Демократизация бюджетного процесса: первый опыт
За последние 10—15 лет в некоторых странах стала отчетливо проявляться тенденция к демократизации бюджетного процесса. Все больше и больше людей вовлекаются в бюджетный процесс. Они стремятся участвовать в обсуждении проектов бюджетов, контролировать, чтобы при составлении бюджета не ущемлялись интересы отдельных социальных групп, чтобы не выигрывали только одни социальные группы, а другие проигрывали. Граждане стараются контролировать исполнение бюджета, следить, чтобы государство использовало бюджетные деньги только на те цели и те расходы, которые утверждены парламентом. Но это не всегда удается.
В большинстве стран до сих пор широко распространено мнение, что бюджетный процесс — это удел профессионалов, где простому человеку не разобраться. Часто бюджетная информация под предлогом сохранности государственной тайны засекречивается.
349
Например, в России до сих пор сильны тенденции к сокрытию всей информации, которая касается бюджета. С одной стороны, это имеет свои исторические корни, когда в условиях царской России росписи доходов и расходов, а также отчеты об их исполнении считались тайной и не подлежали обнародованию. Однако, с другой стороны, это является свидетельством низкого уровня развития бюджетной культуры, активности граждан.
Известно, что бюджетный процесс — это сложный процесс согласования самых разных интересов, представленных в обществе. Бюджет — это своего рода компромисс, которого удается достичь в ходе обсуждения и принятия бюджета. Но очень часто и президент, и парламент, и исполнительная власть выражают интересы лишь отдельных социальных групп. Тогда и бюджет превращается в компромисс только для отдельных групп. Интересы же большинства граждан либо совсем не учитываются, либо учитываются не в полном объеме.
Поэтому в последнее время развернулось много дискуссий о справедливости и равенстве при распределении благ через бюджет. Все чаще заостряется вопрос о том, насколько этот процесс является прозрачным, подотчетным и эффективным. При этом выдвигаются различные инициативы, связанные с демократизацией бюджетной политики, стремлением ориентировать бюджеты всех уровней на интересы людей. Эти процессы разворачиваются сегодня в самых разных странах, с разным уровнем жизни и благосостояния, с разным политическим строем и уровнем развития демократических традиций. Это такие страны, как Австралия, Замбия, Кения, Мозамбик, Великобритания, США, Филиппины, Швейцария, ЮАР и др.
В этих странах выдвигаются инициативы создания бюджетов, отвечающих интересам людей. Конечная цель таких бюджетных инициатив состоит в том, чтобы вывести на передний план социально справедливые способы сбора и расходования средств государством. Причем одни инициативы ориентированы на федеральный уровень, другие на региональный и местный уровень. Но в любом случае цель этих инициатив состоит в том, чтобы изменить приоритеты как в расходах, так и в методах сбора доходов ради установления социальной справедливости. Хотя в большинстве бюджетных инициатив внимание сосредоточено на расходах, некоторые касаются как расходной, так и доходной части бюджета.
Демократизация бюджетного процесса может осуществляться в двух формах:
350
1) анализ и ревизия социальных последствий принятия бюджета. При этом проводится экспертиза существующих бюджетов с целью определить, в какой степени они либо решают, либо усугубляют имеющиеся проблемы. Например, проблемы бедности, тендерного неравенства и т.п.;
2) подготовка бюджетов, ориентированных на людей. При этом может быть осуществлена разработка альтернативного бюджета или проведена экспертиза принимаемого бюджета с точки зрения того, как его реализация может повлиять на положение отдельных социальных групп, например женщин или детей. В любом случае при этой форме существенно расширяется число лиц, участвующих в бюджетном процессе.
В качестве примера демократизации бюджетного процесса в форме анализа социальных последствий можно привести деятельность Центра бюджетных и политических приоритетов в США (Center on Budget and Policy Priorities). Этот Центр был создан неправительственными организациями в середине 80-х гг., когда федеральное правительство подвело страну к бюджетному дефициту и развернуло работу по сокращению расходов. Первоначально Центр каждый год, сразу после выхода государственного бюджета, в день его опубликования начинал проверять, не урезаются ли программы помощи людям с низкими доходами больше, чем другие составляющие бюджета. Позднее круг его деятельности стал расширяться. Он стал анализировать другие параметры бюджета. Например, оказалось, что за несколько лет в результате налоговой реформы для работающей семьи, находящейся на черте бедности, доля их доходов, забираемая в качестве налогов, выросла более чем в 2 раза, тогда как налоги для людей с высокими доходами снизились. Тогда Центр стал анализировать последствия различных бюджетных решений. Результатом работы этого Центра стала большая информированность людей. В итоге во много раз повысилась активность граждан и расширились возможности использования социального диалога при принятии важных государственных решений.
Опыт составления альтернативного проекта бюджета имеется в Канаде. С 1995 г. в этой стране составляется Канадский альтернативный федеральный бюджет (АФБ). Этот бюджет обнародует-ся одновременно в Оттаве и в ряде крупных городов за одну-две недели до правительственного варианта бюджета. В состав его разработчиков помимо непосредственных организаторов — Канадского центра альтернативных инициатив в области политики
У
и организации «CHOICES» - коалиции за социальную справедливость,входит целый ряд трудовых, общественных иобщинных организаций, другие группыгражданскою общества, атакже научные работники и активисты во всей стране. Этотбюджет обращает особое внимание на проблемы мшисты, социального неравенства,экологические проблемы. В этом бюджете, в противовеснеолиберальной макроэкономической политике федерального правительства,как правило, рассматриваются также иныемодели денежнойи налоговой политики.
Всемирно известным опытом демократизации бюджетного процессаявляется опыт бразильского города I [орту-Аллегри, столицыштата Риу-Гранди-ду-Сул,с населением 1 , 3 млн человек. С 1989 г. там проводится эксперимент по вовлечению граждан в бюджетныйпроцесс. В первые два года очень небольшое количество людей было реально вовлечено в бюджетный процесс. Для большинства простых людей это было новым и непривычным делом, поскольку они никогда не участвовали в принятии управленческих решений. Но постепенно ситуация менялась. И сегодня вбюджетном процессе вПорту-Аллегри участвует 240 тыс. человек.
Система «участия граждан вбюджетном процессе» на уровне города осуществляется по вертикали — снизу вверх. Самыйнижний уровень — районные советыокругов, куда входят жители, проживающие по соседству. От каждых 30 жителей избирается одинделегат в Народный совет.Народный совет это второй уровень. Весь город разделен на 16 округов и в каждом из округов избирается свой Народный совет. Каждый Народныйсовет делегирует двух человек в Совет представителей. Этотретий уровень, куда наряду спредставителями жителей входят и представители администрации города. Есть еще такой орган, как Палата советников— представительный орган, который избирается на общегородскихвыборах.
Бюджетный процесс начинается снизу. Сначала на уровне районных советов жители составляютсписок требований и наказов от лица населения своих кварталов (домов). В числе такихтребований могут быть, например, строительство школы,асфальтирование дороги, развитие центра здравоохранения и т.п. Эти •гребования направляются в Народный совет, который определяет приоритеты. Затем эти приоритеты направляются в Совет представителей, где делегаты совместно с сотрудниками городской администрации уточняют выбранные приоритеты с учетом финансовых возможностей бюджета. Дело в том, что для каждою бюджетного цикла характерно наличие п р и м е р н о 1 , 5 тыс. наказов
352
граждан, а профинансировано же может быть немногим более 200 проектов.
При определении приоритетов учитывается, какой процент населения выиграет от его реализации, какое это будет иметь значение для решения других задач, для будущего города и т.п. Например, в 1993 г. такой приоритетной задачей стало асфальтирование 23 км мостовых и тротуаров на улицах в районах трущоб. В 2001 г. приоритетами стали очистка территории, асфальтирование и строительство жилья.
Окончательное решение о расходовании бюджетных средств принимается на трехсторонней встрече должностных лиц городской администрации, Совета представителей и Палаты советников.
После того как приоритетные направления финансирования определены, представители микрорайонов начинают процесс мониторинга реализации каждого проекта, контролируют, как расходуются выделенные на него средства.
Все это позволило значительно активизировать граждан. Ситуация в городе улучшилась. Так, с 1989 по 1996 г. число домашних хозяйств, оснащенных водопроводом, возросло с 80 до 98%, а доля населения, обслуживаемая городской канализационной системой, возросла с 46 до 85%. Начиная с 1989 г. ежегодно асфальтировалось примерно по 30 км дорог. Удвоилось также число детей, обучающихся в государственных школах. Но самое интересное состояло в том, что при гласном распределении муниципальных расходов люди стали охотнее платить налоги. Число сокрытий доходов резко сократилось. Так, если в 1990 г. доля налогов на имущество в общем объеме муниципальных доходов составляла 5,8%, то к концу 90-х гг. она превысила 18%.
Сегодня эта система развивается дальше. Уже созданы тематические экспертные советы по обсуждению и формированию долгосрочной стратегии развития города. В сотрудничестве с муниципальными властями они разрабатывают долгосрочные цели и программы по ключевым направлениям развития, включая здравоохранение, жилищное строительство, транспорт, сохранение исторического наследия и культуры. Таким образом, они формируют развитие города на несколько лет вперед и учат граждан «жить будущим».
353
Вопросы для самопроверки
1. Какое место бюджетный контроль занимает в системе финансового контроля?
2. Какие формы финансового контроля вы знаете?
3. Каковы основные функции Счетной палатыРФ?
4. Что такое Федеральное казначейство и каковы его основные функции?
5. В чем принципиальное отличие казначейской системы исполнения бюджета от банковской системы исполнения бюджета?
6. Что такое единый казначейский счет (ЕКС)?
Список рекомендуемой литературы
Законодательные и нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. — М: Юридическая лите
ратура, 1993.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 февраля 2006 г.
3. Бюджетная классификация. Указания по применению. — М., 2001.
4. Новая бюджетная классификация Российской Федерации. Приказ Минфина России от 10 декабря 2004 года №114н. Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. — М.: КНО-РУС, 2005.
5. Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 17 июля 2000 г.).
6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 21 февраля 2006 г. — М.: Омега-Л, 2006.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 14-ФЗ.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ.
10. Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1 (в редакции
от 18 декабря 1991 г.; 24 июня 1992 г.).
355
11. Закон РФ«Об основах бюджетных прав и прав по формированию ииспользованию внебюджетныхфондов органов государственнойвласти республик всоставе РФ, автономной области, автономныхокругов, краев, областей, городов Москвыи Санкт-Петербурга,органов местного самоуправления» от15 апреля 1993 г. №4807-1.
12. Федеральныйзакон «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации». Принят Государственной Думой16 сентября 2003 г. - М: Омега-Л,2004.
13. О финансовыхосновах местного самоуправления. Закон РФ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ.
14. О бюджетной политике на 2002 г. Бюджетноепослание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 24 апреля 2001 г.
15. О федеральной пелевой программе развития органов федеральногоказначейства на 2000—2004 годы. ПостановлениеПравительства РФ от 23 июня 1999 г. № 677.
16. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от25 июля 1996 г. № 1095.
17. Указ Президента от9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральныхорганов исполнительной власти».
18. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 (с изменениями и дополнениями)«Об основах налоговой системы в РФ».
19. Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2000 гг.Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862.
20. Концепция функционирования единого казначейского счета (ЕКС)по учету доходов и средств федеральногобюджета, одобренная Распоряжением Правительства РФ от23 января 2000 г. № 107-р.
21. Закон «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ.
22. Указ Президента РФ «О федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556.
23. Федеральный закон РФ «О Федеральном бюджете на 2005 год».
24. Федеральный закон РФ «О Федеральном бюджете на 2006 год».
25. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
26. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
27. Таможенный кодекс РФ. Федеральный закон от 18 июня 1993 г. (в ред. Федерального закона от 13 января 2000 г.).
Монографии, учебники и учебные пособия
1. Акперов И,Г., Коноплева И.А., Головач СП. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — ML: Финансы: ЮНИТИ, 1999.
3. Брайчева Т.В. Государственные финансы. — СПб.: Питер, 2001.
4. Братчикова И.В. Единый социальный налог (взнос): Практическое пособие. — М., 2001.
5. Бушмин Е.В., Нестеров В.В. и др. Бюджет государства и информационные технологии: Учебник / Под ред. Е.В. Бушмина. — М.: Перспектива, 2001.
6. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное посо-бие/Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. — М.: Перспектива: ИНФРА-М, 1998.
7. Бюджетная система РФ: У ч е б н и к / Под ред. М . Е 5 . Романовского и О.В. Врублевской. — М: Юрайт, 1999.
8. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М., 2002.
9. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. — М.: Городец-издат, 2001.
10. Годин A.M., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. — М., 2002.
11. Головачев Д. Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. — М.: ЧеРо, 1998.
12. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. И.Д.Мацкуляка. - ML: Изд-во РАГС, 2004.
13. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2004.
14. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997.
357
Учебное издание