Политика в области оборотного капитала
Политика управления оборотным капиталам – является одной из разновидностей финансовой политики предприятия. Политика управления оборотным капиталом заключается в принятии решений в отношении величины, структуры и значений компонентов чистого оборотного капитала. Чистый оборотный капитал (Чистый рабочий капитал, Net Working Capital, NWC) – это разность между величиной текущих активов и текущих обязательств.Разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязательствами. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. Данный показатель характеризует величину, т.е. долю оборотных средств компании, которая профинансирована из долгосрочных источников и которую не надо использовать для погашения текущего долга. Рост величины NWC означает повышение ликвидности компании и увеличение ее кредитоспособности. В то же время, слишком большие значения оборотного капитала могут сигнализировать о неэффективной финансовой политике компании, которая приводит к снижению рентабельности (например, выбор долгосрочных, но более дорогих источников финансирования; неоправданное снижение кредиторской задолженности и т.п.).
Для построения политики управления оборотного капитала используют данные показатели: кредиторская задолженность, краткосрочные обязательства, суммы отдельных элементов оборотных средств, чистый оборотный капитал.
В процессе деятельности предприятия политика управления оборотным капиталом должна обеспечивать:
- Платежеспособность. В случае неплатежеспособности из за не досочного уровня оборотного капитала у компании могут возникнуть проблемы с ритмичностью хозяйственной деятельностью, что может вызвать дополнительные расходы.
- Приемлемый объем, структура и рентабельность капитала. Это означает что поиск путей достижения компромисса между прибыльностью, риском потери ликвидности и уровнем оборотных активов и источников их покрытия предполагает учет рисков.
Риск потерь может быть вызван следующими факторами:
1) Риски связанные с оборотными активами:
- недостаточность денежных средств;
- нехватка производственных запасов;
- излишний объем производственных запасов.
2) Риски связанные с обязательствами:
- высокий уровень кредиторской задолженности;
- неоптимальное сочетание краткосрочных и долгосрочных источников заемного капитала;
- высокий уровень заемного капитала.
Политика управления оборотным капиталом в отношении минимизации риска может заключаться в следующих методах:
- минимизация текущей кредиторской задолженности;
- минимизация совокупных издержек финансирования;
- максимизация капитализированной стоимости компании.
Формирование бюджета капиталовложений.
Бюджет капиталовложений – это форма образования и расходования фонда денежных средств хозяйствующего предприятия, предназначенных для финансового обеспечения затрат на строительство, приобретение и восстановление основных средств.
В данный бюджет организация включает проекты, финансирование которых связанно с инвестиционной политикой проводимой ею.
При формировании бюджета капиталовложений принято использовать 2-а подхода:
1) Формирование на основе применения критерия «Внутренняя норма доходности». Данный подход предполагает упорядочение все допустимые проекты по убыванию внутренней нормы доходности инвестиций (IRR) и при этом отбираются для реализации только те проекты в которых внутренняя норма доходности больше стоимости капитала. Однако при чрезмерном наращивании портфеля инвестиционных проектов, компания будет вынуждена привлекать внешние источники финансирования, а это со своей стороны приводит к увеличению стоимости капитала, а также и к возрастанию финансового риска.
2) Формирование на основе применения критерия «Чистый приведенный доход». Данный подход предполагает прогнозную оценку изменения экономического потенциала компании, в рамках конкретного проекта основанного на определении чистого приведенного дохода (NPV). В данном подходе ограничения, отмеченные в первом подходе, не накладываются. Данный подход строиться на следующих этапах:
- устанавливается значение ставки дисконтирования в зависимости от источника финансирования;
- в портфель включаются только те проекты, у которых значение NPV > 0;
- при выборе из альтернативных проектов приоритетом служит максимальное значение NPV.
Однако составление бюджета капиталовложений нередко связано с необходимостью учета ряда ограничения. Например, выбранный проект должен в конечной степени приносить максимальную выгоду. Основным риском при формировании бюджета капиталовложения является риск, связанный с не поступлением денежных средств в доходную часть бюджета, вызванный временной задержкой или с недостаточностью запланированных финансовых ресурсов. Если такая ситуация происходит, то тогда компания вынуждена оперативно пересматривать бюджет, для того чтобы исключить возникшего дефицита. Для этого для сохранения плановых расходов бюджета капиталовложений компания может прибегнуть к отказу от финансирования малозначимых проектов или внести существенные оперативные коррективы во всю свою хозяйственную деятельность.
Грамотно сформированный бюджет капиталовложений и оптимизация бюджетирования инвестиционного капитала, позволяет компании осуществлять учет, анализ, планирование, прогнозирование и контроль финансовых результатов в целях формирования финансовых ресурсов необходимых для финансирования инвестиционных проектов.
В процессе составления бюджета (плана) компания может использовать две альтернативных схемы организации работ по его составлению:
- по методу break-down (сверху-вниз);
- по методу build-uр (снизу-вверх).
По методу break-down работа по составлению бюджета начинается "сверху", т.е. руководство компании определяет цели и задачи, например плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели, по мере продвижения на более низкие уровни структуры компании, становятся в более детализированной форме, также включаются отдельные планы подразделений.
По методу build-up работа по составлению бюджета начинается "снизу". Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации компании сводит эти показатели в единый бюджет (план), который впоследствии может войти составной частью в общий бюджет (план) кампании.
Методы break-down и build-up представляют две противоположные организационные схемы. На практике, в целях эффективности и оптимизации не рекомендуется использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
29. Финансовое планирование и прогнозирование.
В управлении деятельностью компании особая роль уделена финансовому планированию и прогнозированию.
Финансовое планирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением возможных объёмов поступления денежных средств и направления их расходования в плановый период.
Конечным результатом финансового планирования является составление финансового плана.
Финансовый план – это проект (документ), который используется для оценки результатов будущих финансовых операций на определенный период с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения. Он обобщает и наглядно показывает на определённый период времени всю производственно-торговую, инвестиционную, инновационную и финансовую деятельность предприятия через движение денежных средств. Поэтому в масштабе всей компании финансовый план следует рассматривать как целый комплекс документов прогнозного характера.
Метод планирования – это способ расчетов величины финансового показателя.
Основные методы планирования:
Нормативный метод – это использование норм и нормативов при расчете финансовых показателей. Это могут быть самые различные нормы – амортизационных отчислений, ставки налогов, нормы расхода сырья и материалов и др.
Расчетно-аналитический метод – это расчет плановых финансовых показателей на основе анализа достигнутой величины этого показателя и темпов его изменения в будущем периоде.
Балансовый метод– это использование балансов при составлении финансовых планов (бухгалтерского баланса, баланса доходов и расходов, баланса денежных потоков и др.).
Метод оптимизации плановых решений – это когда при финансовом планировании составляется много различных вариантов плана. Как правило, составляют три варианта: при наилучших условиях, при наихудших условиях, при усредненных условиях. Поэтому из многих вариантов плана нужно выбрать один - оптимальный, который позволяет получить максимум эффекта при минимальных затратах, т. е. основным критерием выбора оптимального варианта является максимизация прибыли и минимизация затрат.
Экономико-математическое моделирование – это составление экономико-математической модели, которая представляет собой точное математическое описание экономического процесса. В этой модели выражается количественная взаимосвязь между финансовыми показателями и факторами, влияющими на эти показатели. Модели подразделяются на однофакторные и многофакторные.
Финансовое планирование нацелено на определения:
1. потребности финансовых ресурсов;
2. источников финансовых ресурсов;
3. методов мобилизации финансовых ресурсов;
4. объектов аккумулированных финансовых ресурсов из каждого источника;
5. способы и условия использования финансовых ресурсов;
6. другое.
Этапы финансового планирования:
1) анализ финансовых показателей деятельности компании за предыдущий период. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности компании и определить проблемы связанные с объемом реализации, затратами, получением прибыли.
2) разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности компании.
3) разработка прогнозных финансовых показателей;
4) состыковка прогнозных финансовых показателей с концепцией финансовой стратегии и финансовой политики;
5) разработка и осуществление текущего и оперативного финансового планирования;
6) контроль за выполнением финансовых планов.
Финансовое прогнозирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением желаемых параметров развития финансовой системы, на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. Целью финансового прогнозирования является оценка возможностей достижения различных состояний финансовой системы.
Метод прогнозирования – предвидение соответствующих изменений
Основные методы прогнозирования:
Ситуационный анализ – это прогнозирование возможных вариантов, в качестве которых предвидятся с вероятность получения определенных величин различных показателей и развития финансового состояния объекта управления на основе наблюдавшихся тенденций. При этом за основу принимается тот вариант, который удовлетворяет установленному компанией критерию.
Пропорциональная зависимость – это прогнозирование отдельных показателей на основе влияния на их величину других показателей. Например для увеличения объема продаж необходимо увеличить текущие затраты, активы и обязательства.
Экспортная оценка – это прогнозирование в условиях большой неопределенности среды функционирования исследуемого объекта, представляющее собой привлечение экспертов, виде специалистов узкого или широкого профиля. В данном методе отражен принцип предсказания будущего на основе, как рациональных доводов, так и интуитивного знания.
Степень достоверности экспертной оценки устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями.
Экстраполяция – прогнозирование показателей на основе переноса достигнутых величин из пошлого периода в будущий (планируемый) период с учетом тенденций изменения. При этом тенденция изменения может осуществляться с с учетом экспортной оценки.
К основной задаче финансового прогнозирования относится получение информации, необходимой для предвиденья, анализа и адаптации целей и возможностей компании в сложившейся обстановке. В связи с этим прогнозирование направленно:
- на выявление тенденций при осуществлении хозяйственной деятельности компании;
- анализ потенциала компании;
- выявление альтернативных путей развития;
- определение вопросов связанных решением проблем в прогнозный период;
- определения уровня ресурсов, для достижения целей деятельности компании.
30. Стратегическое, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование.
По своей сути финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.
Финансовое планирование можно характеризовать как сочетающее в себе стратегическое (перспективное), долгосрочное, краткосрочное (текущее и оперативное) финансовое планирование. К видам финансового планирования относятся:
Стратегическое финансовое планирование
Стратегическое финансовое планирование – это определение важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, направленных на реализацию главных целей компании на период от 3-х до 5-и лет. Стратегическое финансовое планирование является перспективным планированием финансовой деятельности по разработке общей финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. При перспективном финансовом планировании большую роль играет прогнозирование показателей. В стратегических целях на долговременной основе определяют:
1) Показатели отражаются в конкретных нормативах:
- среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;
- минимальная доля собственного капитала;
- коэффициент рентабельности собственного капитала;
- доля соотношения оборотных и внеоборотных активов компании;
- другие показатели.
2) Финансовую политику управления по направлениям финансовой деятельности:
- налоговая;
- амортизационная;
- дивидендная;
- эмиссионная;
- другие направления финансовой политики.
Долгосрочное финансовое планирование
Долгосрочное финансовое планирование направленно на обеспечение инвестиционной политики предприятия и выражается в определении потребности в капитале, кредитах, в прогнозах прибыли, налогов, суммы амортизационных отчислений. Период планирования составляет от 1-го до 3-х лет. Долгосрочное планирование позволяет определять в предстоявшем периоде все источники финансирования направленных на развитие компании, оптимальную структуру доходов и расходов, условия по обеспечению постоянной платежеспособности и т.д.
Оценка результативности долгосрочного планирования определяется на основе эффективности достигнутых фактических показателей по сравнению с плановыми показателями. При этом важным моментом является наличие стабильной динамики изменения от одного отчетного периода к другому в рамках стратегического планирования финансовой деятельности.
Краткосрочное финансовое планирование
Краткосрочное финансовое планирование направленно на обеспечение и поддержание ликвидности предприятия. Ликвидность означает способность предприятия осуществлять денежные выплаты в объёме и в сроки, предусмотренные контрактами или установленные законодательными актами. Краткосрочное финансовое планирование включает:
1) Текущее планирование финансовой деятельности. Оно направленно на разработку текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности компании на период до 1-го года.
2) Оперативное планирование финансовой деятельности. Оно направленно на разработку и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности компании в течение квартала, месяца.
Краткосрочное финансовое планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений финансово-хозяйственной деятельности компании. Оперативное финансовое планирование дополняет текущее финансовое планирование. При достижении показателей краткосрочного финансового планирования достигается выполнение программ связанных с долгосрочным планированием финансовой деятельности.