Статус казённых, бюджетных, автономных учреждений
Казённое учреждение | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение | |
Гос. задание | + | + | + |
Бюджетная смета | + | - | - |
Субсидии на возмещение нормативных затрат | - | + | + |
Иные субсидии | - | + | + |
Бюджетные инвестиции | - | + | + |
Бюджетный кредит | - | + | + |
Займы | - | + | + |
Лицевой счёт | + | + | -/+(как исключение) |
Расчётный счёт | - | - | + |
Подконтрольность финансовым органам | + | + | + |
Доходы от приносящей доход деятельности | - | + | + |
Субсидиарная ответственность | + | -/+(за вред) | -/+(за вред) |
Принятие бюджетных обязательств от имени публичных субъектов | + | - | - |
Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы (Глава 24.1 БК РФ)
Эта глава опирается на принцип иммунитета бюджетов, а это один из принципов казначейского исполнения бюджетов. Принцип иммунитета бюджетов заключается в том, что обращение взыскания на средства бюджетов возможны только на основании судебных актов. Почему используется этот принцип? Вообще, иммунитет это защита, ограждение от чего-то. (в гражданском праве) В финансовом праве иммунитет - это защита средств бюджетов от неосновательного списания. Только судебный акт образует основательность списания, т.е. в судебном разбирательстве устанавливается надлежащий объём ответственности. Последствием использования этого принципа является то, что ФЗ "Об исполнительном производстве" к данным делам не применяется. Это закреплено и в БК РФ, и в ФЗ.
Глава 24.1 появилась не сразу, а в 2005 году. До этого действовало ПП №666, которое было оспорено в КС РФ.
В этой главе предусмотрено 2 порядка обращения взыскания на средства соответствующих бюджетов:
1. ко всем случаям, когда речь идёт о возмещении вреда: разрешается единообразно (одна статья); вред может возникать в связи с действием (бездействием) органов, изданием незаконного акта (причиняющие вред здоровью гражданина; вред имуществу организации (например, снос магазина)) и т.д. Лицо подаёт заявление в суд, а суд в своём решении указывает надлежащего ответчика (с кого взыскать), казну, на которую обращается взыскание. Органы могут только исполнить или не исполнить, изменить решение нельзя. Если акт федеральный, то решение направляется в Минфин РФ; если региональный, то в финансовый орган соответствующего субъекта РФ; если муниципальный, то в финансовый орган муниципального образования. При этом БК РФ предусматривает, что главный распорядитель бюджетных средств информирует Минфин о результатах судебного разбирательства. Почему? Для того, чтобы определить надлежащего виновника с точки зрения бюджетных отношений. В силу этого требования все ведомства, в отношении которых ведутся судебные разбирательства, проходят все инстанции, чтобы бодро отрапортовать Минфину, что они бились на всех уровнях, но проиграли. С учётом этой информации, Минфин будет принимать действия относительно главного распорядителя. После этого Минфин принимает решение об исполнении судебного решения, т.е. о перечислении средств взыскателю. Возникает вопрос о том, из каких средств осуществлять исполнение этого решения? БК РФ предусматривает, что средства необходимо брать из ассигнований, предусмотренных на эти цели. Но в данном случае речь идёт не о цели "возмещение вреда" (такой цели в бюджете быть не может), а о том, что исполнение осуществляется за счёт тех ассигнований, которые выделены соответствующему главному распорядителю. Прежде всего, за счёт прочих расходов, если этих средств достаточно, то конец. Если этой суммы недостаточно, то Минфин вносит изменения в сводную бюджетную роспись и выделяет дополнительные ассигнования этому главному распорядителю. А в следующем периоде ассигнования этому главному распорядителю будут урезаны. Раньше это называлось "финансовая дисциплина". Исполнение судебного решения должно произойти в течение 3 месяцев. Если данный срок истёк, а обязательство не исполнено, то используем конструкцию, данную в ПП ВАС от 2006 г. №23. Если решение не исполнено в связи с тем, что отсутствуют средства, тогда должен применяться ФЗ "Об исполнительном производстве". Почему? Обращение взыскания направлено на казну, а в казне, кроме бюджетных средств есть ещё и иное имущество, не закреплённое за кем-либо. Этим ВАС обеспечил защиту прав взыскателя. В некоторых странах обращение взыскание возможно на музейные ценности, у нас - нет.
2. в случае, когда долги возникли у казённых учреждений: несколько статей, поскольку казённые учреждения функционируют на различных уровнях. Порядок на примере федеральных казённых учреждений, на других уровнях - аналогично. Судебный акт выносится в отношении казённого учреждения - должника и направляется в ФК. (на региональном и муниципальном уровне в соответствующий финансовый орган) Почему в ФК? ФК это тот орган, в котором казённому учреждению открыт лицевой счёт. Именно через лицевой счёт происходит обращение взыскания на средства казны, поскольку лицевой счёт это счёт, на котором отражены средства казны. Процедура более подробна. ФК получает судебное решение и направляет казённому учреждению. Казённое учреждение в течение 10 дней должен уведомить о причине образовавшегося долга и направить платёжный документ о перечислении средств взыскателю. Указывается источник, сумма и адрес взыскателя. В случае, если средств на лицевом счёте достаточно, то должник сам определяет за счёт каких средств погашать долг. Если средств недостаточно, тогда возникает субсидиарная ответственность, предусмотренная БК РФ. Казённое учреждение пишет запрос-требование главному распорядителю. Суть в том, что казённое учреждение для исполнения судебного акта просит-требует предоставить дополнительные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств. Главный распорядитель в течение трёх месяцев обязан предоставить ассигнования и лимиты бюджетных обязательств. Если возможности предоставить ассигнования нет, то главный распорядитель обращается в соответствующий финансовый орган, который вносит изменения в сводную бюджетную роспись и выделяет необходимые средства. На следующий день после получения ассигнований казённое учреждение должно составить платёжное поручение и направить его в ФК, которое спишет средства в адрес взыскателя. На этом процедура завершена. В случае, если истекли 3 месяца, а средств нет, то тоже по ПП ВАС от 2006 г. № 23. Если решение не исполнено в связи с тем, что отсутствуют средства, тогда должен применяться ФЗ "Об исполнительном производстве". В случае, если казённое учреждение получило уведомление от ФК, но ничего не предпринимает, что делать? ФК без платёжного поручения списать средства не может, но ФК может приостановить все операции по лицевому счёту. (Постановление Правительства РФ "О порядке приостановления операций на лицевом счёте".) Этой угрозы достаточно, поскольку прекратиться выплата заработной платы, а невыплата заработной платы влечёт уголовную ответственность.