Обоснование выборки ключевых ресурсов-индикаторов эффективности образовательной организации системы СПО
Концепция
комплексной оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организациями обеспечивающими подготовку кадров в системе среднего профессионального образования
либо
Комплексной оценки деятельности и эффективности использования ресурсов образовательных организаций
Системы среднего профессионального образования
Томск 2014 г.
Оглавление
Общие положения 3
Обоснование Концепции 5
Обоснование выборки ключевых ресурсов, являющихся индикаторами эффективности образовательной организации и алгоритма оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организациями, реализующими программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования 8
Приложение. Комплексная оценка деятельности и эффективности использования ресурсов организациями, реализующими программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования Томской области 26
Общие положения
Цель Концепции: усиление подготовки кадров в системы среднего профессионального образования, ее формализация, обеспечение мониторинга и обратной связи с целью отслеживания и генерации организационных инициатив внутри образовательных организаций.
Важнейшими задачами Концепции являются:
- обоснование целесообразности комплексной оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организаций, системы среднего профессионального образования;
- разработка и обоснование алгоритма оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организаций, системы среднего профессионального образования;
- разработка и обоснование методики комплексной оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организаций, системы среднего профессионального образования;
- проведение мониторинга оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организаций, системы среднего профессионального образования;
ИЛИ
- апробация методики комплексной оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организаций, системы среднего профессионального образования.
Обоснование Концепции
Актуальность. Система среднего профессионального образования (далее система СПО) Российской Федерации в последние годы находится в состоянии постоянной модернизации: внедряются современные организационные формы принципиально новые технологии и методы обучения, развивается ее материально-техническое обеспечение. Тем не менее, проблемы остаются, и в первую очередь, они связаны с эффективностью деятельности образовательных организаций.
Несмотря на значительные увеличение финансирования системы СПО, говорить о достаточности ресурсного обеспечения рано. Имеют место старение основных фондов, растет стоимость ресурсов в связи с инфляцией. Одновременно, растут требования субъектов рынка труда к уровню и качеству знаний выпускников, что также повышает потребности в ресурсном обеспечении. Существенные изменения в положительном аспекте для этого направления возникли благодаря реализации Национального проекта в сфере образования, но, вместе с тем, повысились и требования к достигаемым результатам. Соответственно, все более актуальной становится проблема оценки деятельности образовательных организаций. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, заявлено: «… будет сформирована новая образовательная инфраструктура подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, направленная на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов региональных систем профессионального образования и отдельных образовательных организаций, а также улучшение взаимодействия профессиональных образовательных организаций с организациями реального сектора экономики»[5, с. 17].
Решение этой актуальнейшей задачивозможно только путем определения вектора рационального управления имеющимися ресурсами в контексте достижения при этом целей, стоящих перед образовательными организациями и системой СПО в целом. Между тем, эта проблема крайне сложна, поскольку, исторически в нашей стране комплексная оценка управления через соотношение ресурсов и результатов в системе СПО практически не осуществлялась, и соответствующие подходы и технологии на данный момент фактически отсутствуют. Более того, возможности методов, применяемых для оценки системы общего или высшего образования, а также других социальных отраслей, оказываются крайне ограниченными, когда возникает необходимость их приложения к организациям, реализующим программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования. С другой стороны, кроме решения данной задачи, стоящей на государственном уровне, наличие системы оценки управления деятельностью образовательными организациями системы СПО позволяет уделять больше внимания вопросам анализа их функционирования и создает предпосылки для научно обоснованного стратегического планирования.
В международной и российской литературе представлено значительное число теоретических и практических подходов, методов анализа деятельности как коммерческих, так и некоммерческих организаций, но они практически неадаптированны к образовательным организациям системы СПО.
Теоретическую и методологическую основу Концепции составили результаты научных работ отечественных и зарубежных авторов в области теории корпоративных финансов, финансового и статистического анализа, оценки эффективности хозяйственной деятельности, организации, экономики и управления образованием.
Для решения задач Концепции, использовались общенаучные методические подходы: анализ, классифицирование, синтез, обобщение, метод экспертных оценок, и специальные методы исследования: метод сбалансированных оценок, аппарат финансового и производственного анализа, статистические методы.
Концепция разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, нормативно-правовых документов регламентирующих функционирование системы СПО РФ [1-10].
Гипотеза Концепции: новый подход позволит сформировать систему оценки деятельности и эффективности использования ресурсов организаций системы СПО, обеспечивающую контроль за результативностью различных направлений деятельности, а также определение условий, возможностей и факторов повышения результативности отдельных сторон и аспектов деятельности с учетом различий влияния времени, риска и ликвидности.
Практическая значимостьКонцепции определяется тем, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы для повышения эффективности и совершенствования деятельности образовательных организаций и системы профессионального образования в обеспечении достижения поставленных стратегических целей как на макро- так и на микроуровнях.
обоснование выборки ключевых ресурсов-индикаторов эффективности образовательной организации системы СПО
Анализ различных точек зрения отечественных и зарубежных исследователей показало большое разнообразие концепций и измерителей эффективности организации. Вместе с тем обобщая их можно в достаточной мере утверждать, что в общем смысле, как правило, эффективность (лат. efficientia) рассматривают как продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели. Тем самым можно сказать, что в общем понимании эффективность есть количественное отношение полученного результата (эффекта) к осуществленным затратам ресурсов (факторов производства) для его получения:
В сою очередь факторы производства - это реально вовлеченные в процесс производства товаров и услуг ресурсы. Экономическая теория выделяет две группы ресурсов — материальные и людские. Материальные ресурсы — капитал и земля, людские — труд и предпринимательская способность.
Экономист Д Синко под «эффективностью организационной системы понимает результативность ее функционирования, которая содержит следующие семь составляющих [11, c. 15]:
- действенность - уровень достижения поставленной цели;
- экономичность - уровень использования ресурсов;
- доходность как соотношение между валовым доходом и суммарными затратами;
- производительность - соотношение количества произведенного продукта и потребленных ресурсов;
- качество трудовой жизни - степень удовлетворения личных потребностей и запросов работников в процессе трудовой деятельности;
- внедрение нововведений как характеристика превращение научно-технического потенциала организации».
Анализ различных подходов к пониманию сущности эффективности свидетельствует о его многозначности. Общим для всех определений является представление об эффективности как о способности системы к достижению целей.
Выше сказанное дает основания полагать, что в общем понимании эффективность системы оценивается через систему показателей, отражающих каждую из обозначенных признаков. Следует также отметить, что любая организация является элементом более крупной организационной системы и действует в предписанных ей рамках, которые можно рассматривать как внешние цели-ограничения или факторы-условия.
Данный подход к пониманию сущности и оценки эффективности системы получил широкое распространение как в зарубежных так и в отечественных системах оценки эффективности деятельности организаций и соответственно может быть частично применим для оценки деятельности образовательных организаций.
Таким образом, в контексте рассматриваемого вопроса, в качестве результата (эффекта) деятельности образовательной организации системы СПО, следует рассматривать образовательные услуги, объем оказания которых, характеризуется через призму показателей приведенного контингента обучающихся. Соответственно ресурсами выступающими факторами производства и соответственно вовлеченными в процесс производства образовательных услуг являются:
1) материально-технические ресурсы, в первую очередь в виде производственных площадей непосредственно используемых в процессе оказания образовательных услуг;
2) финансовые ресурсы – в виде государственных субсидий и привлеченного капитала;
3) интеллектуальные ресурсы в контексте уровня трудового потенциала образовательной организации и продуктивности его использования для обеспечения соответствующего качества образовательных услуг.
Вместе с тем оценивать эффективность образовательных организаций в контексте стратегических целей и перспективного долгосрочного развития следует на основании:
- Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года;
- государственных программ развития профессионального образования до 2020 года субъектов Российской Федерации;
- Программы развития образовательной организации до 2020 г.