Инвестиционная стадия инвестиционного цикла
Вторая - инвестиционная стадия проекта включает выбор проектной организации, подготовку проектных чертежей и моделей объекта, детализированный расчет стоимости, предварительные планы проектных и строительных работ, детальные чертежи и спецификации, схемы строительной площадки и т.д. На этой стадии определяются генеральный подрядчик и субподрядчики, утверждается план платежей, оформляются краткосрочные займы для оплаты субподрядчиков и поставщиков.
Выполняемые на инвестиционной стадии многовариантные расчеты позволяют выбрать конкретный проект, его технологию и обродувание, организацию строительства (производство новой техники и т.д.). принимаемые на этой стадии решения во многом предоставляют технический уровнь, структуру и эффективность производственных фондов и объекта в целом. Впроцессе детвального проектирования, выбора оборудования, плнирования сроков строительства создаются предпосылки для ускорения этапов осуществления проекта, оптимизации затрат с целью обеспечения необходимых конечных результатов. От принятых решений зависят не только затраты на осуществление проекта (новое строительство, реконструкция, модернизация), но и расходы на его эксплуатацию (третья стадия инвестиционного проекта, включающая хозяйственную деятельность действующего объекта).
Эффективная адаптация предприятий в условиях жесткой конкуренции и затрудненного сбыта производственной продукции невожможна без комплексного исследования рынка.
Такие исследования позволяют обеспечить эффективность производственной сбытовой и научно-технической деятельности фирмы, а инвестиции в исследования рынка окупаются многократно
Эксплуатационная стадия инвестиционного цикла.
Третьей стадией инвестиционного цикла является производственная стадия, во время которой осуществляется эксплуатация объекта. Эта стадия по времени обычно значительно превышает продолжительность прединвестиционной и инвестиционной стадии. Основными затратами на этой стадии являются затраты на производство продукции. Во время эксплуатационной стадии появляется необходимость и возможность реинвестирования. Другим вариантом окончания инвестиционного цикла является ликвидация объекта.
14. Отбор инв проектов + критерии отбора
Главным критерием привлекательности любого инвестиционного проекта выступает его финансовая целесообразность, ориентирующаяся на производственные и ресурсные возможности; техническую осуществимость; эффективность; социальную целесообразность.
Для эффективного отбора нужна система оценки проектов. Лучшая система включает в себя стратегическую оценку, проверку «осуществимости» и финансовую оценку.
Сначала следует оценить стратегическую значимость проекта для предприятия. Соответствует ли стоимость добавляемая проектом, стратегическим целям предприятия?
Два важнейших вопроса:
- способствует ли он каким-либо кратко- или долгосрочным планам предприятия'?
-соответствует он основной деятельности предприятия или использует новые возможности?
Краткосрочная политика:
-Получение денежных средств.
-Снижение себестоимости,
-Рост производства.
Основная деятельность:
-Модернизация или добавление к существующему производству для: снижения затрат; роста
производительности; расширения производства.
Долгосрочная политика:
-Изменение положения на рынке.
-Увеличение доли рынка.
-Приобретение главных технологий.
-Новые рыночные цели.
Новые возможности:
-Доступ к новым технологиям.
-Покупка дополнительного производства.
-Модернизация старой продукции.
Если руководство и специалисты сомневаются в стратегической ценности проекта для предприятия, то у других тоже будут основания для этого, независимо от потенциальной прибыльности.
Кроме того, проверка реальности - действительно ли нужен проект - может сэкономить массу времени и усилий.
Для эффективного отбора проектов нужна система их оценки. Финансовая оценка проекта строится на приростном прогнозе денежных потоков. Приростные денежные потоки представляют собой изменения в чистом денежном потоке предприятия, происходящие непосредственно в результате принятия того или иного проекта. Применение приростных денежных потоков позволяет:
-учесть все денежные притоки и оттоки, связанные с проектом;
-учесть возросшие требования к оборотному капиталу;
-исключить из расчета невозвратные издержки, не относящиеся к проекту;
-учесть вмененные издержки (например, землю, которая нужна для строительства цеха, можно использовать иным образом);
-оценить накладные расходы на приростной основе, то есть затраты на увеличение персонала - без назначения существующего персонала для работы в проекте.
Критерии отбора инвестиционных проектов:
Уровень средней з/платы
Рентабельность проданных товаров
Рентабельность НМА и основных средств
Модуль 2
Тема 4
17. Содержание отдельных разделов бизнес-плана
Аннотация: Организация пр-ва чего-либо с указанием производственной мощности; сколько денег понадобится на инвестиционные стадии, средства доля реализации проекта без указания источника; прибыль в течение расчетного периода; предоставление кредита, получение гарантий
Сведения об отрасли и предприятии: дать представление о динамике развития внешней среды данного бизнеса, изложить проблемы развития отрасли; общая хар-ка предприятия, краткая история предприятия; представление фин-экон оценки предприятия за последний год или два; анализ месторасположения фирмы; структура управления предприятия и кадровый состав: план мероприятий, намеченных фирмой и насколько идеи бизнес-плана сочетаются с этими перспективными направлениями: банковское взаимодействие, местные органы самоуправления.
Описание продукции: как выглядит товар, чем он отличается, фотографии, цветные изображения; насколько для данного товара разработана и внедрена система предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания; ценообразование продукции: завершается данный раздел конкурентным анализом данного товара; конкуренты данного товара: отрицательные и положительные стороны продукции. План маркетинга, основная цель доказать в ходе исследований наличие рынков сбыта для данного вида товаров или услуг; уточняются параметры, стратегии, матрицы; присоединение к существующей сети реализации продукции; план проведения рекламных мероприятий: формирование бюджета маркетинга; ценовая политика.
Производственный план: главная задача этого раздела - доказать потенциальным партнерам. Что вы будете в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством; план месторасположения пр-ва; обеспеченность земельными площадями; альтернативные варианты расположения; производственный цикл и производственная мощность; машины, оборудование и инвентарь: хар-ки вспомогательных производств; комплектующие материалы; план производства.
Организационный план: организационная структура управления, команда управления и ведущие специалисты;
Финансовый план: валюта проекта; налоги; инфляция: выплаты по %; ставка ЦБ РФ: масштаб времени: сведения об объеме продаж, валовой прибыли, затратах на оборудование, оплате труда и других ключевых расходах.
Анализ рисков: анализ рисков предполагает учет всех изменений внешних и внутренних факторов реализации проекта, в том числе, политических, административных, нормативных, экономических, финансовых, социальных, экологических и др.. как в сторону ухудшения, так и в сторону и улучшения
В процессе реализации проекта подвержены изменению следующие элементы: стоимость сырья и комплектующих, стоимость капитальных затрат, стоимость обслуживания, стоимость продаж, цены и т. д. В результате выходной параметр, например прибыль, будет случайным. Иногда в процессе анализа риска ограничиваются анализом сценариев.
16. Источники информации для бизнес-плана
1. Данные о предприятии:
-годовые бухгалтерские отчеты за последние 5 лет.
-копии имеющихся бизнес-планов, производственно-финансовых планов, экономических и др. прогнозов предприятия;
-учредительные документы предприятия:
-устав предприятия;
-свидетельство о регистрации предприятия;
-свидетельство о постановке на налоговый учет;
-справка о задолженности по налоговым платежам;
-список дочерних компаний или других предприятий, в которых данное предприятие имеет свою долю
2. Финансовая информация:
-список банковских счетов и значительных денежных инвестиций;
-описание дебиторской и кредиторской задолженности
-учетная политика предприятия;
-список основных средств предприятия и график их амортизации;
-кредитная история предприятия;
-график продаж по видам продукции за каждый период времени, за который составлялся отчет о прибыли;
-список счетов по крупным расходам, указанным в отчете о прибыли;
-расходы на постоянную заработную плату;
-отчеты независимого оценщика об оценке различных активов предприятия
-отчеты других специалистов:
-список акционеров, показывающий количество акций и их процент, принадлежащий каждому;
имеющие значение детали сделок по акциям предприятия с начала его существования:
-прайс-лист, каталоги или другая информация по продукции.
3. Данные о персонале:
-организационная структура;
-резюме и информация об образовании и опыте ведущих специалистов;
-отчет о численности рабочих кадров (за 2 года):
-план-график повышения квалификации персонала предприятия.
Юридические документы
-протоколы заседаний собраний акционеров;
-протоколы заседаний совета директоров:
-копии решений ревизионной комиссии:
-копии действующих договоров аренды, лизинга;
-копии трудовых соглашений с ведущими менеджерами;
- копии договоров по самым крупным сделкам:
-подробная информация о любых судебных процессах, включая еще незавершенные и вероятные,
5. Информация о нематериальных активах:
-лицензии:
-патенты:
-авторские права:
-товарные знаки
-аналогичные НМА
6. Экономические данные:
-макроэкономические данные: данные об общих тенденциях в экономике страны (ВНП — валовый национальный продукт, темпы ,инфляции, обменный курс валюты, уровень занятости и пр.) -региональные и местные экономические показатели и условия. Информация по системе налогообложения должна включать полный перечень налогов и сборов с указанием базы налогообложения, ставки налога, периодичности выплаты и льгот по налогу; -рыночная информация;
7. Технические данные:
-характер проектируемого производства;
-общие сведения о применяемой на предприятии технологии;
-информация об особенностях технологических процессов, о характере потребляемых ресурсов, системе реализации производимой продукции;
-сведения о размещении производства;
-вид производимой продукции, работ, услуг;
-информация о производственном потенциале предприятия
18. Сущность и виды анализа бизнес-плана инвестиционного проекта
Виды анализов с вопроса разработка инвестиционного проекта.
Анализ чувствительности: в ходе анализа чувствительности происходит последовательное-единичное изменение всех проверяемых на рискованность переменных: каждый раз, как только одна из переменных меняет свое значение на прогнозное число процентов, и на этой основе пересчитывается новая величина принятого критерия. Выбирается показатель, который будет оцениваться. Ранжируются исходные показатели проекта, отклонение которых наиболее вероятно
Анализ безубыточности: называется исследование взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли при изменении этих показателей в процессе производства.
Анализ сценариев: предполагает после качественного отбора рисков проекта отобрать группу исходных параметров в соответствии с выявленной степенью риска. В дальнейшем производится несколько вариантов расчета проекта. Наиболее часто исходные переменные выбираются исходя из критериев пессимистического и оптимистического сценария развития проекта.
Тема 5