Налоговая система Казахстана на современном этапе

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства.

Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. Налоги можно классифицировать по разным принципам:

• от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства;

• по использованию

• от органа, взимающего налог;

• по экономическому признаку.

По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).

Краткая характеристика налогов в Казахстане

Согласно нового Налогового кодекса в Республике Казахстан действуют:

1. налоги:

- корпоративный подоходный налог;

- индивидуальный подоходный налог;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- рентный налог на экспорт;

- специальные платежи и налоги недропользователей;

- социальный налог;

- налог на транспортные средства;

- земельный налог;

- налог на имущество;

- налог на игорный бизнес;

- Фиксированный налог;

- единый земельный налог.

2) другие обязательные платежи

Тема 7 Государственный бюджет

Структура лекции:

1.Принципы организации бюджетной системы Республики Казахстан

2.Сущность и структура государственного бюджета

3.Доходы и расходы государственного бюджета

4.Организация местных бюджетов

5.Межбюджетные отношения

6. Бюджет, ориентированный на результат (БОР)

7.Национальный фонд Республики Казахстан

1.Принципы организации бюджетной системы Республики Казахстан

Согласно действующему бюджетному законодательству бюджетная система Республики Казахстан представлена бюджетами следующих уровней:

- Республиканский;

- Местный, куда входят областные бюджеты, бюджеты городов республиканского значения, столицы, а также районные бюджеты, бюджеты городов областного значения. Функционирование бюджетной системы основывается на следующих принципах: принцип единства; принцип полноты; принцип реалистичности; принцип транспарентности; принцип последовательности; принцип эффективности и результативности; принцип приоритетности; принцип ответственности; принцип самостоятельности бюджетов.

Республиканские и местные бюджеты составляют бюджетную систему РК

2.Сущность и структура государственного бюджета

Структура бюджета строится на основании бюджетной классификации и состоит из следующих разделов:

1. доходы:

-налоговые поступления;

-неналоговые поступления;

-поступления от продажи основного капитала;

-поступления трансфертов;

2) затраты;

3) операционное сальдо;

4) чистое бюджетное кредитование:

-бюджетные кредиты;

-погашение бюджетных кредитов;

5) сальдо по операциям с финансовыми активами:

-приобретение финансовых активов;

-поступления от продажи финансовых активов;

6) дефицит (профицит) бюджета;

7) финансирование дефицита ( использование профицита) бюджета:

-поступление займов;

- погашение займов;

- движение остатков денежных средств.

Доходы и расходы государственного бюджета

Доходы государственного бюджета являются одним из методов перераспределения национального дохода.

Материально- вещественное содержание доходов бюджета составляют денежные средства, поступающие в распоряжение государства. Формой проявления данной финансовой категории служат различные виды платежей в бюджет.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.

Расходы государственного бюджета, будучи разновидностью более общей финансовой категории – бюджета, обладают общими с ними свойствами: они носят распределительный характер, имеют денежную форму выражения, связаны с функционированием денежных фондов, планомерно организуются государством.

4.Организация местных бюджетов

Местные финансы представляют собой экономические отношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления.

Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления.

В настоящее время, в условиях рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.

Наши рекомендации