Особенности финансов в туризме
Финансы в туристской сфере имеют целый ряд ярко выраженных особенностей в сравнении с другими сферами народного хозяйства, и во многом они обусловлены спецификой самих туристских предприятий, их производственным процессом и существующими финансовыми отношениями. Рассмотрим некоторые из особенностей детальнее:
1. Для туризма характерна особая схема кругооборота оборотных средств. Она обусловлена тем, что:
· во-первых, объектом деятельности туризма является человек (турист), который покупает туристские впечатления исходя из своего интереса;
· во-вторых, в туризме процессы производства, реализации и организации потребления туристского продукта соединены вместе в единый производственно-обслуживающий процесс.
Эти факторы определяют своеобразие кругооборота оборотных средств в туризме, который значительно отличается от кругооборота средств в промышленности, торговле, общественном питании. Кругооборот оборотных средств в туризме можно представить схемой:
Д – Т – Д1
B (1)
Где:
Д - денежные средства, авансированные туристской фирмой на организацию тура, т.е. на создание туристского продукта;
Т - материальные и нематериальные услуги туризма, а также товары туристско-сувенирного назначения;
В - туристские впечатления;
Д1 - денежные средства, полученные от реализации услуг, товаров, туристских впечатлений и включающие добавленную стоимость.
Приведенная схема показывает, что турист платит деньги за то, что он видит, и что его впечатляет (интересные явления природы, памятники истории и культуры, архитектурные памятники и т.п.). В создание объектов туристского показа туристская фирма свой капитал не вкладывает, но уже само их существование приносит туристской фирме денежный доход. Фирма оплачивает лишь услуги, связанные с показом туристам этих объектов.
Для туристской фирмы при получении дохода важное значение имеют вид и качество туристских впечатлений, которые должны соответствовать туристским интересам. Изменение или исчезновение (частично или полностью) объектов туристского интереса приводит к резкому замедлению оборачиваемости денежных средств и уменьшению денежных поступлений в туристскую фирму.
2. Своеобразие кругооборота оборотных средств в туризме сказывается на скорости их оборота.
Оборачиваемость оборотных средств - это продолжительность прохождения оборотными средствами отдельной стадии производства и обращения. Время, в течение которого оборотные средства находятся в обороте, т.е. последовательно переходят из одной стадии в другую, составляет период оборота оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств исчисляется продолжительностью одного оборота в днях (оборачиваемость оборотных средств в днях) или количеством оборотов за отчетный период (коэффициент оборачиваемости).
Продолжительность одного оборота в днях представляет собой отношение суммы среднего остатка оборотных средств к сумме однодневной выручки от реализации туристского продукта за отчетный период.
Коэффициент оборачиваемости средств характеризуют размер объема выручки от реализации туристского продукта на один рубль оборотных средств. Он определяется как отношение суммы выручки от реализации продукции к среднему остатку оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости средств - это фондоотдача оборотных средств. Рост его свидетельствует о более эффективном использовании оборотных средств. Одновременно данный коэффициент показывает число оборотов оборотных средств за отчетный период.
Важным показателем эффективности использования оборотных средств является коэффициент загрузки средств в обороте. Он характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на один рубль выручки от реализации туристского продукта. Иными словами, он представляет собой оборотную фондоемкостъ, т.е. затраты оборотных средств для получения одного рубля реализованного туристского продукта. Коэффициент загрузки средств в обороте есть величина, обратная коэффициенту оборачиваемости средств, и определяется как отношение среднего остатка оборотных средств к сумме выручки от реализации туристского продукта, Снижение этого коэффициента свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных средств.
Для каждой туристской фирмы, так же как и для каждого другого хозяйствующего субъекта (завод, магазин, ресторан и т.д.), характерна своя скорость оборачиваемости средств. Эта скорость определяется многими факторами (постоянными или случайными), в первую очередь ассортиментом произведенного и реализуемого товара типом предприятия и т.п.
Исследование показывает, что в среднем, как правило, оборачиваемость оборотных средств в туристской фирме происходит быстрее, чем их оборачиваемость на заводе, в магазине, торгующем промышленными товарами, в ресторане, но медленнее, чем в продовольственных магазинах и на базах. Для туризма характерна определенная структура организационно правовой формы предприятий данной отрасли.
3. Особенность в организационно-правовой форме туристских предприятий, находящие выражение в степени развитости дивидендной политике в сфере туризма.
Предприятие как субъект предпринимательской деятельности и объект управления является юридическим лицом, обладая самостоятельной имущественной ответственностью, самостоятельно выступая в гражданском обороте от своего лица и характеризуясь организационным единством. Организационно-правовую систему Российской Федерации (РФ) с 1 января 1995 года определяет Гражданский кодекс (ГК) РФ.
Согласно ГК РФ все предприятия в зависимости от основной цели их деятельности подразделяются на: некоммерческие и коммерческие.
Некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли у них не основная цель, и они распределяют ее между участниками. Примером таких предприятий являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации. Коммерческие предприятия, к которым и относятся все предприятия туристской сферы) в соответствии с их организационно-правовыми формами можно классифицировать по нескольким признакам (Рис.6).
В сфере туризма выделяют, как правило, две основных и часто встречающихся формы организации туристских предприятий:
· общество с ограниченной ответственностью – это разновидность объединения капиталов, не требующая личного трудового участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой формы предпринимательства является деление его капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая его уставный капитал, принадлежит ему самому как юридическому лицу, не образуя объекта долевой собственности участников. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов;
· акционерные общества. Основная отличительная черта акционерного общества в сравнении с любым другим хозяйственным обществом заключается в том, что его уставный капитал делится на определенное число одинаковых долей, а каждая их них выражена ценной бумагой - акцией. Поэтому акции одного выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость. Акционеры – обладатели акций не отвечают по обязательствам общества, а лишь несут риск убытков от утраты стоимости принадлежащих им акций. Акционерная форма не только достаточно быстро мобилизует капиталы, порождает многообразие способов их объединения, но она демократизирует экономику. Дает существенный социальный результат, превращая широкий слой людей в совладельцев собственности, получающих право управлять деятельностью предприятия и участвовать в распределении прибыли.
Кроме этого в сфере туризма слабо развитая дивидендная политика. Например, для большинства туристских фирм такого понятия как «дивиденд» не существует. Это связано в основном с тем, что туристские фирмы по своей организационно-правовой форме, это, как правило, общества с ограниченной ответственностью (ООО) и соответственно об акционерном капитале (акциях), речь не идет, или же, что крайне реже это закрытые акционерные общества (ЗАО). При калькуляции тура, основного продукта, производящегося турфирмой, учитываются такие статьи, как сумма цен, расценок и тарифов на услуги, предоставляемые туристам. Далее это расходы, которые несет турфирма в связи с организацией своей деятельности. Необходимо максимально точно учесть эти накладные затраты с тем, чтобы они покрывались частью цены продаваемых туров. Обязательно должны быть учтены расходы на рекламу, маркетинг, командировки, представительские мероприятия, производственное обучение, административные расходы (взносы в туристские организации, сертификация, лицензирование и др.). Прибыль, которая прибавляется к себестоимости тура, обычно составляет 20-30% от себестоимости, но может варьироваться, так как на стоимость могут влиять и цены конкурентов, и сезонность, и общее экономическое и политическое состояние страны. Полученная прибыль затем может расходоваться на дальнейшее развитие фирмы, например, на разработку новых туров, на оплату рекламных туров работникам, на предоплату за блоки мест на чартерах и т. д. Что касается гостиничного бизнеса, то здесь ситуация несколько иная. Большинство гостиничных предприятий по своей организационной форме, это акционерные общества (ЗАО или ОАО), у которых существует акционерный капитал, акционеры и соответственно дивидендная политика. При этом на гостиничном рынке наблюдается также значительное количество средств размещений иной организационно - правовой формы, такой, как общество с ограниченной ответственностью (например, отель ООО “Европа” и ряд других).
В туристской индустрии и на предприятиях города дивидендная политика развита еще слабо. Невозможность планирования будущей прибыли, инфляция, неустойчивость национальной денежной единицы, коррупция и другие, внешние и внутренние факторы оказывают отрицательное влияние на развитие дивидендной политики.
4. Для туристских фирм характерны особый состав и структура финансовых ресурсов. Этот состав определяется наличием турагентов и туроператоров на туристском рынке.
На туристском рынке преобладают турагенты. Так, в составе туристских фирм Российской Федерации турагенты занимают около 90%, а туроператоры - 10% общего количества турфирм. Хотя следует отметить, что фактически трудно провести грань между туроператорами и турагентами. Это вызвано тем, что туристская фирма получает общую лицензию на туристскую деятельность (как туроператоры и турагенты). Поэтому для повышения качества туристского обслуживания населения было бы целесообразно ввести отдельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности.
При этом следует отметить, что в летнее время, на которое приходится пик туристского сезона, доля дебиторской задолженности в составе финансовых ресурсов у туроператоров увеличивается до 70%, а доля денежных средств снижается до 15%.
Особенность состава и структуры финансовых средств, а также их источников обусловлена своеобразием потока денег и задолженности между субъектами туристского рынка, которое определяется, прежде всего, тем, что между моментом продажи туристского продукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает кредиторская и дебиторская задолженность у турагентов и туроператоров.
5. Для туристских фирм характерны особый состав и структура источников финансовых ресурсов.
Финансирование туристской деятельности производится в основном за счет привлеченных средств (более 2/3) и частично за счет собственных средств. Это связано с тем, что туристская фирма получает деньги за проданные путевки раньше, чем предоставляет туристу услуги по этой путевке. Среди привлеченных средств основная доля (50% и более) приходится на кредиторскую задолженность. Структура распределения источников средств у фирм турагентов и туроператоров представлена на Рис. 7, 8.
Рис. 7. Структура источников средств