Методы осуществления финансовой деятельности
Осуществляется финансовая деятельность специальным аппаратом на основании разнообразных методов (в том числе - стимулов, ограничений и санкций).
В зависимости от участников финансовой деятельности методы ее осуществления делятся надве группы:
- методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (добровольные, обязательные и смешанные);
- методы их распределения и использования.
1) Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на виды:
а)налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;
б)обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;
в) добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований;
г)взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);
д) с помощьюметода страхования образуются страховые фонды;
е)эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.
2) Методы распределения фондов денежных средств:
а)финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
б)кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;
в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
г) осуществление расчетов между различными субъектами.
ВОПРОС 5. ОРГАНЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА).
Органы исполнительной власти, которые осуществляют управление финансами, делят на:
· органы управления общей компетенции (Кабинет Министров, главы субъектов, органы местного самоуправления);
· органы управления специальной (отраслевой, межотраслевой) компетенции, которые включают две подгруппы:
а) органы, осуществляющие финансовую деятельность наряду со своими основными функциями (министерства, ведомства);
б) органы, для которых финансовая деятельность является основной (Министерство финансов).
ВОПРОС 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ.
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г., является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии не только с другими федеральными органами исполнительной власти, но и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:
· совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
· разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
· концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
· разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
· осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
· разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
· участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней.