Правовые основы аудиторской деятельности как вида негосударственного финансового контроля

Аудиторская деятельность, аудит – предпринима­тельская деятельность аудиторов (аудитор-ских фирм) по осу­ществлению независимых вневедомственных проверок бух­галтерской (финан-совой) отчетности, платежно-расчетной до­кументации, налоговых деклараций и других финансовыхобязательств и требований хозяйствующих субъектов (организаций и отдельных предпинимателей), а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансо­вым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федера-ции специально уполномоченными на то государствен­ными органами. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Основной целью аудиторской деятельности является ус­тановление достоверности бухгал-терской (финансовой) отчетно­сти экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Понятие аудита гораздо шире таких понятий, как ревизия и контроль, поскольку аудит включает и проверку достоверности финансовых показателей, и разработку предложений по оптими­зации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудиторская деятельность помимо проверок включает оказа­ние различного рода финансово-учетных и бухгалтерских услуг. Однако аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

От ведомственной, и прежде всего государственной ревизии, аудит отличает самостоя-тельность определения им форм и мето­дов аудиторской проверки на основе требований законодатель­ства и условий договора с экономическим субъектом, а также независимость от любой третьей стороны, собственника и руко­водителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объеме имущественной ответственности, в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.

Аудиторская проверка в полном объеме может проводиться на частных предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, за­крепленного за ними на праве хозяйственного ведения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудитор­ских услуг. Только орган, уполномоченный осуществлять управ­ление государственным или муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на проведение ауди­торской проверки.

Аудиторская проверка может быть обязательной или ини­циативной.Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных нормативными актами. Напри­мер, в Федеральном законе от 02.12.1990 № 395-1 (в ред. от 19.06.2001) «О банках и банковской деятельности» преду­смотрено, что банки публикуют годовой баланс по форме и в сроки, которые устанавливаются Центральным банком РФ, по­сле подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нем сведений.

Обязательные проверки, кроме того, в соответствии с процес­суальным законодательством проводятся по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. По­ручение о проведении аудиторской проверки дается аудитору при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, приня­того к производству гражданского дела или дела, подве-домственного арбитражному суду. Заключение аудитора по результатам та­кой проверки приравнивается к заключению эксперта.

Обязательной аудиторской проверке подлежат: банки и другие кредитные организации; стра-ховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвести-ционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании); внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обя­зательные отчисления, производимые юридическими и физиче­скими лицами; благотворительные и иные (инвестиционные) фонды, ис­точниками образования средств которых являются доброволь­ные отчисления юридических и физических лиц; экономические субъекты, если в их уставном капитале есть доля иностранных инвесторов, а также (кроме экономиче­ских субъектов, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности: объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз минимальный размер оп­латы труда; суммы активов баланса, превышающей на конец отчет­ного года в 2000 тыс. раз минимальный размер оплаты труда.

Причем согласно законодательству данные экономические объекты подлежат обя­зательной проверке тогда, когда на это есть указание в феде­ральных законах.

Уклонение экономического субъекта от проведения обяза­тельной аудиторской проверки либо препятствование ее прове­дению влечет за собой взыскание на основании решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда по искам, предъяв­ляемым прокурором, органами Федераль-ного казначейства, ор­ганами государственной налоговой службы и органами налого­вой полиции, штрафа. Суммы штрафов зачисляются в бюджет Российской Феде­рации.

Инициативная аудиторская проверка проводится по решению самого экономического субъекта. Цель такой проверки – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Кроме обязательного и инициативного аудита, различают ау­дит внешний и внутренний.

Внешний аудит проводится на договорной основе с экономи­ческим субъектом (предпри-ятием, организацией) аудиторской фирмой (аудитором) с целью объективной оценки достоверно­сти состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подго­товки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства.

Внутренний аудит проводится штатными аудиторами – работ­никами предприятия, которые подчиняются руководителю пред­приятия, и представляет собой независимую деятельность по про­верке и оценке работы предприятия (организации) в интересах его руководителей. Цель такого аудита – помочь сотрудникам пред­приятия эффективно выполнять свои функции, а главная задача – осуществление постоянного контроля за расходами на предпри­ятии и выработка мер по их снижению. Если на предприятии нет штатных аудиторов внутренний аудит можно поручить ревизион­ной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Помимо проверок отдельных направлений деятельности пред­приятия в обязанности внутреннего аудитора входит: проверка выполнения приказов и распоряжений руково­дителя по хозяйственным вопросам; подготовка различных справок по деятельности предпри­ятия и представление их руководству; осуществление углубленного анализа хозяйственной дея­тельности и определение путей ее улучшения.

Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физи­ческие лица – аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе ино­странные и созданные совместно с иностранными юридически­ми и физическими лицами.

Аудиторские фирмы регистрируются как юридические лица, соз­даваемые в целях осу-ществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, преду­смотренную законодательством Российской Федерации, за ис­ключением формы открытого акционерного общества.

Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, за­ключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоя­тельно, т.е. зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.

Аудиторская фирма может быть учреждена в форме полного товари­щества, товарищества на вере, общества с ограничен­ной ответственностью, закрытого акционерного общества, госу-дарственного, муниципального унитарного предприятия. Заниматься аудиторской деятельностью можно лишь на ос­нове специального разрешения (лицензии), а также при нали­чии квалифика-ционного аттестата. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, – не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Отношения между экономическим субъектом и аудитором в связи с проведением аудиторской проверки и оказанием иных ау­диторских услуг оформляются договором аудита, заключенным в простой письменной форме. Договор аудита относится к типу договоров об оказании услуг. В нем необходимо указать риск аудитора, задание экономического субъ­екта, использование специаль-ных знаний аудитора. Неотъемле­мым признаком договора аудита является указание в нем обязан­ности аудитора по установлению достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта и соответствия совершенных им хозяйственных и финансовых операций законода-тельству. Если же аудитор оказывает лишь отдельные услуги по постановке, вос­становлению и ведению бухгалтерского учета, анализу финансово-хозяйственной деятельности и т.п., то используется обычный до­говор подряда или оказания услуг, не требующий наличия ква­лификационного аттестата аудитора и (или) лицензии на занятие аудиторской деятельностью.

Не разрешается проводить аудиторскую проверку, если ауди­тор оказывал данному экономи-ческому субъекту услуги по вос­становлению и ведению бухгалтерского учета, а также составле­нию финансовой отчетности, что имеет важное юридическое и экономическое значение.

Размер оплаты профессиональных услуг аудитора не должен зависеть от достижения какого-либо определенного резуль­тата, аудитор не имеет права получать плату за свои услуги налич­ными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов.

Экономический субъект и аудитор свободны в заключении договора, т.е. как одна, так и другая сторона вправе выбирать себе любого контрагента.

При проведении аудиторской проверки и составлении за­ключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также, как уже отмечалось, от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение данной проверки, а также от собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают. Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право: самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономиче­ским субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда; проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, нали­чие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнитель­ные сведения, необходимые для аудиторской проверки; получать по письменному запросу необходимую для осу­ществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручив­ших проверку; привлекать на дого-ворной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов; отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом не­обходимой документации, а также в случае необеспечения го­сударственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Результатом аудиторской проверки является за­ключение аудитора (аудиторской фирмы). Заключение аудитора – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов го­сударственной власти и управления, органов местного само­управления и судебных органов.

Если налоговый или иной орган, на который законом воз­ложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности, не согласен с аудитор­ским заключением, принятым экономическим субъектом, он вправе оспорить его в арбитражном суде. При установлении су­дом неточности, ошибки в представленной аудитором отчетно­сти аудитор возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным ауди-торским заключением.

Аудиторское заключение служит основанием для подтверждения или непод­тверждения бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) должно состоять из трех частей – вводной, аналитической и итоговой.

В вводной части указываются сведения об аудиторской фирмы или аудиторе. В аналити-ческой части указываются: наименование экономического субъекта и период его дея­тельности, за который проводится проверка; результаты экспертизы организации бухгалтерского (фи­нансового) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля; факты выявленных в ходе аудиторской проверки сущест­венных нарушений установленного порядка ведения бухгалтер­ского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства Россий­ской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых опе­раций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам соб­ственников экономического субъекта, государства и третьих лиц.

В итоговой части аудиторского заключения содержится за­пись о подтверждении достовер-ности бухгалтерской (финансо­вой) отчетности экономического субъекта.

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом. Для получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности необходимо получить квалифи­кационный аттестат и пройти государственную регистрацию. Лицензии выдаются на осуществление: банковского аудита; аудита страховых организаций; аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

Организация государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ имеет право направлять аудиторам, аудиторским фирмам и их объединениям обязательные для исполнения предписа­ния об устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

Аудиторы, прошедшие аттестацию, и аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистра­ции в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Наши рекомендации