Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля как способа обеспечения финансовой безопасности РФ

Приоритетным направлением государственной финансовой политики в Российской Федерации является создание адекватной современным экономическим условиям системы управления, важным функциональным элементом которой является государственный финансовый контроль. Создание действенной системы государственного финансового контроля сегодня следует рассматривать как существенный фактор укрепления Российской экономики, стабильности финансовой системы в целом.

Для усиления действенности государственного финансового контроля необходима реализация следующих основных задач:

1) обеспечение системного подхода к организации государственного финансового контроля;

2) повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства;

3) создание условий для дальнейшего внедрения в деятельность контрольных органов аудита эффективности использования государственных средств;

4) усиление ответственности должностных лиц и организаций за нарушения бюджетного законодательства, а также более полная реализация превентивной функции государственного финансового контроля;

5) совершенствование организации деятельности контрольных органов в новых условиях административного реформирования.

Системный подход к организации государственного финансового контроля предполагает, прежде всего, определение его места и роли в единой системе контроля, осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы – бюджетного контроля.

Важным шагом на пути построения эффективной и действенной системы государственного финансового контроля в РФ является разработка и принятие ряда законов. Например, в федеральном законе "О государственном финансовом контроле" необходимо определить такие понятия, как "государственный финансовый контроль", "внешний" и "внутренний" финансовый контроль; определить и закрепить статус высшего органа государственного финансового контроля. Следует также уточнить полномочия контрольных органов в соответствии с чётко сформулированными целями и задачами их деятельности.

В Российской Федерации должна быть создана единая унифицированная система стандартов, органично объединяющая все виды и направления финансового контроля. Стандарты, устанавливающие общие положения и процедуры, могут служить базой для разработки стандартов, определяющих особенности каждого вида финансового контроля.

Важным направлением создания отлаженной системы государственного финансового контроля является чёткое определение полномочий органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. Ещё одним из важнейших направлений совершенствования государственного финансового контроля, усиления его действенности является создание современного информационного обеспечения, которое позволит существенно сократить сроки контрольных мероприятий, особенно на стадии подготовки к проверке и оформлению заключительных документов.

Создание информационной системы становится многоэтапным процессом, в котором, в первую очередь, должны создаваться внутренние информационные системы, расширение функциональных и технических возможностей которых позволит, в конечном итоге, создать единую информационную систему, адекватную современным задачам формирования законодательства и методологии государственного финансового контроля.

Создание эффективной и действенной системы предполагает усиление его роли в обеспечении финансовой безопасности государства. В целях дальнейшего совершенствования государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности необходимы: дальнейшее развитие методологии национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путём; разработка критериев и показателей, позволяющих судить о соблюдении всеми экономическими субъектами требований финансовой безопасности; совершенствование системы мониторинга финансовых операций, связанных с рынком ценных бумаг; нацеленность контроля на оценку целесообразности привлечения, законности и эффективности использования иностранных займов.

Важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса сегодня является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. В связи с этим, значение создания условий для дальнейшего внедрения в практическую деятельность органов государственного финансового контроля аудита в деле повышения эффективности расходования государственных средств трудно переоценить.

Это факт предопределяет направления дальнейшего совершенствования системы государственного финансового контроля, ориентируя контрольно-счётные органы не только на проверки целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, законности принимаемых органами исполнительной власти или отдельными должностными лицами управленческих решений, но и на анализ их деятельности с позиций её эффективности и результативности.

Важным шагом на пути внедрения аудита эффективности в практическую деятельность органов государственного контроля является его законодательное обеспечение. Следует дополнить нормативную правовую базу рядом положений. Необходимо усиление ответственности должностных лиц и организаций за нарушения бюджетного законодательства, а также более полная реализация превентивной функции государственного финансового контроля.

Для реализации задач предстоит совершенствовать систему управления своей деятельностью на основе имеющегося опыта. Основными аспектами совершенствования деятельности контрольных органов в новых условиях административного реформирования являются:

- внедрение механизмов управления результатами;

- стандартизация и регламентация деятельности;

- оптимизация организационной и функциональной структуры;

- кадровое и административно-управленческое обеспечение процесса реализации административной реформы.

Реализация предложенных направлений усиления действенности государственного финансового контроля, его совершенствования позволит обеспечить функционирование государственного финансового контроля в Российской Федерации как целостной системы и поднять на новый качественный уровень управление государственными финансовыми ресурсами.

Также нужно обратить внимание на проблему эффективности государственного внешнего финансового контроля, что касается внутреннего контроля в организациях, финансируемых государством, там есть специфика, нуждающаяся в специальном исследовании.

Российским законодательством, в отличие от зарубежного, не устанавливается понятие инвестиционного банка и соответственно не проводится разграничение банков на коммерческие и инвестиционные (в зарубежной практике инвестиционные банки осуществляют долгосрочные финансовые вложения в промышленность, проводят операции с ценными бумагами как за свой счет, так и за счет средств клиента). Поэтому российские банки представляют собой универсальные кредитные организации, которым предоставляются возможности самостоятельного выбора приоритетных направлений деятельности.

Однако законодательством установлен строгий контроль и достаточно жесткое регулирование банковской, в том числе, инвестиционной деятельности. Так, Центральным Банком (Банком России) установлены определенные обязательные требования к величине уставного капитала коммерческих банков, к величине собственного капитала, который должен соответствовать норматива Н1. Кроме того, Банк России рядом нормативов ограничивает инвестиционные возможности достаточно значительного количества коммерческих банков на рынке ценных бумаг.

Ограничивающими инвестиционную деятельность коммерческих банков являются и установление Банком России показателя Н12, регламентирующего норматив использования собственного банковского капитала для приобретения акций других юридических лиц; требования ФК ЦБ, предъявляемые к кредитным организациям, претендующим на получение лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.

Несмотря на схожесть инвестиционного и коммерческого банков, проявляющейся в том, что они оба связывают инвесторов с заемщиками финансовых ресурсов, между ними существует ряд различий. Представляется возможным выделить следующие направления отличий: размещение ресурсов, ассортиментные предпочтения банка, направления специализации. Коммерческий банк, заключая кредитные договора с заемщиками, размещает финансовые ресурсы; инвестиционный же банк покупает у различных эмитентов ценные бумаги, способствуя тем самым притоку финансовых ресурсов для развития эмитента. По ассортиментной линейке коммерческий банк, стремясь к диверсификации вложений, отдает предпочтение краткосрочным и более мелким проектам, тогда как инвестиционный – крупным проектам и долгосрочным инвестициям. Специализация коммерческого и инвестиционного банков также существенно разится – если первый специализируется на традиционных для банка операциях, в том числе, кредитных, то второй – на видах инвестиционной деятельности, к которым относятся проектное финансирование, андеррайтинг, привлечение финансирования, инвестиционное консультирование и т.д.

Представляется возможным выделить ряд факторов, влияющих на деятельность коммерческих банков на российском инвестиционном рынке:

1. Низкая инвестиционная привлекательность значительного количества современных предприятий. Невысокая рентабельность свидетельствует о большом риске инвестиционных вложений, т.к. успешное развитие этих предприятий как за счет реинвестирования прибыли, так и за счет эмиссии ценных бумаг маловероятно;

2. Результатом неразвитости российского фондового рынка банковский кредит становится одной из основных форм поддержки инвестиционных проектов;

3. Ограничения, устанавливаемые для банков государством, в том числе, Центральным Банком (Банком России), по оказанию услуг финансового консультанта;

4. Неразвитость российского рынка финансовых инструментов;

Как в экономической литературе, так и в банковской практике, формы инвестиционной деятельности коммерческих банков классифицируются на основе общих критериев систематизации инвестиционных видов. Однако представляется возможным выделить ряд особенностей банковской инвестиционной деятельности, заключающейся в следующей классификации ее видов:

- реальные инвестиции;

- финансовые инвестиции;

- производственные инвестиции;

- инвестиции, направленные на собственное развитие банка.

Российским законодательством, в отличие от зарубежного, не устанавливается понятие инвестиционного банка и соответственно не проводится разграничение банков на коммерческие и инвестиционные (в зарубежной практике инвестиционные банки осуществляют долгосрочные финансовые вложения в промышленность, проводят операции с ценными бумагами как за свой счет, так и за счет средств клиента). Поэтому российские банки представляют собой универсальные кредитные организации, которым предоставляются возможности самостоятельного выбора приоритетных направлений деятельности.

Однако законодательством установлен строгий контроль и достаточно жесткое регулирование банковской, в том числе, инвестиционной деятельности. Так, Центральным Банком (Банком России) установлены определенные обязательные требования к величине уставного капитала коммерческих банков, к величине собственного капитала, который должен соответствовать норматива Н1. Кроме того, Банк России рядом нормативов ограничивает инвестиционные возможности достаточно значительного количества коммерческих банков на рынке ценных бумаг.

Ограничивающими инвестиционную деятельность коммерческих банков являются и установление Банком России показателя Н12, регламентирующего норматив использования собственного банковского капитала для приобретения акций других юридических лиц; требования ФК ЦБ, предъявляемые к кредитным организациям, претендующим на получение лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.

Заключение

Существующая в стране система ГФК в полной мере не выполняет своего назначения и нуждается в серьезной реструктуризации. Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля в аспекте обеспечения финансовой безопасности РФ. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

Примеров неэффективности организации и функционирования органов ГФК можно привести множество. На сегодняшний день трудно переоценить важность займов международных финансово-экономических организаций (МФЭО) для укрепления российской экономики (особенно в условиях бюджетного дефицита), построения развитого рыночного хозяйства в нашей стране. Все более актуальными становятся проблемы недостатка финансовых ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства вопросы оптимизации привлечения и использования займов МФЭО; замедление темпов расходования заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО; некоторые государственные органы, на которых в соответствии с законодательством РФ возложены функции контроля за привлечением и использованием займов МФЭО, не выполняют свои функции надлежащим образом, что в принципе способствуют многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов; мощные экономические факторы (в первую очередь ТНК и ТНБ), действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства “денационализировать” территорию государств; отсутствует система контрольных органов за обеспечением финансовой безопасности страны. Возникает необходимость исследования и обоснования системы направлений деятельности Счетной палаты РФ.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что для того, чтобы ГФК в аспекте обеспечения финансовой безопасности РФ был действительно эффективным, необходимо проделать много важных и существенных преобразований:

- привлечение и использование заемных средств должно обеспечиваться эффективным и действенным контролем ответственных государственных организаций и иных хозяйствующих субъектов, непосредственно участвующих в реализации проектов;

- для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и параметры контроля, разработать специальные модели, формулы и т.п.;

- необходимо выявить основные ТБС (или их систему), способные оказывать влияние на макроэкономические показатели государства, установить их цели и стратегии;

- необходимо создать специальную службу - Центральное геоэкономическое управление (ЦГУ), которое будет осуществлять направление и координацию работы соответствующих подразделений спецслужб по сбору информации о состоянии финансовой безопасности Российской Федерации;

- необходимо направить деятельности Счетной палаты по контролю за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса;

- должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации;

Таким образом, если не уделять должного внимания проблемам ГФК, то вряд ли можно ожидать, что реформы в нашем государстве пойдут в правильном направлении, предотвратив бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства во многих сферах хозяйствования.

Список использованной литературы

1) О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в

РФ: Указ Президента РФ от 18.07.2001 N 87 - О признании утратившим силу пункта 5 указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 г. N 1095 // Российская газета. — 1996. — №11.

2) Шохин, С.О. Проблемы и перспективы развития финансового

контроля в Российской Федерации: учебник / С.О. Шохин. — М.: Финансы и статистика, 2007.

3) Моданов, В.В. Финансовый контроль в системе национальной безопасности / В.В. Моданов. - М.: Изд-во Вестник Международного «Института управления», 2006.

4) Моданов, В.В. Роль государственного финансового контроля в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации / В.В. Моданов. - М.: Изд-во ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006.

5) Шуляк, П.Н. Финансы: учебник / П.Н. Шуляк, Н.П. Белотелова. – М. : Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2002. – 456 с.

6) Бурцев, В.В. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления Российской государственности / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2.

7) Бурцев, В.В. Концептуальные основы реформирования государственного финансового контроля в Российской Федерации в современных условиях / В.В. Бурцев // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - №4.

8) Коробов,В.В. Финансоваябезопасностьвсистемегосударственногофинансовогоконтроля / В.В. Коробов // Финансы и кредит. - 2009.- № 47.

9) Васильева, М.В. Финансовый контроль /М.В Васильева//Финансы и Кредит. - 2009. - №12.

Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля как способа обеспечения финансовой безопасности РФ - student2.ru

Наши рекомендации