Тема 9. Финансы корпораций
Финансы корпораций, иногда называемые финансами хозяйствующих субъектов — относительно самостоятельная сфера финансовой системы государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств организаций и выраженных в виде различных денежных потоков. Именно в этой сфере формируется основная часть финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, которые служат основным источником экономического роста и социального развития общества.
Финансы корпораций — это также самостоятельное научное направление, которое сформировалось относительно недавно, в начале 1950-х гг. «Финансы корпораций» — синтетическая научная дисциплина, опирающаяся на достижения таких научных и учебных дисциплин, как «Экономическая теория», «Теория финансов», «Бухгалтерский учет и аудит», «Экономический анализ» и др. Изучение корпоративных финансов позволяет более предметно овладеть методологией и методикой принятия оптимальных финансовых решений в различных сферах предпринимательства.
Содержание финансов корпораций можно уяснить, рассмотрев прежде всего формирование и использование всей совокупности доходов и денежных фондов в процессе распределения и перераспределения ВВП.
Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые после перераспределения первичных доходов. Вторичные доходы образуются:
у организаций — в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);
работников — в форме оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей;
государства — в форме перераспределенных доходов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды;
домохозяйств — в форме чистой оплаты труда, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетникам», выплат из внебюджетных фондов социальной направленности.
Проанализируем финансовый аспект распределения на уровне корпорации. Выручка от реализации товаров, услуг (выручка от продажи) без НДС и акцизов за вычетом переменных и постоянных затрат, включенных в себестоимость реализованной продукции, представляет собой прибыль от реализации продукции, являющуюся основным элементом валовой прибыли. Вычтя из нее коммерческие и управленческие расходы, получают прибыль от продаж. После ее корректировки на прочие доходы и расходы формируется прибыль до налогообложения. Уплатив из нее налог на прибыль, получаем чистую прибыль.
Распределение ВВП и национального дохода в условиях командно-административной экономики жестко регламентировалось государством. Это обусловливало широкий круг финансовых отношений предприятий уже на стадии первичного распределения ВВП и тем самым позволяло безоговорочно включать их финансы в общую систему государственных финансов (90% предприятий были государственными). В современных условиях России присутствует значительно меньшая регламентация деятельности организаций. Так, при создании и распределении стоимости ВВП в рамках конкретной организации государство сегодня регулирует:
• состав вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу;
• размер некоторых налоговых вычетов в целях исчисления налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительство, рекламу, образование, уплату процентов за банковский кредит);
• нормы отчислений в фонды социального назначения;
• методы применения амортизационных отчислений основных средств, нематериальных активов, а также сроки полезного использования амортизируемых основных фондов и нематериальных активов в целях исчисления налогооблагаемой прибыли;
• объекты и ставки налогообложения;
• сроки и порядок списания с баланса обязательств организации;
• состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой прибыли.
Значительная часть финансовых отношений организаций регламентирована гражданским законодательством: величина и порядок формирования уставного и резервного капитала для организаций различных организационно-правовых форм, порядок размещения и выкупа акций, порядок ликвидации и слияния организаций, порядок очередности списания средств с расчетного счета, процедуры банкротства. Следует учесть, что определенные денежные доходы и фонды образуются в организации уже на стадии создания и распределения ВВП (условно, применительно к организации). Так, часть выручки от реализации продукции должна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда, но уже за счет полученной выручки у организации аккумулируются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам. Амортизационные отчисления предназначены для приобретения новых основных средств, но до их приобретения они находятся в обороте организации. Кроме того, за счет полученной выручки от реализации продукции образуются другие денежные фонды — резервы предстоящих расходов и платежей, состав которых регламентируется соответствующими нормативными документами в области бухгалтерского учета и учетной политики организации. У нее может образовываться также и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного списания затрат на особо сложные виды ремонта основных производственных фондов на себестоимость продукции. Величина перечисленных выше денежных средств включается в состав себестоимости продукции, а формирование этих фондов идет в процессе распределения выручки от продаж.
Процесс распределения сопровождается и процессом перераспределения. Так, при выплате заработной платы происходит удержание налога на доходы физических лиц и отчислений в социальные фонды. В общей величине оплаченной выручки организация получает доход в форме прибыли. В свою очередь прибыль относительно «моментально» участвует в денежном обороте, так как определенная ее часть перераспределяется в форме налоговых платежей. В результате в обороте организации остается чистая прибыль, которая может направляться (распределяться) в фонд накопления, служащий источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей и материальных поощрений. В соответствии с действующим законодательством, учредительными документами или учетной политикой организации за счет чистой прибыли может быть образован и резервный капитал (фонд).
В процессе перераспределения формируются денежные источники средств организации, имеющие характер фондов. Прежде всего, это — уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд), который образуется при создании организации за счет имущества, закрепленного за ней собственником. Порядок его формирования (минимальная величина, сроки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирования средств во внеоборотные и оборотные активы. В случаях, предусмотренных законодательством, организация располагает средствами, полученными как целевое финансирование, и поступлениями из бюджета отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, а также от других организаций и физических лиц.
Кроме того, в кругообороте средств организации могут участвовать источники средств в виде эмиссионного дохода и безвозмездных поступлений, составляющих денежную часть, а также носящие характер специальных резервов, т.е. резервов предстоящих расходов и платежей. При осуществлении хозяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств организации вовлекаются другие денежные источники в форме долго- и краткосрочных кредитов и прочих займов, а также в форме кредиторской задолженности.
Итак, в процессе формирования и использования денежных средств организаций (капитала, доходов, резервов и т.п.) возникает широкий спектр денежных отношений (связей), выражающих экономическое содержание финансов организаций и соответственно финансовых отношений. Что же входит в сферу финансовых отношений, являющихся объектом финансового менеджмента в современных условиях? Приведем широкий спектр этих отношений, вытекающих из реалий сегодняшнего дня и влияющих на денежные потоки, формирование и использование финансовых ресурсов организаций.
Финансовые отношения возникают:
• между организацией и ее инвесторами (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов;
• поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств (уплата неустойки, передача залога);
• другими организациями по поводу кратко- и долгосрочных финансовых инвестиций и выплаты по ним дивидендов и процентов;
• финансовыми (кредитными) институтами и другими организациями по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получения и погашения кредитов, займов, страховых платежей и страховых возмещений, получения финансирования под уступку денежного требования, платежей в частные пенсионные фонды и т.п.);
• дочерними и материнскими организациями по поводу внутрикорпорационного перераспределения средств;
• учредителями доверительного управления имущества, а также выгодоприобретателями по поводу имущества, полученного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого управления;
• другими товарищами по поводу вкладов в соответствии с договорами простого товарищества и распределения прибыли, полученной товарищами в результате совместной деятельности;
• правообладателями по поводу выплаты вознаграждения по договору коммерческой концессии;
• его наемными работниками по поводу оплаты труда и выплат из фонда потребления;
• государством по поводу формирования налогооблагаемой базы для начисления налогов, сборов и осуществления этих платежей;
• его работниками при удержании подоходного налога, взносов во внебюджетные фонды, а также других удержаний и вычетов;
• государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему и отчислений во внебюджетные фонды;
• государством при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов на цели, предусмотренные действующим законодательством. Нетрудно заметить, что все эти отношения в той или иной степени регламентированы государством и охватывают процесс распределения и перераспределения ВВП. При этом последние четыре группы отношений выражают перераспределительные отношения и входят как в сферу финансов организаций, так и в сферу государственных финансов.
В условиях рынка появляются и принципиально новые группы финансовых отношений:
• связанных с несостоятельностью (банкротством) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей. Эта специфическая сфера отношений жестко регламентируется государством, в частности Федеральным законом от 26.l0.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», требует специфических форм антикризисного управления финансами организаций;
• возникающих при слиянии, поглощении и разделении организаций (корпораций).
Все финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств организации, т.е. ее финансовых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами предприятия.
Финансовые ресурсы организации — это все источники денежных средств, аккумулируемые организацией для формирования необходимых ей активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений.
Финансовые отношения, возникающие в процессе образования и использования финансовых ресурсов организации, формируются в процессе кругооборота ее средств, что в свою очередь опосредуется денежными потоками по различным видам ее деятельности. Ввиду особого интереса рассмотрим их более подробно.
Текущая деятельность — движение денежных средств, связанных с получением выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и запасов производственно-материальных ресурсов, получением авансов, арендной платы, уплаты по счетам поставщиков, выплатой заработной платы, расчетами с бюджетом и фондами социального назначения, получением и возвратом краткосрочных кредитов и займов на цели, связанные с текущей деятельностью, уплатой процентов по указанным кредитам и займам, оплатой и получением неустоек, залогов и т.п.
Инвестиционная деятельность — движение денежных средств, связанных с капитальными вложениями в связи с приобретением нематериальных активов, оборудования к установке, других объектов основных средств, включая их строительство, с их реализацией, а также с получением и погашением долго- и краткосрочных кредитов и займов под указанные выше инвестиции и процентов по ним.
Финансовая деятельность — движение денежных средств, связанных с формированием и использованием уставного капитала, добавочного капитала, распределением и использованием прибыли, долго- и краткосрочными финансовыми вложениями, продажей корпоративных ценных бумаг, получением долго- и краткосрочных кредитов, займов под финансовые вложения, включая уплату процентов за пользование заемными средствами, погашением дебиторской и кредиторской задолженности нетрадиционными способами (перемена лиц в обязательстве, новация, отступное и т.п.).
Мнения специалистов в отношении функции финансов организаций весьма противоречивы и носят дискуссионный характер. Достаточно распространена точка зрения, что финансы организаций, как и общегосударственные финансы, выполняют распределительную и контрольную функции. Одни авторы обосновывают воспроизводственную, распределительную и контрольную функции финансов организаций. Другие наделяют государственные финансы распределительной, стимулирующей и контрольной функциями, а финансы организаций — обеспечивающей, стимулирующей, распределительной и контрольной функциями. У ряда авторов имеются обоснования и таких экзотических функций предприятий, как инвестиционно-распределительная, фондообразующая (она же источниковая), доходо-распределительная, обеспечивающая и контрольная1.
Здесь необходимо отметить, что здесь уже была приведена аргументация в пользу того, что функции любой экономической категории представляют форму выражения ее общественного назначения и должны отражать специфику именно данной категории. Такие же функции, как воспроизводственная, распределения, обеспечения, стимулирования, присущи практически всем другим экономическим категориям — цене, прибыли, заработной плате, налогам и т.д. Естественно, что в процессе распределения и стимулирования непосредственное участие наряду с другими категориями принимают и финансы. Однако в этом случае мы имеем дело не с их функциями как общественным назначением, а с ролью данной категории в процессе регулирования экономики государством, проведении его финансовой политики, осуществляемой определенными управленческими решениями и конкретными людьми. Формы проявления функций государственных финансов относятся к макроэкономическому уровню и связаны, прежде всего, с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства, создание и удовлетворение потребностей в общественных благах. Функции же финансов организаций реализуются на уровне микроэкономики. Они непосредственно связаны с формированием и использованием капитала и денежных фондов предприятий в условиях их экономического обособления и удовлетворением частных благ на возмездной эквивалентной основе. В связи с этим вполне правомерно несколько шире определить функции финансов организации относительно функций государственных финансов. К ним относятся:
• регулирование денежных потоков организации;
• формирование капитала, денежных доходов и фондов;
• использование капитала, денежных доходов и фондов.
Очевидно, что две последние функции идентичны функциям государственных финансов, однако здесь конкретизировано и расширено применительно к организациям понятие «денежные фонды». В современных условиях далеко не все денежные средства организации имеют «фондовый характер». Функция регулирования денежных потоков организации отражает специфику общественного назначения ее финансов, присущую только данной категории и связанную с процессом формирования и использования финансовых ресурсов, который опосредствован соответствующими денежными потоками. Иными словами, формирование и использование финансовых ресурсов в значительной степени предопределено условиями регулирования денежных потоков.
Реализация названных выше функций в процессе управления финансами организаций сопровождается и осуществлением контроля как одной из функций любого управленческого процесса. Можно возразить, что и функция регулирования, и контрольная, — функции процесса управления. Но здесь речь идет не о регулировании вообще, а о регулировании денежных потоков организации, что естественно присуще в целом только финансистам. Другие категории — заработная плата, цена, кредит, прибыль и т.п. — также связаны с денежными потоками организации, но они только или часть этого потока, или его результат. Регулирование же всей совокупности денежных потоков обеспечивается финансами организаций.
Управление финансами корпораций.
Обобщение опыта организации корпоративных финансов за рубежом, деятельности отечественных предприятий, анализ подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяют рекомендовать российским предприятиям руководствоваться следующими основными принципами современной организации финансов:
1. плановость — обеспечивает соответствие объема продаж и издержек, инвестиций потребностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях и платежеспособного спроса. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования)и контроля;
2. финансовое соотношение сроков — создает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимаются и возможности их сохранения от обесценения при размещении в легкореализуемые активы (ценные бумаги, депозиты и т.п.);
3. взаимозависимость финансовых показателей — обеспечивает учет изменений в действующем законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, налогообложение, учетный процесс и бухгалтерскую отчетность;
4. гибкость (маневрирования) — обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности;
5. минимизация финансовых издержек — означает, что финансирование любых инвестиций и других затрат должно осуществляться самым «дешевым» способом;
6. рациональность — вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски;
7. финансовая устойчивость — обеспечивает финансовую независимость, соблюдение критической точки (0,5 удельного веса собственного капитала в общей его величине), платежеспособность предприятия, т.е. его способность к погашению своих краткосрочных обязательств.
Естественно, что реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать:
• сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);
• отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т.д.);
• виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);
• организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Перечисленные выше принципы организации финансов наиболее полно реализуются на предприятиях сферы материального производства. Для них характерно функционирование на основе коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Каждое такое предприятие функционирует как относительно замкнутая «экономическая емкость» со своим индивидуальным кругооборотом средств. В результате его хозяйственной деятельности генерируются денежные потоки от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности как разность между поступлениями средств «притоком» по всем перечисленным видам деятельности и их «оттоком» в виде платы за различные ресурсы, необходимые для осуществления всех хозяйственных операций предприятия, что и обеспечивает реализацию принципов самофинансирования и самоокупаемости.
Несмотря на неравную степень развитости финансового менеджмента на отдельных предприятиях, в связи с относительно стабильными и благоприятными условиями хозяйствования, начало нового столетия ознаменовалось также и развитием отечественного финансового управления и освоением новых подходов в данной сфере. Если в 1992—1998 гг. внимание специалистов финансовых служб было практически полностью приковано к ключевому показателю «прибыль», то на данном этапе происходит изменение ориентации системы управления, как в области финансов, так и компании в целом, связанное с внедрением так называемого стоимостного подхода. Управление, ориентированное на стоимость, отнюдь не стало общепринятой практикой ввиду неразвитости большей массы предприятий, которые продолжали свое управление финансами на основе таких классических финансовых показателей, как прибыль и рентабельность. В отдельных компаниях начинается внедрение расчета таких показателей, как EVA и CVA, что свидетельствует об определенной поступательной тенденции в развитии финансового менеджмента в России, общей для стран с развитым фондовым рынком.
Содержание данной концепции состоит в том, что управление компанией должно быть направлено на рост ее рыночной стоимости. Все решения менеджмента должны преследовать своей конечной целью максимизацию стоимости фирмы за счет воздействия на основные факторы ее роста.
Стоимостное управление представляет собой подход, ориентированный, в первую очередь, на интересы собственников и инвесторов, для которых важное значение имеет то, создает ли бизнес или отдельный его сегмент новую стоимость (добавленная рыночная стоимость), что характеризует его эффективность. Прирост рыночной стоимости отражает разницу между рыночной стоимостью компании и суммой капитала, который был инвестирован в компанию. Таким образом, новая стоимость создается лишь тогда, когда бизнес дает отдачу от инвестированного капитала, превышающую затраты на привлечение капитала.
С разработкой данного подхода финансовое управление компанией совершило качественный рывок, поскольку оно совершило переход от анализа традиционных финансовых результатов компании за период к долгосрочному прогнозированию денежных потоков и мониторингу нефинансовых индикаторов. Таким образом, одной из важнейших характеристик этой концепции является ее нацеленность на будущее.
Внедрение стоимостного подхода предполагает обеспечение следующих предпосылок:
• формирование идейных установок и целевых индикаторов (стратегия компании должна отражаться в конкретных количественных показателях, для чего менеджеры должны установить ряд целевых индикаторов, связанных с созданием стоимости);
• анализ бизнеса и его стоимости (оценка эффективности его отдельных единиц) как точки отсчета и определение факторов создания стоимости (информационный обмен с инвесторами, оптимизация внутренних процедур, реализация активов, использование потенциала роста, разработка финансовых схем и т.д.);
• внедрение оперативного контроля над стоимостью активов и управление эффективностью функционирования бизнеса (охватывающее развитие нынешних ключевых направлений, использование новых возможностей и подготовку для роста в будущем, для этого необходимо проведение анализа вклада отдельных подразделений в стоимость компании);
• управление эффективностью работы персонала (для этого необходимо создание системы оценки оперативных и стратегических управленческих решений).
Критерии измерения стоимости и соответствующие для этого показатели в рамках стоимостного управления постоянно развиваются. Сейчас наиболее распространенными являются такие показатели, как MVA (рыночная добавленная стоимость), EVA (экономическая добавленная стоимость), CVA (денежная добавленная стоимость), SVA (добавленная стоимость акционерного капитала), CFROI (денежный поток отдачи от инвестиций).
Для формирования представления о принципах и направлениях, развиваемых в рамках стоимостного подхода, кратко отметим идеи применения основных показателей, используемых в стоимостном управлении.
Показатель рыночной добавленной стоимости MVA (market value added) является одним из критериев создания стоимости и рассчитывается как разница между рыночной ценой капитала и инвестированным в компанию капиталом. Необходимо отметить ограниченную возможность соединения этого показателя с системой мотивации персонала, поскольку в такой ситуации возникает риск, что руководство компании будет принимать решения, ориентированные на краткосрочный рост стоимости акций, не учитывая влияние своих решений на долгосрочную перспективу, что противоречит главному принципу стоимостной концепции.
Показатель экономической добавленной стоимости EVA (economic value added) является одним из основных показателей в рамках стоимостного подхода, используемых при составлении капитального бюджета, оценке эффективности деятельности подразделений или компании в целом, при разработке оптимальной и справедливой системы премирования менеджмента.
Основная идея использования показателя состоит в том, что инвесторы и собственники компании хотят получить норму возврата за риск, на который они идут. То есть капитал компании должен заработать, по крайней мере, ту же норму возврата, как аналогичные инвестиционные риски на финансовых рынках. В противном случае акционеры не видят смысла в инвестициях.
Отсюда вытекает интерпретация показателя, при которой положительное значение EVA характеризует эффективное использование капитала, значение EVA, равное нулю, означает, что инвесторы и собственники фактически получили норму возврата, компенсирующую риск, отрицательное значение EVA характеризует неэффективное использование Существует два основных способа расчета показателя EVA:
EVA = NOPAT (прибыль после выплаты налогов) — WACC (средневзвешенная стоимость капитала) х capital employed (инвестированный капитал);
EVA = rate of return (норма прибыли) — WACC (средневзвешенная стоимость капитала) х capital employed (инвестированный капитал).
Итак, ранее сформированные принципы организации управления финансами в условиях рыночной экономики могут быть обогащены и принципами стоимостного управления, эффективного использования капитала, исходя из стоимостного подхода, который реально может реализоваться только при условиях функционирования эффективного фондового рынка.
Здесь следует сказать о наличии двух концепций (моделей) финансового менеджмента, отличающихся постановкой целей, выбора источников внешнего финансирования и объектов инвестирования: аутсайдерская (американо-английская) и инсайдерская (Германия, Япония). Первая ориентирована в основном на распыление капитала, поскольку владельцами собственного и заемного капитала являются многочисленные держатели акций и облигаций, которые относительно слабо контролируют денежные потоки корпорации. Эта модель требует развитости институтов финансового и фондового рынков и соответствующего законодательного обеспечения. Именно эта модель наиболее полно реализуется при стоимостном подходе к управлению корпораций.
Инсайдерская концепция финансового менеджмента ориентирована на слабое дробление заемного капитала, его концентрацию вокруг крупных банков в так называемой связанной финансовой системе. При этой модели максимизация стоимости капитала, как правило, не принимается в качестве стоимостного ориентира. Неразвитость фондового рынка России, сравнительно ограниченный круг корпораций, акции и облигации которых представлены на рынке определяет применение инсайдерской модели финансового менеджмента на большинстве российских предприятий. При этом такая направленность развития финансового менеджмента в России определяется не только слабостью фондового рынка, но и более значительной регулятивной ролью государства и его участия в собственности крупных компаний, усиливающаяся в условиях кризиса.
Хозяйствующие субъекты действуют в различных организационно-правовых формах:
коммерческие организации:
• хозяйственные товарищества: полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные товарищества),
• хозяйственные общества: акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью,
• производственные кооперативы,
• унитарные предприятия: государственные, муниципальные,
• некоммерческие организации:
• потребительские кооперативы,
• общественные и религиозные организации,
• фонды,
• учреждения,
• ассоциации и союзы юридических лиц,
• государственные корпорации,
• государственные компании,
• общины коренных малочисленных народов Российской Федерации,
• казачьи общества,
• некоммерческие партнерства,
• автономные некоммерческие организации,
• саморегулируемые организации;
• индивидуальные предприниматели.