Субъекты, объекты, цели анализа. Источники информации
Финансовый анализ – способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера.
Объект анализа - финансово-производственная деятельность предприятия.
Субъекты анализа - непосредственно и опосредованно все заинтересованные в деятельности предприятия лица (администрация, учредители, кредиторы и потенциальные инвесторы, поставщики и покупатели, налоговые органы).
Цель анализа – получение небольшого числа ключевых характеристик, позволяющих дать объективную и точную оценку текущего и перспективного финансового состояния предприятия, оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения, выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации, спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала.
Набор экономических показателей можно классифицировать:
· показатели, дающие общую оценку имущественно - финансового состояния;
· показатели, характеризующие платежеспособность;
· показатели финансовой устойчивости;
· показатели деловой активности;
· показатели прибыльности и рентабельности;
· показатели финансовых потоков.
На основе этих показателей делается экономическая диагностика и определяется рейтинговая оценка предприятия.
Основные источники информации для анализа - формы публичной бухгалтерской отчетности (нумерация строк в отчетности):
- Бухгалтерский баланс; (строки с 1100 или 11000).
- Отчет о прибылях и убытках (строки с 2000).
- Отчет об изменениях капитала (строки с 3000).
- Отчет о движении денежных средств (строки с 4000).
- Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (строки с 5000).
Этапы анализа финансового состояния предприятия
1. Формулирование целей и согласование их с руководством.
2. Сбор информации. В зависимости от глубины анализа, т.е. вида привлекаемых источников информации различают:
· внешний (экспресс-анализ);
· внутренний, углубленный анализ.
3. Подготовка исходной информации к анализу (включает счетную, логическую проверку, очистку информации от инфляционной составляющей).
4. Общая оценка финансового состояния предприятия и его изменения за отчетный период:
· динамика общих изменений в балансе;
· анализ структуры имущества предприятия и его источников.
5. Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, т.е., анализ показателей платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости, финансовых коэффициентов.
6. Анализ важнейших групп средств и источников, т.е. углубленный внутренний анализ показателей, характеризующих состояние, движение и использование основных фондов, структуру и эффективность использования оборотных средств, состояние дебиторской и кредиторской задолженностей, состав прибыли.
7. Обобщение результатов анализа, разработка выводов, рекомендаций и предоставление информации руководству.
Методы и приемы анализа
Основные методы экономического анализа
1. Горизонтальный (временной) анализ. Каждая позиция отчетности сравнивается с предыдущим периодом, определяется абсолютное изменение, темп роста, темп прироста.
2. Вертикальный (структурный) анализ. Определяется структура (удельный вес) и влияние каждой позиции на результат.
3. Трендовый анализ. Сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тенденций изменения показателей.
4. Расчет финансовых коэффициентов.
5. Сравнительный (пространственный) анализ. Анализируются показатели деятельности подразделений, отдельных фирм, структурных подразделений.
6. Факторный анализ – на основе математических методов определяется влияние отдельных факторов на финансовый результат.
Основные приемы экономического анализа
Экономическое тестирование – суть заключается в расчете относительных величин отдельных и обобщающих показателей и сравнении их с данными предотчётных периодов, с логически обоснованными нормативами.
Прием сравнения – сопоставляются, например, данные на начало и конец отчётного периода; средства и источники их формирования.
Приём группировок, например, статьи актива и пассива баланса группируются по экономическому содержанию.
Приём детализации - отдельные статьи баланса (например, дебиторская задолженность) детализируются в разрезе основных составляющих.
Методика внешнего анализа (экспресс-анализ)
Основным источником информации для внешнего анализа является публичная бухгалтерская отчётность предприятия.
Основные разделы методики
1. Предварительное ознакомление с балансом.
2. Общая оценка состава, структуры, динамики и структурной динамики статей бухгалтерского баланса, в т.ч. углублённый анализ структуры имущества и его источников.
3. Анализ платёжеспособности предприятия и ликвидности его баланса.
4. Анализ финансовой устойчивости.
5. Анализ финансовых коэффициентов, характеризующих различные стороны деятельности предприятия.