Финансовая отчетность в системе управления крупных компаний

В экономике Украины, как и в большинстве стран с рыночной системой хозяйствования происходят различные процессы по концентрации капитала и централизации хозяйственных структур. В результате создаются крупные акционерные компании, концерны, холдинги, корпорации, объединяющие вокруг себя от нескольких до десятков дочерних предприятий. Все эти предприятия являются юридически самостоятельными предпринимательскими структурами, ведущими собственную финансово-хозяйственную деятельность, осуществляющими разнообразные производственно-сбытовые и финансовые операции, формирующие доходы и прибыли, составляющие по требованиям национальных стандартов бухгалтерскую отчетность.

Параллельно с процессами концентрации и централизации происходят обратные преобразования, когда крупные компании или объединения предприятий вынуждены под действием антимонопольного законодательства или объективных экономических условий и факторов проводить разделение или децентрализацию хозяйственных структур. Как первый, так и второй процесс в экономике имеет объективный характер, базируется на действии объективных экономических законов и закономерностей. Концентрация и централизация капитала приводит к тому, что в экономике страны формируются более благоприятные условия для осуществления научно-технических разработок, создания и реализации инноваций, снижения различных издержек, повышения доходов и прибыли, преодоления или уменьшения конкуренции на различных видах рынков.

Формирование крупных национальных акционерных компаний, объединивших вокруг себя большое число дочерних предприятий, позволяет им выходить на европейский и мировой рынок, включаться в международное разделение труда, создавать с зарубежными акционерными компаниями различные транснациональные корпорации (ТНК).

Для нормального функционирования таких крупных акционерных компаний, концернов, корпораций, холдингов, в т.ч. и ТНК необходима соответствующая информация, которая позволила бы им эффективно осуществлять взаимодействие между различными участниками таких объединений, принимать соответствующие управленческие решения по всем хозяйственным вопросам, включая финансовые. Такая информация может быть получена, если в системе компаний, концернов, корпораций, холдингов создается и используется единая информационная база, построенная на консолидированной отчетности.

Идея консолидированной отчетности не нова. В период существования СССР создавалась сводная отчетность, которая формировалась в рамках трестов, научно-производственных объединений, министерств и ведомств. Однако процесс объединения бухгалтерской отчетности в тот период строился на иных принципах и подходах. В результате такого объединения данные бухгалтерской отчетности хозяйственных структур фактически соединялись в единую отчетность путем простого арифметического сложения. С развитием рыночной экономики стали появляться разнообразные крупные хозяйственные структуры, которые включали материнские акционерные компании и дочерние предприятия. Для управления такими предпринимательскими структурами старый подход по объединению отчетности оказался не эффективным. Поэтому вместо сводной бухгалтерской отчетности была разработана система консолидированной отчетности, которая строилась на принципиально новых научно-методических разработках, исключающих двойной счет, учитывающий сочетание видов и сфер экономической деятельности и т.п.

Основные положения теории и практики консолидированной отчетности были разработаны в странах с развитой рыночной экономикой, в частности, США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии и т.п.

В Украине основные положения по консолидированной отчетности стали разрабатывать в конце 90-х годов ХХ столетия, в связи с введением в стране Национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета. Соответственно, в финансово-экономической литературе, в том числе, по финансовому менеджменту, о консолидированной отчетности длительное время практически никто не говорил. Одной из первых книг в Украине по финансовому менеджменту, где серьезно было уделено внимание консолидированной отчетности, стал учебник под руководством профессора А.Н. Поддерегина «Финансовый менеджмент» [98].

Суть консолидированной отчетности состоит в том, что материнская компания, объединяющая определенное количество дочерних фирм, формирует единую бухгалтерскую отчетность, в которой отражается финансово-хозяйственная деятельность всей группы предпринимательских структур как единого целого хозяйственного организма. При этом консолидированная отчетность составляется таким образом, чтобы не допустить двойного счета финансово-экономических показателей, устранить те проблемы, которые существовали в сводной отчетности при командно-административной системе хозяйствования.

Консолидированная отчетность, как справедливо указывается в книге «Финансовый менеджмент» под руководством А.Н. Поддерегина, необходима ее основным пользователям. К ним относят акционеров, руководителей материнской компании и дочерних фирм, работников предприятий, инвесторов, кредиторов, покупателей, государственные органы, общественность [98, с. 400-401].

В отечественном бухгалтерском учете вопросы консолидированной отчетности регулируются П(С)БУ19 «Объединение предприятий» и П(С)БУ20 «Консолидированная финансовая отчетность».

Важнейшими составными элементами П(С)БУ19 является:

1) ряд общих положений об объединении предприятий;

2) применяемые термины;

3) учет приобретения;

4) учет слияния;

5) раскрытие информации об объединении предприятий.

Нормы П(С)БУ19 применяют предприятия, организации и прочие юридические лица всех форм собственности (кроме бюджетных организаций). Настоящее Положение не применяется к операциям по объединению предприятий, находящихся под совместным контролем, и к учету долей в совместных предприятиях [70, с. 140 ].

Наиболее применяемые термины:

а) материнское (холдинговое) предприятие — предприятие, осуществляющее контроль дочерних предприятий;

б) дочернее предприятие — предприятие, находящееся под контролем материнского предприятия;

в) дата приобретения — дата, на которую контроль за чистыми активами и деятельностью покупаемого предприятия переходит к покупателю;

г) гудвилл — превышение стоимости приобретения над долей покупателя в справедливой стоимости приобретенных идентифицированных активов и обязательств на дату приобретения;

д) слияние — объединение предприятий (путем создания нового юридического лица или присоединения предприятий к главному предприятию), в результате которого собственники (акционеры) объединяемых предприятий будут осуществлять контроль над всеми чистыми активами объединенных предприятий с целью достижения дальнейшего совместного распределения рисков и выгод от объединения. При этом ни одна из сторон не может быть определена как покупатель;

е) идентифицированные активы и обязательства — приобретенные активы и обязательства, которые на дату приобретения отвечают критериям признания статей баланса, установленным Положением (стандартом) бухгалтерского учета 2 «Баланс»;

ж) контроль — решающее влияние на финансовую, хозяйственную и коммерческую политику предприятия с целью получения выгод от его деятельности;

з) немонетарные активы — все активы, кроме денежных средств, их эквивалентов и дебиторской задолженности в фиксированной (или определенной) сумме денег;

и) негативный гудвилл — превышение стоимости доли покупателя в справедливой стоимости приобретенных идентифицированных активов и обязательств над стоимостью приобретения на дату приобретения;

к) объединение предприятий — соединение отдельных предприятий в результате присоединения одного предприятия к другому или вследствие получения контроля одним предприятием над чистыми активами и деятельностью другого предприятия;

л) приобретение — объединение предприятий, в результате которого покупатель приобретает контроль над чистыми активами и деятельностью других предприятий в обмен на передачу активов, принятие на себя обязательств или выпуск акций;

м) чистые активы — активы предприятия за вычетом его обязательств;

н) справедливая стоимость — сумма, по которой может быть осуществлен обмен актива или оплата обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными сторонами;

о) доля меньшинства — часть чистой прибыли (убытка) и чистых активов дочернего предприятия, не принадлежащая материнскому предприятию (прямо или через другие дочерние предприятия) [70, с. 140-141].

Наиболее важные положения по учету приобретения:

1) в случае приобретения контрольного пакета акций (капитала) другого предприятия покупатель, начиная со дня приобретения, должен отражать приобретенные акции (долю в капитале) в составе финансовых инвестиций;

2) приобретение отражается в учете по стоимости, которая является суммой оплаченных денежных средств или их эквивалентов;

3) приобретенные покупателем идентифицированные активы и обязательства признаются отдельно на дату приобретения и отражаются по их справедливой стоимости;

4) гудвилл и/или отрицательный гудвилл отражаются по остаточной стоимости;

5) первоначальная (балансовая) стоимость гудвилла уменьшается ежемесячным равномерным начислением амортизации в течение срока его полезного использования, но не более 20 лет;

6) срок полезного использования гудвилла определяется с учетом: прогнозируемого срока деятельности предприятия; нормативно-правовых актов или контрактов, которые влияют на срок полезного использования; изменения спроса на продукцию предприятия;

7) если гудвилл на конец года не отвечает признакам актива, то он списывается с включением остаточной стоимости в расходы [70, с. 141-142].

Наиболее важные положения по учету слияния предприятий:

1) показатели финансовой отчетности объединенных предприятий, включаются в финансовую отчетность объединенных предприятий за период, в котором происходит слияние, и за предыдущий период;

2) объединенное предприятие отражает активы, обязательства и собственный капитал объединенного предприятия по их балансовой стоимости с учетом изменения учетной политики;

3) внутренняя задолженность и результаты операций между объединенными предприятиями исключаются при составлении финансовой отчетности объединенного предприятия [70, с. 143].

Наиболее важные положения по раскрытию информации об объединении предприятий в примечании к финансовой отчетности:

1) ряд положений, касающихся учета и использования гудвилла, стоимости гудвилла, негативного гудвилла, начисления амортизации по гудвиллу и т.п.;

2) сумма активов и обязательств, внесенная каждым предприятием;

3) виды и количество акций вместе с частью акций, имеющих право голоса, каждого предприятия, которые были обменены при слиянии.

Важнейшими составными элементами П(С)БУ20 является:

1) ряд общих положений о консолидированной отчетности;

2) применяемые термины;

3) порядок составления консолидированной отчетности;

4) раскрытие информации о составлении консолидированной отчетности.

Общие положения о консолидированной отчетности:

а) П(С)БУ20 определяет порядок и нормы составления консолидированной отчетности и порядок раскрытия в ней информации;

б) нормы П(С)БУ20 применяются группой предприятий, состоящей из материнского (холдингового) предприятия и дочерних предприятий.

Применяемые термины:

а) внутригрупповые операции — операции между материнским и дочерними предприятиями одной группы;

б) внутригрупповое сальдо — сальдо дебиторской задолженности и обязательств на дату баланса, которое образовалось вследствие внутригрупповых операций;

в) нереализованные прибыли и убытки от внутригрупповых операций — прибыли и убытки, возникающие в результате внутригрупповых операций (продажи товаров, продукции, выполнения работ, услуг и т.п.) и включаемые в балансовую стоимость активов предприятия [70, с. 145].

Консолидируемую отчетность представляет материнское предприятие, если оно не является само дочерним предприятием другого объединения предприятий.

В консолидированную финансовую отчетность включаются показатели финансовой отчетности всех дочерних предприятий, за исключением показателей финансовой отчетности ряда дочерних предприятий, которые не включаются в консолидированную отчетность в связи: а) если контроль над дочерним предприятием является временным; б) если дочерние предприятие не имеет возможность передать средства материнскому предприятию.

Консолидированная отчетность материнского и дочерних предприятий составляется на ту же дату, что и финансовая отчетность каждого из предприятий группы.

Консолидированная финансовая отчетность предполагает использование единой учетной политики для всех предприятий группы. Если в группе предприятий нельзя применить единую учетную политику, то об этом делается пометка в примечаниях к консолидированной отчетности [70, 146].

Порядок составления консолидированной финансовой отчетности.

В соответствии с П(С)БУ20 консолидированная отчетность группы предприятий должна включать пять финансовых документов:

1) консолидированный баланс;

2) консолидированный отчет о финансовых результатах;

3) консолидированный отчет о движении денежных средств;

4) консолидированный отчет о собственном капитале;

5) примечания к консолидированной отчетности.

При составлении консолидированной финансовой отчетности рекомендуется придерживаться следующих принципов.

1. Принцип полноты. В соответствии с этим принципом все активы, обязательства, расходы и доходы будущих периодов консолидированной группы принимают в полном объеме независимо от доли материнского предприятия. Долю меньшинства показывают в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.

2. Принцип собственного капитала. Поскольку материнское и дочернее предприятия рассматриваются как единый экономический субъект, собственный капитал определяют по балансовой стоимости акций (паев) консолидированных предприятий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий и резервов.

3. Принцип справедливой и достоверной оценки. Действие данного принципа предполагает, что консолидированную отчетность представляют в доступной для восприятия форме. Такая отчетность должна давать правдивую и достоверную информацию об активах, обязательствах, финансовом состоянии, прибыли и убытках предприятий, входящих в состав группы.

4. Принцип постоянного использования методов консолидации и оценки, а также принцип действующего предприятия. Методы консолидации должны применяться на протяжении длительного времени при условии, что предприятие является действующим, т.е. не имеет намерений приостановить или прекратить свою деятельность в ближайшем будущем. Отклонения допускаются в исключительных случаях. Причем информация об этих отклонениях должна быть раскрыта в примечаниях к отчетности. Этот принцип распространяется как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.

5. Принцип важности. Предполагает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или изменение решений о финансово-хозяйственной деятельности группы.

6. Принцип применения единых методов оценки. При консолидации активы и пассивы материнского и дочерних предприятий оценивают по единой методологии, которая применяется материнским предприятием.

7. Принцип единства учетной политики материнского и дочерних предприятий. Консолидированная финансовая отчетность составляется на основе финансовой отчетности предприятий группы. При этом должна быть использована единая учетная политика для подобных операций, которые осуществляются предприятиями группы. Если учетная политика одного из дочерних предприятий отличается от политики, которая используется для составления консолидированной отчетности, то до объединения такой отчетности с отчетностью материнского предприятия ее приводят в соответствие с учетной политикой, которая применяется для составления консолидированной отчетности. Если при подготовке консолидированной финансовой отчетности невозможно использовать единую учетную политику, это отражают в примечаниях к такой отчетности [98, с. 411-412].

Кроме того, результаты хозяйственной деятельности дочернего предприятия включают в консолидированные финансовые отчеты, начиная со дня приобретения, т.е. даты, когда контроль над приобретенным дочерним предприятием фактически передается покупателю [98, с. 412].

В соответствии с П(С)БУ20 показатели материнского и дочерних предприятий объединяются таким образом, чтобы их деятельность можно было рассматривать как единую, т.е. одной хозяйственной структуры. Для этого все показатели финансовой отчетности объединяют по статьям путем соответствующего сложения, а уже после осуществляют процедуры консолидации. При этом процедуры консолидации проводят по следующим направлениям: а) консолидация капитала; б) консолидация сальдо внутригрупповых операций и расчетов; в) консолидация финансовых результатов от внутригрупповой реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Анализ консолидированных финансовых отчетов группы предприятий проводят по такой же методике, как и для отдельного предприятия. При этом вначале оценивают качество бухгалтерского баланса, рассчитывают соответствующие финансовые коэффициенты, затем проводят оценку качества отчета о финансовых результатах и рассчитывают соответствующие финансовые показатели. После этого при необходимости проводят оценку отчета о движении денежных средств и отчета о собственном капитале, рассчитывая те показатели, которые дополняют общую финансовую картину деятельности группы предприятий. Кроме оценки консолидированной финансовой отчетности, в процессе изучения финансового состояния группы предприятий, целесообразно провести отдельную оценку финансового положения материнского предприятия и дочерних предприятий. Это должно осуществляться с тем, чтобы получить полную картину финансово-хозяйственной деятельности всей группы, выявить ее сильные и слабые стороны, определить резервы повышения эффективности всей группы, а также оценить реальную стоимость объединенной компании, возможности котировки ее акций на фондовом рынке.

Вопросы для самопроверки

1. Какой подход к оценке деятельности фирмы получил наибольшее распространение?

2. В чем состоит необходимость анализа финансовых отчетов?

3. Какая цель анализа финансовых отчетов?

4. Какие задачи решаются в процессе анализа финансовых отчетов?

5. На какие вопросы должен ответить анализ финансовых отчетов?

6. Что делают с помощью анализа финансовых отчетов?

7. Кто проводит анализ финансовых отчетов?

8. Какие документы бухгалтерского учета используют для анализа финансовой отчетности?

9. Что такое финансовая отчетность?

10. Кто является пользователем финансовой отчетности?

11. Какие изменения произошли в финансовой отчетности с 2000 года?

12. Какие данные должны быть в финансовой отчетности?

13. Для каких целей используется баланс предприятия в процессе анализа финансовой отчетности?

14. Для каких целей используется отчет о финансовых результатах?

15. Для каких целей используется отчет о движении денежных средств предприятия?

16. Для каких целей используется отчет о собственном капитале?

17. Зачем нужны приложения к финансовой отчетности?

18. Что такое метод финансового анализа?

19. Как классифицируются методы анализа финансовой отчетности?

20. Назовите основные методы финансового анализа и дайте им краткую характеристику.

21. Какие модели используют в процессе анализа финансовой отчетности?

22. В чем состоит методика анализа финансовой отчетности?

23. Сформулируйте цель оценки финансового состояния предприятия.

24. Назовите задачи финансового анализа.

25. Назовите основные принципы финансового анализа.

26. Что такое научный инструментарий финансового анализа?

27. Назовите этапы финансового анализа деятельности предприятия.

28. В чем суть экспресс-анализ финансовой отчетности?

29. В чем суть фундаментального анализа финансового состояния?

30. Назовите этапы экспресс-анализа финансового состояния.

31. Назовите основные части программы фундаментального анализа финансово-хозяйственной деятельности.

32. Из каких разделов состоит баланс предприятия?

33. Что такое активы и пассивы предприятия?

34. Что такое нетто-баланс?

35. С чего начинается чтение бухгалтерского баланса?

36. Как по балансу установить общую сумму хозяйственных средств?

37. Что такое собственные оборотные средства?

38. Как с помощью баланса можно установить сумму собственных оборотных средств?

39. Что такое ликвидность и платежеспособность? Как определить ликвидность баланса?

40. Как оценить ликвидность предприятия на основе финансовых коэффициентов?

41. Какие показатели рассчитывают для оценки платежеспособности и ликвидности?

42. Что такое финансовая независимость?

43. Какие показатели рассчитывают для оценки финансовой независимости?

44. Что такое финансовая устойчивость? Как определить тип финансовой устойчивости?

45. Из каких разделов состоит отчет о финансовых результатах? Как определяются доходы и расходы в финансовых отчетах?

46. Как проводится общий анализ отчета о финансовых результатах?

47. Какие финансовые показатели можно рассчитать на основе отчета о финансовых результатах?

48. Для чего необходим отчет о движении денежных средств?

49. Какие показатели можно рассчитать на основе отчета о движении денежных средств?

50. Для чего необходим отчет о собственном капитале?

51. Как проводится оценка отчета о собственном капитале?

52. Что такое объединение предприятий? В связи, с чем проводится объединение предприятий?

53. Что такое материнское предприятие?

54. Что такое дочернее предприятие?

55. Зачем нужна консолидированная отчетность?

56. В чем суть консолидированной отчетности?

57. Из каких отчетов состоит консолидированная отчетность?

58. Как формируется консолидированная отчетность?

59. Какими принципами необходимо руководствоваться при консолидации отчетности?

60. Как проводится анализ консолидированной отчетности?

раздел 11

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Ä Прогнозирование и планирование — основа управления предприятием.

Ä Бюджетирование как современная система планирования на предприятии.

Ä Перспективное финансовое планирование (бюджетирование) на предприятии.

Ä Текущее финансовое планирование (бюджетирование) на предприятии.

Ä Оперативное финансовое планирование (бюджетирование) на предприятии.

11.1. Прогнозирование и планирование — основа управления предприятием

Процесс управления предприятием складывается из множества функций, среди которых можно выделить: а) прогнозирование и планирование; б) организация; в) координация и регулирование; г) активизация и мотивация; д) учет, анализ и контроль. Взаимосвязь названных функций управления можно представить в виде следующей схемы (рис. 11.1).

Каждая выделенная функция управления предприятием характеризуется своим собственным технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект или управляемую подсистему.

Функции управления всегда направлены на достижение главной цели управления предприятием. А поскольку главная цель управления предприятием формируется в рамках функций «прогнозирование — планирование», то можно сказать, что данные функции в системе функций управления предприятием являются центральными.

В своей основе функции управления объективны, так как их действие обусловлено требованиями объективных экономических законов развития производства. Поэтому процесс управления выступает как объективно предопределенная система функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции называются стадиями управленческого цикла.

Функция прогнозирования в управленческом цикле чаще всего предшествует функции планирование. Она направлена на научное предвидение развития событий и явлений внутренней и внешней среды деятельности предприятия, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие субъекта хозяйствования в оптимальном режиме.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления субъектом хозяйствования и определение путей реализации планов для достижения поставленной главной цели предприятия.

Организация как функция управления, направлена на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию производства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления, таких как стадии управленческого цикла, процедуры и операции управления, установление времени выполнения работ, состава исполнителей, прав, ответственности, технического и информационного обеспечения. Организация управления оказывает наибольшее влияние на реализацию прогнозов и планов в процессе их выполнения.

 
  Финансовая отчетность в системе управления крупных компаний - student2.ru

Рис. 11.1. Взаимосвязь функций управления современным предприятием.

Координация заключается в обеспечении необходимой (предусмотренной проектом организации) согласованности действий работников. Цель данной функции — устранить параллелизм и дублирование в работе различных служб и отделов предприятия, отдельных работников.

Функция регулирования состоит в сохранении режима функционирования хозяйственной системы. Под воздействием различных факторов хозяйственная система может отклоняться от заданных (установленных) параметров. В этом случае путем регулирования устраняются отклонения, тем самым обеспечивается нормальное протекание производственных процессов.

Активизация — это повышение трудовой и общественной деятельности персонала на основе роста творческого потенциала личности и коллектива. Активизация достигается за счет использования функции мотивации. В основе действия данной функции заложены материальные и социальные потребности личности, семьи, коллектива, общества. Мотивационное воздействие на материальные и социальные потребности людей как основы субъекта хозяйствования позволяют достигнуть главной цели любого предприятия.

С помощью учета осуществляется сбор информации о состоянии хозяйственной системы. Учет служит основой и информационной базой для анализа, т.е. всестороннего изучения финансово-хозяйственной деятельности с целью повышения эффективности функционирования предприятия и мобилизации имеющихся резервов. Значение контроля как функции управления обусловлено тем, что он является способом осуществления обратной связи в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений, и оцениваются их практические последствия.

В рыночной экономике среди функций управления предприятием прогнозирование и планирование становятся не только центральными функциями, но более того, они являются основой управления субъектом хозяйствования. Это обусловлено:

во-первых, неопределенностью, которая свойственна рыночному способу хозяйствования, что вынуждает разрабатывать постоянные прогнозы и планы изменения развития ситуации;

во-вторых, высокой конкуренцией между различными субъектами хозяйствования, что также требует постоянных прогнозных и плановых расчетов для достижения поставленной цели;

в-третьих, необходимостью обеспечивать высокую доходность бизнеса и рыночную стоимость предприятия для удовлетворения потребностей собственников, инвесторов и кредиторов, а также выполнять требования государства по выплате разнообразных налогов, сборов и обязательных платежей.

Прогнозирование как одна из форм конкретизации научного предвидения в социально-экономической системе всегда находится во взаимосвязи с планированием. Прогнозирование является необходимым условием оптимального функционирования как отдельной фирмы, так и всей экономики страны. Чем выше уровень прогнозирования процессов развития отдельной фирмы, тем эффективнее планирование и управление на ней, а, следовательно, рациональнее и динамичнее развивается социально-экономическая система государства.

В основе прогнозирования лежит понятие прогноза. Что же такое прогноз?

Под прогнозом следует понимать научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта, явления или процесса в будущем, об альтернативных путях и сроках их развития в будущем.

Прогнозирование — это постоянный процесс разработки научно обоснованных прогнозов о состоянии и перспективах развития объекта или явления в будущем под воздействием различных условий и факторов.

Прогнозирование всегда носит вероятностный характер, а прогноз является связующим звеном между научным предвидением и планом.

В отличие от прогнозирования планирование, как правило, характеризуется определенностью и директивностью.

В основе планирования положено понятие «план». План — это документ, в котором четко сформулированы главная цель и задачи объекта или субъекта на заданный временной период, определены числовые и качественные параметры его развития, обоснованы пути, методы, способы и механизмы достижения главной цели и решения конкретных задач.

Планирование — это постоянный процесс разработки научно обоснованных планов, обеспечивающих эффективное функционирование субъекта хозяйствования в будущем.

Процесс планирования на предприятии проходит в пять этапов:

1) разработка главной цели субъекта хозяйствования на заданный временной период;

2) формирование подцелей или задач каждого конкретного периода развития предприятия;

3) оценка ресурсной базы и определение реальных возможностей реализации конкретных задач и подцелей за счет имеющихся или привлекаемых ресурсов;

4) определение путей, методов, способов и механизмов достижения поставленных подцелей и задач;

5) учет, анализ и контроль полученных результатов, а также поиск, при необходимости, неиспользованных резервов или корректировка плана.

Прогнозирование и планирование всегда опираются на данные прошлых периодов. Это осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность прогнозирования и планирования зависит от точности фактических показателей прошлых периодов, а также тех методов, приемов и способов, которые были использованы в процессе разработки прогнозов и планов.

В системе прогнозирования и планирования на предприятии существенное место занимает финансовое прогнозирование и финансовое планирование.

Финансовое прогнозирование — это процесс разработки системы финансовых прогнозов, позволяющих субъекту хозяйствования более эффективно организовать свою финансово-хозяйственную деятельность, разрабатывать более точные финансовые планы и предупреждать или сглаживать негативные воздействия внешней и внутренней среды функционирования предприятия в условиях постоянной неопределенности и действия разнообразных рисков.

Финансовое планирование — это процесс разработки системы финансовых планов (бюджетов) и финансовых стандартов (нормативных финансовых показателей) для обеспечения эффективности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования с целью достижения высокой рыночной стоимости предприятия, удовлетворения требований собственников, инвесторов, кредиторов и государства по выплате им дивидендов, процентов, налогов, сборов и обязательных платежей.

Финансовое прогнозирование, как правило, предшествует финансовому планированию и направлено на достижение главной цели в области финансов субъекта хозяйствования.

Основная цель финансового прогнозирования и планирования — обеспечение оптимальных возможностей для успешной финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, формирования для этого необходимого объема финансовых средств, постоянного поддержания высокого уровня платежеспособности, прибыльности и рыночной стоимости предприятия.

Основными задачами финансового прогнозирования и планирования предприятия являются:

· обеспечение необходимыми финансовыми средствами предприятия для осуществления нормальной операционной, инвестиционной и финансовой деятельности;

· определение путей эффективного вложения финансового капитала, оценка степени его рационального размещения;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет рационального использования финансовых средств предприятия;

· установление рациональных финансовых взаимоотношений с субъектами финансового рынка, бюджетом и внебюджетными государственными целевыми фондами, партнерами по бизнесу, собственниками, инвесторами и персоналом фирмы;

· соблюдение интересов собственников предприятия за счет выплаты нормальных дивидендов и постоянного роста рыночной стоимости предприятия;

· учет интересов персонала фирмы, ее топ-менеджмента как основы финансового благополучия предприятия за счет участия в программа распределения и использования прибыли;

· постоянный контроль финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающий финансовое равновесие фирмы, ее высокую платежеспособность и кредитоспособность.

Основными принципами финансового прогнозирования являются:

1) системность финансового прогнозирования, что предполагает рассмотрение, с одной стороны, финансово-хозяйственной деятельности предприятия как единого объекта, а с другой стороны — как совокупность относительно самостоятельных направлений финансового прогнозирования. В связи с этим принципом финансовое прогнозирование должно осуществляться последовательно и на постоянной основе, т.е. носить непрерывный характер;

2) научность финансового прогнозирования означает, что в финансовых прогнозах на предприятии должен быть обеспечен всесторонний учет требований объективных экономических законов и закономерностей, использованы научные методы и приемы, максимально достоверная информация;

3) адекватность финансового прогнозирования означает, что при разработке финансовых прогнозов необходимо учитывать не только объективные закономерности развития объекта, но также и складывающиеся новые тенденции и взаимосвязи, что позволяет создавать реальные модели финансово-экономических процессов в хозяйственной практике конкретного субъекта предпринимательства;

4) альтернативность финансового прогнозирования означает, что финансово-хозяйственная деятельность предприятия может развиваться разными темпами и в различных направлениях. Это предполагает разработку нескольких прогнозных вариантов (не меньше трех) финансово-хозяйственной ситуации, а также ее последствий при реализации того или иного варианта прогноза;

Наши рекомендации