Характеристика услуг и продукции
В разделе бизнес-плана «Характеристика услуг и продукции» представляется описание продукции предприятия с позиции потребителя. С этой целью приводятся следующие сведения:
1) потребности, удовлетворяемые товаром;
2) показатели качества;
3) экономические показатели;
4) внешнее оформление;
5) сравнение с другими аналогичными товарами;
6) патентная защищенность;
7) показатели экспорта и его возможности;
8) основные направления совершенствования продукции;
9) возможные ключевые факторы успеха.
Основное назначение товара – удовлетворение потребности клиента фирмы. В бизнес-плане отражаются область применения, перечень функциональных особенностей, факторы привлекательности товара. К факторам привлекательности товара относят ценность, возможность приобретения, цену, качество, экологичность, имидж, марку, форму, упаковку, срок службы др.
Со свойствами продукта связаны показатели его качества – долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации и ремонта и т. д. Некоторые показатели качества могут быть оценены количественно, соответствующие данные приводятся в бизнес-плане. Указывается наличие сертификатов промышленной продукции.
Формируется отличие нового или существующего товара от товара конкурентов. Описываются патентные права предприятия, патенты на полезные модели, товарные знаки. Указывается наличие лицензий, а также ноу-хау. Указывается возможность экспорта продукции. Если продукция поставляется на внешний рынок, то приводятся основные показатели, характеризующие экспорт (страна, объем продаж, валютная выручка).
Для нового товара в бизнес-плане указывается, соответствует ли этот товар требования новизны. Таким термином обозначают следующие товары:
1) товар, не имеющий аналогов на рынке;
2) товар, который имеет весомое качественное усовершенствование по сравнению и товарами-аналогами;
3) товар, который уже был на рынке, после чего был усовершенствован так, что его свойства принципиально изменились;
4) товар рыночной новизны, т. е. новый только для данного рынка;
5) старый товар, нашедший себе новую сферу применения.
Роль данного раздела бизнес-плана сводится к тому, чтобы представить потенциальному инвестору, какими новыми уникальными свойствами обладает товар, доказать, что он способен вызвать интерес покупателей.
51.Сущность анализа денежных средств и финансового планирования.Денежные потоки.
Поток денежных средств – это количество денежных средств, которое получает и выплачивает предприятие в течении отчётного или планового периода.
Анализ денежных средств и управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п.
Существует два метода исчисления денежных потоков. Прямой методосновывается на исчислении притока (выручка от реализации продукции, работ и услуг, полученные авансы и др.) и оттока (оплата счетов поставщиков, возврат полученных краткосрочных ссуд и займов, и др.) денежных средств, т.е. исходным элементом является выручка. Данный метод позволяет судить о ликвидности предприятия, раскрывая движение денежных средств на его счётах.
Следует отметить, что прямой метод не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменение величин денежных средств на счётах предприятия. Для определения этой взаимосвязи используется косвенный метод, который основывается на идентификации и учете операций, связанных с движением денежных средств и последовательной корректировке чистой прибыли, т.е. исходным элементом является прибыль.
В ходе производственной деятельности могут быть значительные доходы/расходы, влияющие на прибыль, но не затрагивающие величину денежных средств предприятия. В процессе анализа на эту величину и производят корректировку чистой пробыли. Например выбытие основных средств связано с получением убытка в размере их остаточной стоимости. Величина денежных средств в данном случае не меняется, поэтому недоамортизированная стоимость должна быть добавлена к величине чистой прибыли. Не вызывает оттока денежных средств начисление амортизации. Что же повлияло на сокращение денежных средств к концу года? Ответить на этот вопрос помогает косвенный метод.Цель анализа денежных потоков - это, прежде всего, анализ финансовой устойчивости и доходности предприятия. Его исходным моментом является расчет денежных потоков, прежде всего, от операционной (текущей) деятельности.
Планированием денежных потоков предприятия обычно занимается финансовая служба. Достаточность денежных средств – одна из основных проблем на любом предприятии. Наличие оптимального объема денежных средств позволяет предприятию:
- избежать банкротства;
- самому производить платеж финансовых средств;
- проводить анализ прибыли и денежных средств с целью установления финансовой устойчивости;
- поддерживать свою текущую платежеспособность.
Таким образом, предприятие должно спланировать синхронность поступления и расходования денежных средств на предприятии. Разработка плана денежных поступлений и выплат:
- оказывает влияние на прогнозируемые потоки платежей по отношению к кредитным институтам;
- позволяет контролировать ликвидность, избежать отрицательной ликвидности или чрезмерной ликвидности;
- инициирует разработку мероприятий по балансированию платежных средств.
Оперативное финансовое планирование включает в себя следующие элементы:
- расчет денежных потоков на основе запаса платежных средств на начало периода;
- поддержание текущего баланса денежных поступлений и выплат путем планирования выплат по месяцам;
- расчет объемов внешнего финансирования и дефинансирования;
- расчет резервов ликвидности для определения желаемого запаса платежных средств на конец периода.
Разработка плана на предприятии должна преследовать конкретные финансовые цели предприятия. Для этого необходимо:
- определить конкретно: сколько денежных средств поступит и будет оплачено по счетам для обеспечения нормальной деятельности предприятия;
- поможет оптимально привлечь кредиты или вкладывать свободные денежные средства;
- реально установить источники и время поступления денег на расчетные счета и в кассу.
Необходимо напомнить, что движение денежных средств на предприятии может иметь:
- временной сдвиг – между реальной продажей товара и фактическим поступлением денег;
- обязательный временный характер, как, например, оплата налогов, уменьшенная величина прибыли за счет амортизации основного капитала.
Составление плана денежных поступлений и выплат должно основываться только на реальных поступлениях и расходах, а не на обязательствах, выплачиваемых в будущем.
Приведем основные формулы показателей в плане денежных поступлений и выплат:
Пр = Пдп - Вде
где, Пр - прирост денежной наличности; Пдп - денежные поступления; Вде - выплата денежных средств (например, приобретение оборудования, сырья и материалов, оплата расходов по рекламе, выплаты налогов, долга по кредитам и т.д.).
Ок = Пдп + Он
где Ок и Он - остаток денежной наличности на конец и начало периода.
Ок = Пдп - В + Он
Грибов В.Д. отмечает, что важнейшим вопросом планирования денежных средств является прогноз движения их наличности. Смысл такого прогноза состоит в том, чтобы предприятие было в курсе всех поступлений и расходования своих денежных средств. (Основы бизнеса: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006г.)
При выявлении их недостатка необходимо руководству принять соответствующие меры для избегания негативного финансового положения предприятия.
52.Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятие
Бизнес-планирование – самостоятельный вид деятельности, которые непосредственно связан с предпринимательством.
Бизнес-планирование – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предпринимателя, фирмы, в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с требованиями рынка и сложившейся ситуации в хозяйствовании.
В общем случае бизнес-планирование – решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.
Бизнес-планирование обеспечивает:
· 1. Заставляет руководителей мыслить перспективно.
· 2. Обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений.
· 3. Увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией.
· 4. Способствует снижению рисков предпринимательской деятельности.
· 5. Ведет к четкой организации бизнеса.
· 6. Позволяет предвидеть ожидаемые предметы и подготовиться к внезапному изменению рыночной ситуации.