Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2008–2010 гг.1
Виды доходов | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||||||
Сумма, млрд руб. | В % к | Сумма, млрд руб. | В % к | Сумма, млрд руб. | В % к | ||||
ВВП | общему итогу | ВВП | общему итогу | ВВП | общему итогу | ||||
Доходы — всего | 6644,4 | 19,0 | 100,0 | 7465,4 | 18,8 | 100,0 | 8090,0 | 18,1 | 100,0 |
Из общего объема доходов: | |||||||||
Налог на прибыль организа- ций | 524,8 | 1,5 | 7,9 | 577,2 | 1,45 | 7,7 | 635,0 | 1,42 | 7,8 |
НДС на товары (работы, услуги): реализуемые на территории РФ | 1296,2 | 3,7 | 32,6 | 1791,2 | 4,51 | 37,5 | 2072,3 | 4,63 | 39,8 |
и ввозимые на территорию РФ | 872,3 | 2,5 | 1006,4 | 2,54 | 1149,4 | 2,57 | |||
НДПИ (налог на добычу по- лезных ископаемых) | 868,5 | 2,5 | 13,1 | 851,9 | 2,15 | 11,4 | 849,9 | 1,9 | 10,5 |
Таможенные пошлины | 2050,7 | 5,85 | 30,9 | 2086,7 | 5,26 | 28,0 | 2130,0 | 4,75 | 26,3 |
1 Библиотечка Российской газеты, выпуск № 20, 2007. С. 949–954.
ны. На них приходится соответственно 84,5%, 84,6 и 84,4% всех доходов бюджета.
Бюджет на 2008–2010 гг., как подчеркнуто В. В. Путиным и Правительством РФ, должен способствовать созданию необхо- димых условий для поддержания экономической стабильности в стране и позитивным образом отразиться на развитии экономики в целом и на социальной сфере, имея в виду заложенные пара- метры расходной части бюджета и приоритеты. Распределение бюджетных ассигнований на 2008 г. и плановый период по раз- делам классификации расходов бюджета показано в табл. 9.5.
Акцент сделан на долгосрочную устойчивость развития экономики, ее диверсификацию и инновационный характер. С этой целью создано несколько крупных институтов развития — фондов и корпораций. В частности, Инвестфонд, Фонд содейс- твия реформирования ЖКХ, Корпорация нанотехнологий, Рос- сийская венчурная компания с общей суммой капитализации, превышающей 200 млрд руб., а к концу 2010 г. сумма капитали- зации этих институтов развития превысит 1 трлн руб.1
Важными положениями трехлетнего бюджета являются также выравнивание финансового обеспечения регионов, децен- трализация полномочий и стимулирование инициативы снизу. С той же целью созданы и указанные выше фонды развития. Задача региональных и муниципальных органов власти состоит в том, чтобы своевременно и в обоснованном виде представлять в Правительство проработанные инвестиционные проекты, на ре- ализацию которых будут выделяться средства из этих фондов. Трехлетний бюджет по сравнению с предыдущими годами — наиболее социально ориентированный документ. В структуре расходов бюджета существенное место отведено финансирова- нию образования, здравоохранения, пенсионного и социального обеспечения населения. Причем полномочия по финансированию системы образования и здравоохранения находятся преиму- щественно у субъектов Федерации. Передачей полномочий и обязательств с федерального на региональный уровень объяс-
1 Российская газета. 2007. 29 сент.
Таблица 9.5
Распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2008 г. и плановый период по разделам классификации расходов бюджета
Виды расходов | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||||||
Сумма, млрд руб. | В % к | Сумма, млрд руб. | В % к | Сумма, млрд руб. | В % к | ||||
ВВП | общему итогу | ВВП | общему итогу | ВВП | общему итогу | ||||
Расходы — всего | 6570,3 | 18,8 | 100,0 | 7451,1 | 18,8 | 100,0 | 8090,0 | 18,1 | 100,0 |
Из них: Общегосударственные вопросы | 828,8 | 2,4 | 12,6 | 899,8 | 2,3 | 12,1 | 963,1 | 2,1 | 11,9 |
в том числе: обслуживание государ- ственного и муници- пального долга | 187,8 | 0,53 | 2,85 | 212,6 | 0,53 | 2,85 | 247,1 | 0,55 | 3,0 |
обеспечение деятельно- сти финансовых нало- говых и таможенных органов и надзора | 198,4 | 0,56 | 3,0 | 211,5 | 0,53 | 2,83 | 217,9 | 0,48 | 2,7 |
фундаментальные ис- следования | 57,2 | 0,16 | 0,9 | 68,1 | 0,17 | 0,9 | 82,8 | 0,2 | 1,0 |
Национальная оборона | 509,1 | 1,45 | 7,7 | 566,7 | 1,4 | 7,6 | 596,2 | 1,3 | 7,4 |
Национальная безопас- ность и правоохрани- тельная деятельность | 521,8 | 1,5 | 7,9 | 642,6 | 1,6 | 8,6 | 693,5 | 1,5 | 8,6 |
Национальная эконо- мика | 702,3 | 2,0 | 10,7 | 789,6 | 2,0 | 10,6 | 528,6 | 1,2 | 6,5 |
Окончание табл. 9.5
ЖКХ | 54,6 | 0,15 | 0,8 | 56,3 | 0,14 | 0,75 | 51,8 | 0,1 | 0,64 |
Охрана окружающей среды | 9,3 | 0,02 | 0,14 | 10,2 | 0,02 | 0,13 | 11,0 | 0,02 | 0,13 |
Образование | 307,2 | 0,9 | 4,7 | 313,6 | 0,8 | 4,2 | 339,8 | 0,8 | 4,2 |
Культура, кинемато- граф и СМИ | 83,8 | 0,2 | 1,3 | 73,0 | 0,2 | 1,0 | 67,6 | 0,2 | 0,83 |
Здравоохранение и спорт | 211,7 | 0,6 | 3,2 | 245,2 | 0,6 | 3,3 | 295,4 | 0,7 | 3,6 |
Социальная политика | 270,9 | 0,8 | 4,1 | 342,7 | 0,9 | 4,6 | 396,5 | 0,9 | 4,9 |
в том числе: пенсионное обеспечение | 181,0 | 0,5 | 2,75 | 225,2 | 0,56 | 3,0 | 262,5 | 0,6 | 3,2 |
социальное обеспечение | 81,7 | 0,23 | 1,24 | 108,7 | 0,27 | 1,45 | 124,8 | 0,27 | 1,5 |
Межбюджетные транс- ферты: | 2281,6 | 6,5 | 34,7 | 2423,1 | 6,1 | 32,5 | 2721,0 | 6,1 | 33,6 |
в том числе: дотации и субсидии бюджетам субъектов РФ | 692,7 | 2,0 | 10,5 | 6932,4 | 1,74 | 9,3 | 645,3 | 1,4 | 8,0 |
трансферты бюджетам внебюджетных фондов | 1355,3 | 3,9 | 20,6 | 1515,9 | 3,8 | 20,3 | 1841,0 | 4,1 | 22,8 |
Условно утвержденные расходы: | — | — | — | 186,3 | 0,5 | 2,5 | 404,5 | 0,9 | 5,0 |
няется, в частности, и некоторое снижение финансирования из центра национальных проектов, ответственность за реализацию которых теперь несут также регионы.
Особенно следует подчеркнуть решаемую в трехлетнем бюджете проблему преодоления в ближайшие пять-семь лет изношенности инфраструктуры, в первую очередь дорог (фе- деральные дороги, в частности, к 2010 г. будут находиться по заявлению А. Кудрина, “на принципиально новом, качественном уровне1”).
В соответствии с принятыми поправками в Бюджетный кодекс с начала 2008 г. Стабилизационный фонд прекратил свое существование в прежнем виде. В особом режиме предусмотрено управление нефтяными доходами. Установлен новый порядок использования финансовых ресурсов, получаемых от нефте- газовых доходов. С целью создания условий для долгосрочной макроэкономической устойчивости экономики сформированы два фонда: Резервный и Фонд будущих поколений (Фонд на- ционального благосостояния) (см. табл. 9.3). Резервный фонд предназначен для минимизации рисков экономики в случае рез- кого снижения на мировых рынках цен на нефть и природный газ. В Фонд национального благосостояния направляются все остальные нефтегазовые доходы с целью повышения качества жизни и развития экономики.
Предполагается, что новый механизм позволит существенно снизить зависимость бюджетной системы от внешней конъюн- ктуры, сделать бюджетные расходы стабильными и предска- зуемыми в долгосрочной перспективе. Достигается это за счет перевода части природных активов в финансовую форму и за счет частичного замещения выпадающих бюджетных доходов нефтегазовым трансфертом. Однако на потенциал последнего не следует сильно рассчитывать. Так, если его размеры в 2008 г. составляют 6,1% ВВП, в 2009 г. — 5,3 и в 2010 г. — 4,5%, то в даль- нейшем он не должен превышать в соответствии с установленным законодательством 3,7% ВВП. Связано это с прогнозируемым
1 Российская газета. 2007. 31 июля.
падением начиная с 2011 г., нефтегазовых доходов федерального бюджета. По оценкам Агентства энергетической информации США, к 2015 г. они упадут до уровня 3,6% ВВП, а к 2020 г. — до 3,2% ВВП против 6,8% в 2008 г. и 5,2% в 2010 г. (см. табл. 9.3).
Исходя из указанных обстоятельств, в проекте федераль- ного бюджета необходимый размер Резервного фонда должен быть не менее 10% (на 1 февраля соответствующего года про- гнозируется в размерах 9,7; 9,3 и 9,2% ВВП).
Фонд национального благосостояния предусмотрен на 1 февраля 2008–2010 гг. в размерах от 481 до 504 млрд руб. (1,4;
1,2 и 1,1% ВВП).
При этом исключительно важной особенностью управления нефтегазовыми доходами является не только накопить в доста- точных размерах Резервный фонд и Фонд будущих поколений, но и выгодно разместить их (в государственных и корпоратив- ных ценных бумагах ведущих стран мировой экономики), чтобы полученный инвестиционный доход (процент) позволял компен- сировать сокращающиеся в процентах от ВВП поступления от нефтегазовых доходов.
Формирование и размещение средств Фонда будущих по- колений (национального благосостояния) базируется на принци- пиальном положении: финансовые ресурсы Фонда должны быть увеличены до таких объемов, чтобы поставленные задачи можно было решать за счет доходов от эффективного размещения. Использование средств Резервного фонда должно находиться в пределах процентных доходов от размещения средств Фонда. При этом одна часть указанных средств Фонда направляется на формирование “пенсионного капитала” граждан, накапливаю- щегося на персональных накопительных счетах в Пенсионном фонде, часть средств которых предполагается использовать на покрытие дефицита Пенсионного фонда страны. Другая часть средств Фонда должна направляться на капитализацию инсти- тутов развития, прежде всего Банка развития, Инвестиционного фонда Российской венчурной компании, Роснанотех, Российс- кие технологии и др. В рамках этих институтов предполагается решить важнейшие задачи в экономике, такие как устранение инфраструктурных ограничений роста, повышение эффек-
тивности использования природных ресурсов, модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств. Третья часть указанных средств Фонда будет направлена на программы ветхого жилья, капитальный ремонт, а также раз- витие автодорожной сети.
В качестве дополнительных доходов предусматривается использовать, в частности, доходы от улучшения администри- рования налоговых сборов, от приватизации государственного имущества, от продажи активов компании ЮКОС (для погаше- ния долгов перед государством).
Федеральный бюджет на 2009–2011 гг., как видно из приве-
денных данных в табл. 9.6 и 9.7, разработан исходя из довольно высокой цены на нефть, и особенно для 2009 г. — 95 долл. за баррель (оценка Минфина — 55 долл.), в связи с финансовым кризисом с 2008 г.