конкурентной среды),
• ценовую политику и объем валовых доходов, получаемых от реализации продукции и услуг;
• объем товарных запасов по ассортименту;
• затраты труда, численность занятых работников с учетом их квалификации и оплаты труда;
• затраты основного капитала, использование машин и оборудования для коммерческих операций, использование инвентаря и других малоценных предметов оборотного капитала, необходимый объем средств на приобретение товаров, услуг, машин и оборудования;
• прибыль, получаемую от коммерческих операций, их эффективность.
Текущие планы коммерческой деятельности представляют собой документ. Он утверждается высшим органом управления предприятием (собранием акционеров) и является обязательным для выполнения.
Контрольные вопросы для проверки знаний
1. Какова роль коммерческой деятельности в эффективном функционировании предприятия?
2. Какие задачи решаются в процессе планирования коммерческой деятельности?
3. Этапы планирования коммерческой деятельности и их совместимость с внутрифирменным планированием.
4. Варианты прогнозов развития коммерческой деятельности и основные методы, применяемые при их обосновании.
5. Показатели коммерческой деятельности и порядок их включения в текущие планы.
Глава 10. Оценка и планирование конкурентоспособности