Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2008–2010 гг.1

Виды доходов 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Сумма, млрд руб. В % к Сумма, млрд руб. В % к Сумма, млрд руб. В % к
ВВП общему итогу ВВП общему итогу ВВП общему итогу
Доходы — всего 6644,4 19,0 100,0 7465,4 18,8 100,0 8090,0 18,1 100,0
Из общего объема доходов:                  
Налог на прибыль организа- ций 524,8 1,5 7,9 577,2 1,45 7,7 635,0 1,42 7,8
НДС на товары (работы, услуги): реализуемые на территории РФ 1296,2 3,7 32,6 1791,2 4,51 37,5 2072,3 4,63 39,8
и ввозимые на территорию РФ 872,3 2,5 1006,4 2,54 1149,4 2,57
НДПИ (налог на добычу по- лезных ископаемых) 868,5 2,5 13,1 851,9 2,15 11,4 849,9 1,9 10,5
Таможенные пошлины 2050,7 5,85 30,9 2086,7 5,26 28,0 2130,0 4,75 26,3

1 Библиотечка Российской газеты, выпуск № 20, 2007. С. 949–954.

ны. На них приходится соответственно 84,5%, 84,6 и 84,4% всех доходов бюджета.

Бюджет на 2008–2010 гг., как подчеркнуто В. В. Путиным и Правительством РФ, должен способствовать созданию необхо- димых условий для поддержания экономической стабильности в стране и позитивным образом отразиться на развитии экономики в целом и на социальной сфере, имея в виду заложенные пара- метры расходной части бюджета и приоритеты. Распределение бюджетных ассигнований на 2008 г. и плановый период по раз- делам классификации расходов бюджета показано в табл. 9.5.

Акцент сделан на долгосрочную устойчивость развития экономики, ее диверсификацию и инновационный характер. С этой целью создано несколько крупных институтов развития — фондов и корпораций. В частности, Инвестфонд, Фонд содейс- твия реформирования ЖКХ, Корпорация нанотехнологий, Рос- сийская венчурная компания с общей суммой капитализации, превышающей 200 млрд руб., а к концу 2010 г. сумма капитали- зации этих институтов развития превысит 1 трлн руб.1

Важными положениями трехлетнего бюджета являются также выравнивание финансового обеспечения регионов, децен- трализация полномочий и стимулирование инициативы снизу. С той же целью созданы и указанные выше фонды развития. Задача региональных и муниципальных органов власти состоит в том, чтобы своевременно и в обоснованном виде представлять в Правительство проработанные инвестиционные проекты, на ре- ализацию которых будут выделяться средства из этих фондов. Трехлетний бюджет по сравнению с предыдущими годами — наиболее социально ориентированный документ. В структуре расходов бюджета существенное место отведено финансирова- нию образования, здравоохранения, пенсионного и социального обеспечения населения. Причем полномочия по финансированию системы образования и здравоохранения находятся преиму- щественно у субъектов Федерации. Передачей полномочий и обязательств с федерального на региональный уровень объяс-

Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2008–2010 гг.1 - student2.ru

1 Российская газета. 2007. 29 сент.

 
  Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2008–2010 гг.1 - student2.ru

Таблица 9.5

Распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2008 г. и плановый период по разделам классификации расходов бюджета

Виды расходов 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Сумма, млрд руб. В % к Сумма, млрд руб. В % к Сумма, млрд руб. В % к
ВВП общему итогу ВВП общему итогу ВВП общему итогу
Расходы — всего 6570,3 18,8 100,0 7451,1 18,8 100,0 8090,0 18,1 100,0
Из них: Общегосударственные вопросы 828,8 2,4 12,6 899,8 2,3 12,1 963,1 2,1 11,9
в том числе: обслуживание государ- ственного и муници- пального долга 187,8 0,53 2,85 212,6 0,53 2,85 247,1 0,55 3,0
обеспечение деятельно- сти финансовых нало- говых и таможенных органов и надзора 198,4 0,56 3,0 211,5 0,53 2,83 217,9 0,48 2,7
фундаментальные ис- следования 57,2 0,16 0,9 68,1 0,17 0,9 82,8 0,2 1,0
Национальная оборона 509,1 1,45 7,7 566,7 1,4 7,6 596,2 1,3 7,4
Национальная безопас- ность и правоохрани- тельная деятельность 521,8 1,5 7,9 642,6 1,6 8,6 693,5 1,5 8,6
Национальная эконо- мика 702,3 2,0 10,7 789,6 2,0 10,6 528,6 1,2 6,5

Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2008–2010 гг.1 - student2.ru Окончание табл. 9.5

ЖКХ 54,6 0,15 0,8 56,3 0,14 0,75 51,8 0,1 0,64
Охрана окружающей среды 9,3 0,02 0,14 10,2 0,02 0,13 11,0 0,02 0,13
Образование 307,2 0,9 4,7 313,6 0,8 4,2 339,8 0,8 4,2
Культура, кинемато- граф и СМИ 83,8 0,2 1,3 73,0 0,2 1,0 67,6 0,2 0,83
Здравоохранение и спорт 211,7 0,6 3,2 245,2 0,6 3,3 295,4 0,7 3,6
Социальная политика 270,9 0,8 4,1 342,7 0,9 4,6 396,5 0,9 4,9
в том числе: пенсионное обеспечение 181,0 0,5 2,75 225,2 0,56 3,0 262,5 0,6 3,2
социальное обеспечение 81,7 0,23 1,24 108,7 0,27 1,45 124,8 0,27 1,5
Межбюджетные транс- ферты: 2281,6 6,5 34,7 2423,1 6,1 32,5 2721,0 6,1 33,6
в том числе: дотации и субсидии бюджетам субъектов РФ 692,7 2,0 10,5 6932,4 1,74 9,3 645,3 1,4 8,0
трансферты бюджетам внебюджетных фондов 1355,3 3,9 20,6 1515,9 3,8 20,3 1841,0 4,1 22,8
Условно утвержденные расходы: 186,3 0,5 2,5 404,5 0,9 5,0

няется, в частности, и некоторое снижение финансирования из центра национальных проектов, ответственность за реализацию которых теперь несут также регионы.

Особенно следует подчеркнуть решаемую в трехлетнем бюджете проблему преодоления в ближайшие пять-семь лет изношенности инфраструктуры, в первую очередь дорог (фе- деральные дороги, в частности, к 2010 г. будут находиться по заявлению А. Кудрина, “на принципиально новом, качественном уровне1”).

В соответствии с принятыми поправками в Бюджетный кодекс с начала 2008 г. Стабилизационный фонд прекратил свое существование в прежнем виде. В особом режиме предусмотрено управление нефтяными доходами. Установлен новый порядок использования финансовых ресурсов, получаемых от нефте- газовых доходов. С целью создания условий для долгосрочной макроэкономической устойчивости экономики сформированы два фонда: Резервный и Фонд будущих поколений (Фонд на- ционального благосостояния) (см. табл. 9.3). Резервный фонд предназначен для минимизации рисков экономики в случае рез- кого снижения на мировых рынках цен на нефть и природный газ. В Фонд национального благосостояния направляются все остальные нефтегазовые доходы с целью повышения качества жизни и развития экономики.

Предполагается, что новый механизм позволит существенно снизить зависимость бюджетной системы от внешней конъюн- ктуры, сделать бюджетные расходы стабильными и предска- зуемыми в долгосрочной перспективе. Достигается это за счет перевода части природных активов в финансовую форму и за счет частичного замещения выпадающих бюджетных доходов нефтегазовым трансфертом. Однако на потенциал последнего не следует сильно рассчитывать. Так, если его размеры в 2008 г. составляют 6,1% ВВП, в 2009 г. — 5,3 и в 2010 г. — 4,5%, то в даль- нейшем он не должен превышать в соответствии с установленным законодательством 3,7% ВВП. Связано это с прогнозируемым

Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2008–2010 гг.1 - student2.ru

1 Российская газета. 2007. 31 июля.

падением начиная с 2011 г., нефтегазовых доходов федерального бюджета. По оценкам Агентства энергетической информации США, к 2015 г. они упадут до уровня 3,6% ВВП, а к 2020 г. — до 3,2% ВВП против 6,8% в 2008 г. и 5,2% в 2010 г. (см. табл. 9.3).

Исходя из указанных обстоятельств, в проекте федераль- ного бюджета необходимый размер Резервного фонда должен быть не менее 10% (на 1 февраля соответствующего года про- гнозируется в размерах 9,7; 9,3 и 9,2% ВВП).

Фонд национального благосостояния предусмотрен на 1 февраля 2008–2010 гг. в размерах от 481 до 504 млрд руб. (1,4;

1,2 и 1,1% ВВП).

При этом исключительно важной особенностью управления нефтегазовыми доходами является не только накопить в доста- точных размерах Резервный фонд и Фонд будущих поколений, но и выгодно разместить их (в государственных и корпоратив- ных ценных бумагах ведущих стран мировой экономики), чтобы полученный инвестиционный доход (процент) позволял компен- сировать сокращающиеся в процентах от ВВП поступления от нефтегазовых доходов.

Формирование и размещение средств Фонда будущих по- колений (национального благосостояния) базируется на принци- пиальном положении: финансовые ресурсы Фонда должны быть увеличены до таких объемов, чтобы поставленные задачи можно было решать за счет доходов от эффективного размещения. Использование средств Резервного фонда должно находиться в пределах процентных доходов от размещения средств Фонда. При этом одна часть указанных средств Фонда направляется на формирование “пенсионного капитала” граждан, накапливаю- щегося на персональных накопительных счетах в Пенсионном фонде, часть средств которых предполагается использовать на покрытие дефицита Пенсионного фонда страны. Другая часть средств Фонда должна направляться на капитализацию инсти- тутов развития, прежде всего Банка развития, Инвестиционного фонда Российской венчурной компании, Роснанотех, Российс- кие технологии и др. В рамках этих институтов предполагается решить важнейшие задачи в экономике, такие как устранение инфраструктурных ограничений роста, повышение эффек-

тивности использования природных ресурсов, модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств. Третья часть указанных средств Фонда будет направлена на программы ветхого жилья, капитальный ремонт, а также раз- витие автодорожной сети.

В качестве дополнительных доходов предусматривается использовать, в частности, доходы от улучшения администри- рования налоговых сборов, от приватизации государственного имущества, от продажи активов компании ЮКОС (для погаше- ния долгов перед государством).

Федеральный бюджет на 2009–2011 гг., как видно из приве-

денных данных в табл. 9.6 и 9.7, разработан исходя из довольно высокой цены на нефть, и особенно для 2009 г. — 95 долл. за баррель (оценка Минфина — 55 долл.), в связи с финансовым кризисом с 2008 г.


Наши рекомендации