Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) является разновидностью налога с оборота1. Он стал взиматься в России с принятием Закона РФ от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость»2, действовавшего в основной своей части до 1 января 2001 г.3; с этой даты вступила в силу часть вторая Налогового кодекса РФ4, гл. 21 которого регулирует взимание НДС в настоящее время.
По своей природе НДС является косвенным налогом. Юридический и фактический налогоплательщик при его взимании не совпадают. Фактически уплачивают налог потребители товаров (работ, услуг), так как он включается в цену последних. Юридическими налогоплательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, вносящие налог в бюджет.
Наименование НДС определено тем, что он уплачивается с той части стоимости, которая добавляется при каждой стадии реализации товаров (работ, услуг). Согласно НК РФ налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях реализации товаров (работ, услуг), а также при осуществлении иных операций, составляющих объект налогообложения, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг), иных операций, составляющих объект налогообложения, и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
1 См.: Положение о налоге с оборота предприятий общественного сеетора. Постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. // СЗ СССР. 1930. № 46. Ст. 477.
2 ВВС. 1991. № 52. Ст. 1871; СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3341.
-1 Некоторые нормы закона о НДС действовали до 1 января 2002 г.
4 См.: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. № 3341; 2001. № 51. Ст. 4830; 2002. № 22. Ст. 2026.
12-941
I
Глава 15. Федеральные налоги
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
1) в связи с деятельностью на территории Российской Федерации — организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые таковыми согласно ст. 11 НК РФ, а именно российские и иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и представительства иностранных юридических лиц и международных организаций, физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные охранники, частные нотариусы и частные детективы;
2) в связи с перемещением товаров через таможенную границу — лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Объекты налогообложения подразделяются на четыре вида:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ относится к самым распространенным объектам обложения НДС. При этом следует отметить, что НДС применяется как к возмездной, так и безвозмездной реализации товаров (работ, услуг). Не признаются реализацией товаров (работ, услуг) операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты, за исключением целей нумизматики, передача имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, и иные операции, предусмотренные п. 3 ст. 39 НК РФ, а также ряд операций, указанных в ч. 2 ст. 146 НК, к числу которых следует относить передачу имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, а также передачу на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-
§ 1. Налог на добавленную стоимость
коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению, и ДР-
Налогообложение добавленной стоимости имеет место только при реализации на территории России. Реализация товаров (работ, услуг) за пределами России объектом обложения НДС не является. В этой связи, принципиальным является вопрос об определении места реализации. Местом реализации товаров признается территория РФ, если товар находится на территории России (не отгружается и не транспортируется) или товар в момент начала отгрузки (транспортировки) находится на территории России.
В отношении места реализации работ (услуг) на территории России можно выделить следующие правила:
1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ;
2) работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ;
3) услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
4) покупатель или исполнитель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.
Налоговая база для налога на добавленную стоимость выступает в качестве стоимости товаров, работ, услуг, исчисленной исходя из свободных цен по сделке. Цена определяется без включения в нее НДС и налога с продаж, но с учетом акцизов для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья. Данное правило определения налоговой базы общее, однако, следует учитывать особенности определения цены согласно статье 40 НК РФ, а также особенности определения налоговой базы по некоторым хозяйственным операциям и ввозе товаров на таможенную территорию. Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает специальный порядок определения налоговой базы в отношении Договоров под уступку денежного требования или уступки требования (цессии), договоров комиссии и т.д.
12'
Глава 15. Федеральные налоги
Налоговый период установлен в двух временных сроках, по истечении которых определяется налоговая база НДС и исчисляется его сумма. Обычным налоговым периодом является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров, работ, услуг, не превышающими один миллион рублей, налоговый период равен одному кварталу.
Ставки налога на добавленную стоимость подразделяются на пять видов:
— 0% — в отношении товаров, работ, услуг, указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ (таковыми, например, являются товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта);
— 10% — в отношении продовольственных товаров и товаров для детей, предусмотренных п. 2 ст. 164 НК РФ;
— 20% — применяется при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в п. 1 и 2. ст. 164 НК РФ;
— расчетная ставка, определяемая как процентное отношение 10%-ной налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Применяется данная ставка при реализации товаров, работ, услуг по ценам и тарифам, облагаемым 10%-ной ставкой;
— расчетная ставка, определяемая как процентное отношение 20%-ной налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. В обычном варианте подобные операции облагались бы по ставке 20% . Последние две ставки используются и в иных случаях, предусмотренных п. 4 ст. 164 НК РФ, когда сумма налога должна определяться расчетным методом.
Порядок исчисления налога представляет собой определение суммы налога, которая может быть представлена как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода, и уменьшается при этом на сумму налоговых вычетов. Налоговым вычетам подлежат различные суммы налога, предусмотренные ст. 171 НК РФ, например, суммы, исчисленные налогоплательщиком с авансовых платежей в счет предстоящей поставки товаров. Применение налоговых вычетов производится на основании специальных документов — счетов-фактур и налоговых деклараций.
Порядок и сроки уплаты налога в бюджет регламентированы ст. 174 НК РФ. Уплата НДС за истекший налоговый период осуществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При ввозе товаров на таможенную тер-
§ 1. Налог на добавленную стоимость
риторию России налог уплачивается в соответствии с таможенным законодательством. Однако, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога по операциям реализации товаров (работ, услуг) или передачи товаров для собственных нужд, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику с учетом особенностей налогового законодательства.
Немаловажное значение имеет для порядка уплаты налога момент реализации товаров (работ, услуг). Момент зависит от не^ скольких факторов, но прежде всего от учетной политики налогоплательщика. Если налогоплательщик закрепил возникновение обязанности по уплате налога по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов, то моментом реализации товаров (работ, услуг) является: день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг). Если налогоплательщик утвердил в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств, то датой реализации выступает день оплаты товаров (работ, услуг).
По налогу на добавленную стоимость установлен очень широкий круг льгот. Их можно классифицировать по двум основаниям: по кругу налогоплательщиков и по объектам налогообложения. Так, в отношении налогоплательщиков действует освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС. Например, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей1.
Что касается льгот по объекту налогообложения, то здесь законодатель выделяет операции, не подлежащие налогообложению, и операции, подлежащие налогообложению по льготным ставкам 0% и 10%. Так, освобождаются от налогообложения медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. К медицин-
См. ст. 145НКРФ.
Глава 15. Федеральные налоги
ским услугам, освобождаемым от налогообложения, относятся услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию; услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ; услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями; услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению; услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного; услуги патолого-анатомические; услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным. Законодатель предусмотрел освобождение от налогообложения и другие виды операций по реализации товаров, работ, услуг1.
Применительно к льготным налоговым ставкам законодатель выделяет строго определенные товары, работы и услуги. Так, согласно ст. 164 НК РФ по ставке 0% облагаются работы, выполняемые в космическом пространстве; операции по реализации драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; реализация товаров, предназначенных для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами и др. По ставке 10% производится налогообложение следующих товаров: яйца и яйцепродукты, масло растительное, маргарин, сахар, соль, кровати детские, коляски для детей, игрушки, подгузники и др2.
Контроль за уплатой НДС возложен на налоговые органы, а в некоторых случаях — на таможенные органы.
§ 2. Акцизы
Акцизы относятся к числу наиболее распространенных налогов, они закреплены в налоговых системах почти всех государств и долгое время являлись одним из основных источников государственных доходов. На современном этапе в промышленно развитых государствах доля акцизных налогов в доходах бюджета существенно снизилась3.
1 См. ст. 149—150, 178 НК РФ.
2 См. ст!64НКРФ.
•' Так, в 60-е гг. акцизы в^таких странах составляли около 30% доходов бюджета, а в 80-е — уже 16—18%. См.: Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. М., 2000. С. 147.
§ 2. Акцизы
Слово «акцизы» произошло от латинского глагола accidere — резать, кроить и, по всей видимости, этимологически восходит к старинным понятиям подати, оброка1.
Акцизы — это один из самых древних налогов, например, на Руси спиртные напитки подвергались акцизному обложению еще в X—XI в. К началу XX в. в России акцизы обеспечивали около 70% всех бюджетных доходов, функционировало специальное акцизное ведомство, осуществляющее надзор за плантациями таб*н-ка, контроль за его хранением и продажей2. После Октябрьской революции акцизное налогообложение существовало недолго, до налоговой реформы 1930 г., и было возобновлено в нашей стране с 1992 г., с принятием Закона РФ от 6 декабря 1991 г. «Об акцизах»3, который с многочисленными изменениями и дополнениями действовал до 1 января 2001 г. В настоящее время взимание акцизов регулируется гл. 22 части второй Налогового кодекса РФ4.
Акцизы — это косвенный налог, по некоторым характеристикам он близок к налогу на добавленную стоимость (несовпадение фактического и юридического плательщиков, применение зачетной системы исчисления и уплаты, специального порядка возврата переплаченных в бюджет сумм и некоторые другие), при этом акцизы отличаются от НДС (акцизами облагаются лишь некоторые, специально перечисленные в законе товары, каждый товар имеет индивидуальную ставку, которая применяется либо к количеству товара (весу, объему), либо ко всей его стоимости).
В потребительской корзине общества существует ряд товаров, производство и реализация которых при низкой себестоимости приносит очень высокий уровень прибыли благодаря стабильному и массовому спросу на них: алкогольная и табачная продукция, ювелирные изделия, автомобили, бензин и некоторые другие. Установление акцизов на такие товары обеспечивает решение целого ряда задач.
Во-первых, государство изымает получаемую производителями сверхприбыль, снижая рентабельность таких производств с необоснованно высокого до среднего уровня, сложившегося в эко-
1 См.: Вернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. М., 1997. С. 16.
2 См.: Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. М., 1999. С. 174— 175.
3 ВВС. 1991. №52. Ст. 1872.
4 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3421, 3429; Российская газета. 2002. 31 мая; 2002. 30 июля.
Глава 15. Федеральные налоги
номике страны. Во-вторых, акцизы все в большей мере используются для устранения негативных последствий, возникающих в обществе при потреблении или использовании определенных групп товаров. Например, во Франции и США в несколько раз были увеличены акцизы на табак, что позволило получить средства на государственную медицинскую программу по борьбе с курением. В странах Европейского Союза установлена регрессивная шкала акцизных ставок на сигареты: ставка уменьшается по мере увеличения цены сигарет. Предполагается, что в результате этого увеличится спрос на более дорогие, следовательно, более качественные и менее вредные для здоровья потребителей сигареты. Такая же схема действует и в отношении бензина: акциз на экологически более чистый бензин ниже, чем на бензин с содержанием свинца1.
В Российской Федерации в качестве подакцизных выделяют: подакцизные товары (спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная и табачная продукция, пиво, ювелирные изделия, дизельное топливо, автомобильный бензин и моторные масла) и подакцизное минеральное сырье (природный газ). Перечень подакцизной продукции содержится в ст. 181 НК РФ, является исчерпывающим и может быть изменен только путем внесения законодательных изменений в НК РФ2.
Объектом налогообложения являются перечисленные в гл. 22 НК РФ операции с подакцизными товарами или подакцизным минеральным сырьем3:
— реализация произведенных подакцизных товаров,
— реализация с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у ее производителя,
— передача на территории РФ подакцизных товаров, которые были произведены для собственных нужд,
— ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ,
— реализация природного газа за пределы территории РФ и т.д.
1 См.: Дадалко ВА., Румянцева Е.Е.,Демчук Н.Н. Налогообложение в системе международных экономических отношений. Минск, 2000. С. 192—193.
2 Действующее ранее законодательство допускало установление перечня подакцизного минерального сырья Правительством РФ. См.: ст. 1 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон РФ «Об акцизах» // СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1016 с последующими изменениями и дополнениями.
3 Ранее действующее законодательство об акцизах определяло объект налогообложения как стоимость или объем реализованных подакцизных товаров, что в соответствии с НК РФ является налоговой базой.
§ 2. Акцизы
Перечень содержит описание 19 операций с подакцизной продукцией, при совершении которых возникает обязанность исчис-лить и уплатить акцизы. лонис
Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу России. Перечисленные лица признаются налогоплательщиками только в том случае если они совершают облагаемые акцизами операции с подавд ными товарами или подакцизным минеральным сырьем
Ставки акцизов обладают рядом особенностей
на территории России). Существуют также комбин^ован-ные ставки, сочетающие в себе указанные выше формы (например, ставка акциза на сигареты с фильтром равна 50 руб за 1000 штук плюс 5% от их стоимости).
Во-вторых, они носят индивидуальный характер, т.е. каждый
вид подакцизной продукции имеет свою ставку" а некоторые
виды - даже несколько ставок. Например, в отношении легк"-
вых автомобилей закреплено три стаи™ (^ ™ ше""и легко
г ч^ю. навки (в зависимости от мот-
ности двигателя: от 0 до 129 руб. за 1 л.с.), в отношении табачГй продукции - шесть ставок (в зависимости от ее разновидности (табак, сигары, сигариллы, сигареты и т д ) Разновидности
В-третьих, акцизные ставки применяются к разным единицам измерения подакцизных товаров или минерального сырья X му (вино, пиво - в литрах), весу (табак _ в килограм Jx*H4*e. продукты - в тоннах), количеспгеу (сигареты, сигары - в шту-ках) или стоимости (природный газ)
Для акцизов характерна регулярная корректировка перечня подакцизной продукции и налоговых ставок1. Ставки, как прави ло, повышаются. Это вызвано необходимостью поддержания стабильного уровня доходов от акцизов. По большинству пода™ цизных товаров ставки привязаны не к стоимости, а к количественной характеристике (весу и т. д.), что в условиях ин
1 Сравните, например, текст главы 22 НК Prh „ ^
на от 8 августа 2001 г. с редакцией Федерального 1Я РеДа™ ФеДеРмьного зако-РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. Рольного закона от 5 августа 2000 г. // СЗ
Глава 15. Федеральные налоги
фляции приводит к постоянному снижению реального уровня доходов.
Налоговая база определяется по-разному в зависимости от вида применяемых ставок. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки, налоговая база равна объему реализованных товаров в натуральном выражении (например, общее количество штук реализованных в налоговом периоде сигар). По подакцизной продукции, в отношении которой установлены адвалорные ставки, налоговая база определяется как стоимость соответствующего товара или минерального сырья. По подакцизным товарам, в отношении которых закреплены комбинированные ставки, определяемая налоговая база состоит из двух частей: количество реализованных подакцизных товаров и их общая стоимость.
Налогоплательщик обязан определять налоговую базу отдельно по каждому виду подакцизной продукции, в отношении которого установлена самостоятельная налоговая ставка. Если налогоплательщик упрощает свою обязанность и по всем налогооблагаемым операциям определяет единую налоговую базу, то акциз должен быть исчислен по максимальной ставке из тех, которые могут быть применены данным налогоплательщиком.
Налоговый период, т.е. период, по истечении которого налогоплательщик обязан определить налоговую базу и исчислить размер акцизного налога, равен одному календарному месяцу.
Налог исчисляется как произведение соответствующей ставки и налоговой базы (для подакцизных товаров, в отношении которых закреплены специфические ставки) или как соответствующая ставке процентная доля налоговой базы (в случае, если ставки адвалорные).
По подакцизным товарам, на которые распространяются комбинированные ставки, налог исчисляется следующим образом: определяется размер акциза, соответствующий объему реализованных товаров, затем рассчитывается размер акциза исходя из стоимости реализованных товаров, после чего полученные показатели суммируются.
Исчисленные суммы акциза включаются в цену товара и должны быть указаны отдельно в первичных учетных документах, счетах-фактурах и других расчетных документах. Таким образом осуществляется предъявление акциза покупателю. Оно обязательно во всех случаях реализации или передачи подакцизной продукции, за исключением реализации подакцизных товаров населению по розничным ценам (на ярлыках, ценниках, чеках сумма акциза, как и сумма НДС, не выделяется).
§ 2. Акцизы
Предъявление акциза позволяет продавцу подакцизного товара отнести уплаченные суммы акциза к своим расходам при исчислении налога на прибыль организаций1. А покупателю — уменьшить подлежащую уплате в бюджет сумму акциза на сумму, предъявленную ему продавцом, если покупатель приобретал подакцизные товары в качестве сырья для производства других подакцизных товаров (следовательно, при реализации произведенной подакцизной продукции он также обязан исчислить й* уплатить акциз, но имеет право его уменьшить).
Данная система расчетных взаимоотношений позволяет переложить фактическую уплату акцизов на последнего покупателя, который приобретает товар не для производства других подакцизных товаров, а для потребления. Поэтому акцизы часто называют налогом на потребление.
Сроки уплаты акцизов закрепляются ст. 204 НК РФ, они различаются в зависимости от вида реализуемой подакцизной продукции и даты ее реализации: акциз должен быть уплачен в течение от 1 до 3 месяцев, следующих за налоговым периодом.
Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию установленной формы2.
Главой 22 НК РФ закрепляются специальные меры налогового контроля в отношении производства и реализации на территории нашего государства нефтепродуктов, а также алкогольной и табачной продукции.
Так, в целях усиления контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов, а также за легальностью производства и реализации на территории РФ табака, табачной и алкогольной продукции, они подлежат обязательной маркировке специальными акцизными марками3. Маркировка предполагает приобретение и нанесение на табак и табачную продукцию акцизных марок, а на алкогольную продукцию — акцизных марок и ре-
1 Или налога на доходы индивидуальных предпринимателей.
2 Формы декларации по акцизам на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье утверждены приказом МНС России от 28 февраля 2001 г. № БГ-3-03/66 // Российская газета. 2001. 5 мая.
3 Например, Федеральный закон от 7 января 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» установил, что обязательной маркировке подлежит алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 245.
Глава 15. Федеральные налог»
§ 3. Налог на доходы физических лиц
тональных специальных марок. Порядок изготовления марок и маркировки подакцизной продукции определяется Правительством РФ1.
Ответственность за маркировку возложена на производителей подакцизных товаров. Для них покупка акцизных и региональных специальных марок является формой авансового платежа по акцизам. Стоимость акцизных марок (или ставка авансового платежа) устанавливается Правительством РФ, она не должна превышать 1% от ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (на 2002 г. эта ставка установлена в размере 98 руб. 78 коп. за 1 л)2.
В этих же целях в отношении алкогольной продукции с 1 января 2001 г. введен специальный налоговый режим — режим налогового склада. Он представляет собой комплекс мер и мероприятий налогового контроля со стороны налоговых органов в отношении алкогольной продукции, производимой на территории РФ. То есть алкогольная продукция с момента окончания ее производства до момента отгрузки покупателю находится под постоянным контролем сотрудников налоговых органов. Режим налогового склада распространяется на территорию и помещения, в которых алкогольная продукция производится, а также на специализированные помещения, в которых она хранится до отгрузки покупателю — они называются акцизные склады. Акцизные склады могут быть учреждены только с разрешения территориальных органов Министерства РФ по налогам и сборам. Порядок их учреждения и функционирования определяется Правительством РФ3.
1 См., например: постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории РФ» // СЗ РФ. 1999. № 25. Ст. 3126; постановление Правительства РФ от 4 апреля 1999 г. № 1008 «Об акцизных марках» // СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4502; 2000. № 17. Ст. 1884; 2001. № 9. Ст. 857; постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1023 «Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию» // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 173; № 23. Ст. 2373.
2 С 1 января 2003 г. ставка повышается до 114 руб. за 1 л. См.: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 30 июля.
3 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1026 «Об утверждении правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой» //.СЗ РФ. 2001. №2. Ст. 178; №30. Ст. 3170.
В отношении налогоплательщиков, осуществляющих производство и (или) реализацию нефтепродуктов, предусматривается такая мера налогового контроля, как создание на их производственной территории постоянно действующих налоговых постов. Под налоговым постом понимается деятельность должностных лиц налоговых органов по наблюдению за процессами производства и (или) реализации нефтепродуктов. Сотрудники налоговых постов имеют доступ в любые помещения и территории нал,йгр-плателыцика, связанные с производством и (или) реализацией нефтепродуктов.
Налоговый кодекс, закрепляя правовое регулирование взимания акцизов, не выделяет такого элемента налогообложения как льготы. Однако ст. 183 НК РФ определяет перечень операций с подакцизными товарами и минеральным сырьем, освобождаемых от налогообложения. Такое освобождение фактически является налоговой льготой, так как оно предоставляет определенные преимущества по сравнению с иными плательщиками акцизов и выгодно освобождаемому налогоплательщику (по налогу на добавленную стоимость, например, освобождения от налогообложения тоже существуют, однако их применение не 'всегда выгодно освобождаемому налогоплательщику). К освобождаемым, от акцизного налогообложения операциям относятся:
— передача подакцизных товаров внутри организации (от одного структурного подразделения другому) для производства других подакцизных товаров,
— реализация на территории РФ природного газа для потребления физическими лицами, ЖСК, кондоминиумами и другими подобными потребителями,
— использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах установленных нормативов и т.д.
Освобождение от налогообложения допускается только в том случае, если налогоплательщик ведет учет «льготных» операций по производству и реализации подакцизной продукции отдельно от прочих операций, подлежащих обложению акцизами.
§ 3. Налог на доходы физических лиц
Родиной подоходного налога является Великобритания. Первая попытка ввести подоходное налогообложение в России относится к 1810 г., однако в 1820 г. налог был отменен в связи с не-
Глава 15. Федеральные налоги
значительным поступлением данных платежей в государственный бюджет. В течение XIX в. подоходное налогообложение как таковое отсутствовало. Первая мировая война подтолкнула российское правительство на новую попытку установления подоходного налога, что было осуществлено в 1916 г. по прусскому образцу. Вместе с тем, революция 1917 г. прервала данный процесс. Только декретами от 16 ноября 1922 г. и от 12 ноября 1923 г. подоходное налогообложение было возобновлено1. В 30-е годы подоходное налогообложение носило социальный характер. В частности, рабочие и служащие пользовались наибольшим количеством налоговых льгот по сравнению с другими социальными группами2. В 1943 г. произошла новая реформа подоходного налогообложения, в соответствии с которой под обложение налогом попадали граждане СССР, иностранные граждане и лица без гражданства.
Порядок взимания подоходного налога, введенный с января 1992 г., ознаменовал новый этап в развитии подоходного налогообложения, что было вызвано преобразованиями в российской экономике.
Налог на доходы является основным налогом, уплачиваемым физическими лицами, и по суммам поступлений, и по кругу плательщиков.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»3 налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам и по форме возложения налогового бремени является прямым.
Часть первая Налогового кодекса РФ4, устанавливающая иную систему налогов и сборов в Российской Федерации, относит налог на доходы физических лиц также к федеральным налоговым платежам (ст. 13).
До 1 января 2001 г. правовое регулирование исчисления и взимания налога на доходы физических лиц осуществлялось на основании Закона РФ от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц»5. С принятием части второй Налогового ко-
§ 3. Налог на доходы физических лиц
1 См.: Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. М., 1996. С. 107—112.
2 Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. Учебник. М., 1996. С. 109—110.
3 ВВС. 1992. № 11. Ст. 527; СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 4.
4 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2.
5 ВВС. 1992. № 12. Ст. 591; СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3341.
декса РФ1 правовая регламентация исчисления и взимания налога осуществляется в соответствии с положениями главы 23 указанного нормативного акта.
Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения, определяемые ст. 17 указанного нормативного акта.
По отношению к налогу на доходы физических лиц налогоплательщиками являются физические лица, среди которых законодатель выделяет налоговых резидентов РФ и налоговых нерезидентов. К налоговым резидентам РФ Кодекс относит физических лиц, фактически находящихся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Объектом налогообложения признается совокупный доход, полученный налогоплательщиками в течение налогового периода:
1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для налоговых резидентов РФ;
2) от источников в РФ — для налоговых нерезидентов.
В соответствии с НК РФ налоговым периодом признается календарный год (с 1 января по 31 декабря).
При определении налоговой базы, являющейся важным элементом налогообложения, учитываются доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. По каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно.
Доходы физического лица, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения доходов.
При получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме, в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как их стоимость, исчисленная исходя из их рыночных цен на дату получения дохода. Правила определения цен установлены ст. 40 НК РФ.
1 СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 4. Также см.: Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденные приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 29 ноября 2000 г. // Налоговый вестник. 2001. № 5; Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. № 5.
1л
Глава 15. Федеральные налоги
В зависимости от вида дохода датой фактического его получения могут являться дни:
1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме;
2) передачи доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме;
3) уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды;