Тема 1. Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента

Решение любой задачи в системе менеджмента требует как минимум четыре вида обеспечения: экономическое, математическое, техническое и информационное обеспечение. Здесь следует выделить несколько разделов в качестве информационной базы либо несколько источников необходимой для финансового менеджмента информации.

Классификация деловой информации, необходимая финансовому менеджеру, предоставляет одновременно документы – носители и направления (цели) ее использования.

Таблица 1 – Классификация видов информации в финансовом менеджменте

Виды информации Источники входной и промежуточной информации Документы – носители информации и прочие выходные документы, формируемые финансовым менеджментом
1.Нормативная и инструктивная 1.1.Республиканская 1.2.Местная 1.3.Ведомственно-отраслевая 1.4.Внутреняя для данной фирмы Сборник нормативных актов, периодическая печать, социальные документы на соответствующих иерархических уровнях Сами документы с выделенными разделами или вырезки накопительные сборники с соответствующей рубрикацией (1.1, 1.2, 1.3, 1.4), составляемые службой финансового менеджера (или юридической службой), таблицы с корректировочной дополнительной графой, например, состав текущих затрат
2. Планово-прогнозная 2.1.Общегосударственная - от федерального до регионального и отраслевого уровня о конъюнктуре финансовых рынков   2.2.Инвестиционная   2.3.Информация для составления финансовых балансов как заключительного раздела бизнес-плана Периодическая печать, статистические сборники, биржевые и банковские бюллетени и проспекты, прогнозы независимой экспертизы   Экспертные оценки сравнительной эффективности инвестиционных проектов, включая, прямые (физические) и портфельные инвестиции Технико-экономические разделы бизнес –плана, в том числе п.2.2. (гр.2,30, отчетная и справочно-аналитическая информация – п.3 и 4. (гр.2,3) настоящей таблицы   Проекты бюджетов, курсы СКВ, валют СНГ и ценных бумаг – в динамике, прочая, в том числе биржевая и банковская, о конъюнктуре финансовых рынков, бизнес-справки и заключение эккаутинговых и аудиторских фирм по отраслевым объединениям, фирмам – контрагентам, банкам, финансовым и страховым компаниям и пр. Справки и прогнозные модели трастовых и инвестиционных компаний (в том числе банков) по управлению портфелем ценных бумаг, а также собственные расчеты для планирования инвестиций   Соответствующие формы заключительного раздела бизнес-плана: -перспективный финансовый план на 2 года с разбивкой по годам; -текущий годовой финансовый план в форме шахматного баланса доходов и расходов («шахматка») с разбивкой по кварталам; -оперативный финансовый план (платежный календарь) на месяц с разбивкой на двухнедельные, декадные или более краткие периоды
3. Отчетная Бухгалтерская, статистическая и оперативно-диспетчерская отчетность Соответствующие формы официальной бухгалтерской и стат отчетности: -разработанные фирмой формы документов-носителей оперативной информации; -накопительные сборники всех видов отчетной информации
4.Справочно-аналитическая Смешанная из предыдущих разделов и специально формируемая службой финансового менеджера или другими службами внутри и вне фирмы – регулярно или по запросу (руководства, внешних пользователей, самого финансового менеджера) Все перечисленные источники, а также накопительная или разовая аналитическая информация, формируемая службой финансового менеджера Аналитические обзоры, в том числе пояснительные записки к отчетам (финансовая заключительная часть), накопительные аналитические сборники, таблицы, макеты, графики, бизнес-справки на запрашиваемую тему и прочее.


Финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе документально обоснованных показателей финансового учета в целях предоставления пользователям в удобной и понятной форме для принятия деловых решений своевременной, объективной и достоверной многоаспектной информации о финансовом положении предприятия.

В условиях рыночной экономики финансовая отчетность представляет интерес для следующих категорий пользователей:

· служащих государственных органов, в обязанности которых входят вопросы экономического развития региона или отрасли, содействие предпринимательству, а так же бюджетного финансирования, в частности служащих налоговых органов, осуществляющих проверку правильности расчета налогов и составления отчетности в соответствии с заявленной учетной политикой предприятия;

· собственников, акционеров предприятия, для которых необходимо оценить результативность использования вкладываемых ресурсов в целях эффективного регулирования финансовой политики предприятия;

· руководителей предприятий, а так же финансовых менеджеров, желающих привлечь инвесторов или получить кредит в банке для развития своего предприятия. Финансовая отчетность поможет им квалифицировано разработать и представить инвесторам бизнес-план проекта, по данным отчетности определить потребности в финансовых ресурсах, оценить правильность принятых инвестиционных решений, эффективность структуры капитала, основные направления политики дивидендов;

· поставщиков и покупателей, определяющих надежность деловых и партнерских связей;

· служащих предприятия, интересующихся данными отчетности с точки зрения оценки перспектив работы на данном предприятии;

· индивидуальных и институциональных кредиторов, инвесторов, инвестиционных фондов, страховых компаний, которым финансовая отчетность поможет профессионально оценить эффективность инвестиционных проектов, целесообразность предоставления и продления кредита, условий кредитования в целях усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;

· фондовых бирж, оценивающих информацию, представленную в отчетности, при регистрации или приостановке деятельности предприятия;

· юристов, нуждающихся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли, выплате дивидендов, определении условий пенсионного обеспечения;

· прессы и информационных агентств, обобщающих финансовые показатели при подготовке обзоров, оценки тенденций развития, а также статистических показателей в целях анализа деятельности предприятий и отраслей;

· контрольно-ревизионного управления Государственного таможенного комитета (ГТК) России, анализирующего финансовую отчетность предприятий в целях проверки и статистического обобщения внешнеторговых операций за фиксированный временной период в целом и в разбивке по группам стран, а также экспорта/импорта профилирующих товаров, представленных в натуральном и стоимостном выражении;

· торгово-производственных ассоциаций, использующих отчетность для статистических обобщений, сравнительного анализа и оценки результатов деятельности предприятий на отраслевом уровне;

· профсоюзов, заинтересованных в отчетной информации для определения или уточнения условий трудовых соглашений и оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие;

· консалтинговых фирм, консультантов по финансовым вопросам, использующих отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно размещения их капиталов;

· аудиторских служб, проверяющих соответствие данных отчетности законодательным требованиям, правилам и стандартам в целях защиты интересов инвестора.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также финансовые результаты его деятельности за отчетный период. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:

1) бухгалтерский баланс – форма № 1;

2) отчет о прибылях и убытках – форма № 2;

3) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

· отчет о движении капитала – форма № 3;

· отчет о движении денежных средств – форма № 4;

· приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;

· пояснительная записка.

Отдельные принципы и порядок составления форм бухгалтерской отчетности конкретизируется в официальных ежегодных указаниях по заполнению годовых и квартальных форм.

Задание 1. Рассчитать показатели активов баланса

Методические указания и условия задания:

Финансовое управление на предприятии может быть эффективном только в том случае, если финансовый менеджер имеет четкое представление о средствах и обязательствах предприятия, о выручке и затратах, прибылях и налогах, фондах и ресурсах.

Структура имущественных прав (имущество) определенная по активам баланса предприятия с учетом отраслевой принадлежности, специфики деятельности предприятия, условий сбыта, должна быть приближена к нормативам и иметь следующий вид:

1. Для сельскохозяйственных предприятий, предприятий добывающих природные ресурсы, автотранспортных предприятий, железнодорожного и водного транспорта:

I раздел актива баланса ~ 70%

II раздел актива баланса ~ 30%

2. Для предприятий перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, индустриальных (в т. ч. птицефабрики) и промышленных предприятий:

I раздел актива баланса ~ 55%

II раздел актива баланса ~ 45%

Если структура имущественных прав не соответствует отраслевым нормативам, то необходимо изучить, основные факторы, нарушающие пропорции как внеоборотных, так и оборотных средств. Источником информации для расчетов является «Баланс предприятия» - форма № 1(приложение 1).

Для проведения корректировки статей актива баланса и оценки структуры имущественных прав необходимо:

1) включить в состав внеоборотных активов просроченную дебиторскую задолженность, поскольку в системе финансового менеджмента принципиальным является разделение краткосрочных и долгосрочных активов;

2) исключить из материально-производственных запасов расходы будущих периодов.

Таблица 2 – Динамика показателей активов баланса

№ п/п   Статьи актива   Алгоритм расчета На 31.12. 20___г. На 31.12. 20___г. Изменения (+, -)
сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % абсолютные, тыс.руб. относительные,%
       
1. Общая сумма активов стр.1600   100,0   100,0   х
2. Внеоборотные активы стр.1100+1231            
3. Оборотные активы стр.1200-1231            
4. Денежные средства стр.1250            
5. Финансовые вложения стр.1240            
6. Дебиторская задолженность только по покупателям стр.1232                
7. Материально-производственные запасы; в т.ч. -затраты в незавершенном производстве     стр.1210   стр. 1212                
8. Основные средства стр.1130              
9. Долгосрочные финансовые вложения стр.1150            
Нематериальные активы стр.1110            

В выводах отразить:

1. Соответствует ли структура баланса отраслевым нормативам?

2. Как за счет корректировки изменились статьи баланса?

3. Как изменение чистой дебиторской задолженности отразится на финансовом состоянии предприятия?

4. Достаточно ли денежных средств и краткосрочных финансовых вложений для осуществления финансирования производственной деятельности?

5. Каким образом изменение материально-производственных запасов отражается на эффективности производства?

Задание 2. Рассчитать показатели пассивов баланса

Методические указания и условия задания:

В пассиве баланса принимаются решения по источникам их покрытия (приложение 1). В целях управления финансовыми потоками необходимо выделить следующие группы статей пассива:

- собственный капитал;

- долгосрочные обязательства;

- краткосрочные обязательства.

Структура источников средств формирования внеоборотных и оборотных активов считается оптимальной, положительно влияющей на финансовую устойчивость предприятия, если собственный капитал в общей величине источников средств занимает:

1) для сельскохозяйственных предприятий ≥ 80%;

2) для перерабатывающих, индустриальных, промышленных ≥ 50%.

По данным «Баланса предприятия» – форма № 1:

1) определить состав и структуру источников средств финансирования текущей деятельности предприятия;

2) выявить зависимость предприятия от внешних источников финансирования;

3) оценить возможности предприятия обеспечить процесс наращения вложенного капитала за счет чистой прибыли остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта.

Таблица 3 – Анализ показателей пассивов баланса

№ п/п   Статьи пассива   Алгоритм расчета На 31.12. 20___г. На 31.12. 20___г. Изменения (+, -)
          абсолютные, тыс. руб.   относительные, %
сум-ма, тыс. .руб. уд. вес, % сум-ма, тыс. .руб. уд. вес, %
1. Общая сумма пассива стр.1700   100,0   100,0   х
2. Собственный капитал стр.1310+1340+1530            
3. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)   стр.1370            
4. Краткосрочные обязательства в т.ч. - заемные средства - кредиторская задолженность стр.1500-1530   стр.1510 стр.1520            
5. Долгосрочные обязательства стр.1400            
6. Заемный капитал п.4 + п.5            

В выводах отразить:

1. Какую долю занимает собственный капитал в общей сумме источников средств.

2. Каким образом за счет изменения заемного капитала произошло перераспределение собственного капитала?

3. Какие дополнительные инвестиции необходимо привлечь для улучшения финансовой деятельности предприятия?

Задание 3. Определение финансовых результатов по данным отчета о «Прибылях и убытках»

Методические указания и условия задания:

Классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения финансового результата деятельности за определенный период времени (приложение 2).

Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется:

- на основную и операционную деятельность;

- финансовую деятельность;

- чрезвычайные статьи.

По данным «Отчета о прибылях и убытках» - форма № 2:

1) рассчитать, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли предприятия в динамике периодов;

2) выявить как опережающий темп роста (снижения) чистой выручки от реализации продукции и себестоимости продаж повлияют на изменение валовой прибыли (убытка).

Таблица 4 – Динамика показателей доходов и расходов

№ п/п Показатели Алгоритм расчета 20___г. 20__г. Изменения (+, -)
  тыс.руб. тыс. руб. абсолют-ные, тыс. руб. темп роста (снижения), %
1. Чистая выручка от реализации продукции стр.2110        
2. Себестоимость продаж стр.2120        
3. Валовая прибыль (убыток) стр.2100        
4. Коммерческие и управленческие расходы стр. 2210+2220        
5. Прибыль (убыток) от продаж стр.2200        
6. Сальдо результатов финансовой деятельности стр.2310+2320-2330+2340-2350        
7. Прибыль (убыток) до налогообложения стр.2300        
8. Чистая прибыль (убыток) стр.2400        
               

В выводах отразить:

1. Каким образом изменения статей доходов и расходов отразились на деловой активности предприятия?

2. Как необходимо планировать финансовую деятельность предприятия для безубыточной деятельности?

3. За счет каких факторов изменяется выручка предприятия?

4. Как темпы роста (снижения) выручки и себестоимости продукции повлияли на изменение финансовых результатов?

5. Как изменения по коммерческим и управленческим расходам отразились на прибыли от продаж?

Наши рекомендации