Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Модуль 1
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА ФИНАНСОВЫЕ НАРУШЕНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4
ЛИТЕРАТУРА.. 5
ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ.. 6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. 7
1 Финансовая система РФ.. 7
1.1 Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ.. 7
1.2 Правовые основы финансовой деятельности государства. 9
1.3 Методы осуществления финансовой деятельности и органы, ее осуществляющие. 12
1.4 Распределение компетенции в области финансовой деятельности в системе
государственных органов. 13
2 ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.. 15
2.1 Понятие и сущность финансового права РФ, его предмет и метод. 15
2.2 Принципы финансового права. 16
2.3 Система и источники финансового права. 18
2.4 Финансово-правовые нормы.. 19
2.5 Финансовые правоотношения, их особенности. 20
3 Правовые основы финансового контроля в РФ.. 24
3.1 Сущность и виды финансового контроля. 24
3.2 Методы финансового контроля. 26
3.3 Компетенция органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. 27
3.4 Правовые основы аудиторской деятельности как вида негосударственного финансового контроля 33
4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.. 38
4.1 Виды финансово-правовой ответственности за нарушение финансового
законодательства. 38
4.2 Полномочия субъектов финансового контроля в области привлечения
к ответственности за нарушение финансового законодательства. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г.
№ 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности». 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Федеральный закон Российской Федерации от 11 января 1995 года
№ 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (извлечение) 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г.
№ 624 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации». 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717. 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 О подведомственности дел арбитражным судам.. 67
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 68
ТРЕНИНГ УМЕНИЙ.. 69
ГЛОССАРИЙ.. 76
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Финансовая система РФ. Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ. Правовые основы финансовой деятельности государства. Методы осуществления финансовой деятельности и органы, ее осуществляющие. Распределение компетенции в области финансовой деятельности в системе государственных органов.
Финансовое право. Понятие и сущность финансового права РФ, его предмет и метод. Принципы финансового права. Система и источники финансового права. Финансово-правовые нормы. Финансовые правоотношения, их особенности.
Правовые основы финансового контроля в РФ. Сущность и виды финансового контроля. Методы финансового контроля. Компетенция органов, осуществляющих государственный финан-совый контроль. Правовые основы аудиторской деятельности как вида негосударственного финансового контроля.
Ответственность за нарушение финансового законодательства. Финансово-правовая ответственность за нарушение финансового законодательства. Полномочия субъектов финан-сового контроля в области привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.
ЛИТЕРАТУРА*
1. Петрова, Г. В. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Г. В. Петрова. – М. : Проспект, 2006 (гриф МО РФ).
2. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Отв. ред. О. Н. Горбунова. – М. : Юрист, 2006 (гриф МО РФ).
3. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толсто-пятенко. – М. : Проспект, 2008 (гриф МО РФ).
ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ
№ п/п | Умение | Алгоритм |
Установление принад-лежности правоотношений к финансовым правоотно-шениям | 1. Определение состава правоотношений: а) субъекты, б) объект. 2. Анализ содержания с позиции принадлежности к финансовым правоотношениям | |
Определение правомер-ности действий субъектов финансовых правоотноше-ний | 1. Определение субъективного права и юридической обязанности субъектов. 2. Установление нормы права, регулирующей данное отношение. 3. Сравнение фактического поведения сторон и юридически возможного | |
Установление вида и формы, метода финансо-вого контроля | 1. Установление времени и направленности инициативы проведения для определения вида и формы финансового контроля. 2. Определение типа контроля с точки зрения правового положения контролирующего органа или его принад-лежности к тому или иному виду государственного (негосударственного) финансового контроля. 3. Установление метода финансового контроля исходя из представленных в ситуации приемов и способов проведения контроля | |
Определение видов ответ-ственности за финансовые правонарушения | 1. Установление наличия оснований возникновения ответственности. 2. Определение субъекта, подлежащего привлечению к ответственности. 3. Определение нормативного акта, устанавливающего ответственность за данное правонарушение |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*
Финансовая система РФ
Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ
Экономическая политика государства осуществляется в основном с помощью финансово-кредитных рычагов. Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы охватывают две сферы:
– первая – экономические денежные отношения, связанные с формированием и использо-ванием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах;
– вторая – экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот децентрали-зованных денежных фондов предприятий.
Денежные фонды обеспечивают различные потребности общества: расширенное воспроизводство, нужды обороны страны, удовлетворение социально-культурных бытовых потребностей.
Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспре-деления валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода. Главное предназначение финансов – путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продук-ции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении; государством и гражданами при внесении ими налогов, сборов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.
Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.
Финансовая система Российской Федерации в настоящее время включает несколько взаимосвязанных институтов и органов. Финансовый институт – группа однородных экономи-ческих отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. Под финансовой системой Российской Федерации понимают, во-первых, совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использо-ванию соответствующих денежных фондов; во-вторых, совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Иными словами, каждый институт, или звено, финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Финансовая система Российской Федерации включает:
– бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
– государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхо-вания РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования);
– государственный и банковский кредит;
– фонды страхования (имущественного и личного);
– финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.
Подцентрализованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.
Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта.
Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций различных форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. Финансы предприятий – часть финансовой системы, которая обслу-живает процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода, поэтому они являются основным звеном финансовой системы.
Роль государства в аккумуляции, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возрастает в переходный период к рыночной системе хозяйствования.Что касается централизованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т.д.
Другое дело – децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам предприятий и организаций различных форм собственности, поскольку их состояние и динамика подчиняются законам рыночной экономики.
Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств – банковский или государственный кредит и проч. Именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но и в сфере политики, демографии, экологии и т.д. Поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она в правовой форме.
Как уже говорилось, состояние финансов отражает состояние экономики страны. В свою очередь, финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же финансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и стабилизационная, и охарактеризуем каждую из них в отдельности.
Основные функции финансов: распределительная и контрольная; они осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распреде-лением.
Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между: производствен-ной и непроизводственной сферами народного хозяйства; отраслями материального производства; отдельными регионами страны; предприятиями различных форм собственности; социальными группами населения.
Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.
Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы – государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предпри-ятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.
Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокуп-ность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства. Один из важных элементов финансового механизма – финансовое планиро-вание, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.