Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресур­сов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством.

Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их рацио­нальное использование имеют огромное значение, т.к. финан­совые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уров­ня жизни населения.

Снижение объема финансовых ресурсов может ог­раничить возможности решения актуальных экономических и социаль­ных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвестиций в произ­водственную и социальную сферы, уменьшению фонда потребления в составе используемого национального дохода.

Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью. Чем крупнее масштабы производства и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых фи­нансовых средств. В свою очередь величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производство, создает предпосылки для его роста и совершенствования. Постоянный рост и совершенствование производства служат осно­вой увеличения финансовых ресурсов.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осу­ществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и го­сударственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйст­вования. При недостаточности собственных средств предприятие может либо сократить некоторые свои расходы, ли­бо воспользоваться заемными средствами.

Кредитование - это такой способ финансового обеспечения вос­производственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйство­вания покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, фор­мируемых на разных уровнях государственного управления в про­цессе распределения и перераспределения части национального дохода.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат могут применяться одновременно.

4.2. Финансовое регулирование социально-экономических про­цессов.

Финансовое регулирование— это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на устранение имеющихся диспропорций в экономике и социальной сфере, на обес­печение развития передовых технологий и социальной стабильнос­ти.

Достигается такое воздействие путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основ­ным субъектом финансового регулирования выступает государ­ство.

Среди финансовых методов воздействияна экономику и соци­альные процессы наиболее распространены:

· бюджетные методы(различ­ные формы бюджетных расходов: субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, государственные гарантии и т.п.);

· налоговые методы(изменение состава налогов, нало­говых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщи­ков и др.)

Объекты государственного финансового регу­лирования:

1. отраслевая структура экономики (для РФ: недостаточна доля перерабатывающих отраслей промышленности по срав­нению с добывающими)

Методами государственного финансового воздействия наданный объектявляются:

· налоговое регулирование (изменение состава налогов и др.);

· амортизационная политика тесно связана с налоговым ре­гулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущест­ва; может предполагать использование ускоренной амортиза­ции;

· различные формы государственной поддержки организа­ций (субсидии, предоставление государственного и муниципаль­ного имущества в аренду на льготных условиях и др.);

· также льготное кредито­вание и страхование (более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидирова­нием соответствующих ставок и тарифов).

2. терри­ториальные пропорции экономики (для РФ: неравномерность размещения природных ресурсов, разница экономическо­го потенциала различных регионов)

Финансовое регулирование данного объекта осуществляется через механизм межбюджетно­го регулирования (дотации, субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы, финансирование целевых программ поддержки и развития отдель­ных регионов и муниципальных образований).

3. социальная структура общества (для РФ: высокий уровень социально - незащищенного слоя населения).

Методами государственного финансового регулирования данного объектаявляются:

различные социаль­ные выплаты и льготы, бюджетное финансирование учреждений социальной сфе­ры (образование, здравоохранение), льготы по налогам, уп­лачиваемым физическими лицами, финансовое стимулирование создания новых рабочих мест и т.д.

Наши рекомендации