Банки на рынке ценных бумаг Республики Беларусь: итоги деятельности и перспективы развития

В 2011 году зарегистрировано 420 выпусков корпоративных облигаций 178 юридических лиц. Сумма зарегистрированной эмиссии составила 42 882,1 млрд. рублей (из них допущено к обращению без государственной регистрации на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» биржевых облигаций – 23 выпуска 10 эмитентов на сумму эмиссии 1 736,2 млрд. рублей).

Информация о зарегистрированной эмиссии корпоративных облигаций в разрезе эмитентов представлена в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Информация о зарегистрированной эмиссии корпоративных облигаций в разрезе эмитентов

Тип эмитента Количество эмитентов Количество выпусков Объем эмиссии
штук % от общего количества штук % от общего количества млрд. рублей % от общего объема эмиссии
Банки 14,6 24,8 22 036,6 51,4
Небанковские организации 73,6 69,8 18 148,3 42,3
Местные исполнительные и распорядительные органы 11,8 5,4 2 697,2 6,3

Примечание – Источник: [8]

Как видно из таблицы, на рынке облигации банки занимают 51,4% от общего объема эмиссии. При этом, объем эмиссии зарегистрированных выпусков возрос по сравнению с 2010 годом рост в 3,3 раза.

По состоянию на 01.01.2012 в обращении находилось 714 выпусков облигаций 301 эмитента на сумму эмиссии 65 545,8 млрд. рублей. Причем по объемам эмиссии облигации банков являлись доминирующими – 57,9% от общей эмиссии или 37,9 трлн р. Информация об эмиссии находящихся в обращении корпоративных облигаций в разрезе эмитентов представлена в таблице 3.2. (приложение А)

За 2011 год рассмотрены документы соискателей специальных разрешений (лицензий) и лицензиатов, на основании которых:

- выдано лицензий - 10;

- внесены изменения и дополнения в лицензии - 11;

- продлен срок действия лицензий – 7.

Таблица 3.2 – Информация об эмиссии находящихся в обращении корпоративных облигаций в разрезе эмитентов

Тип эмитента Количество эмитентов Количество выпусков Объем эмиссии
штук % от общего количества штук % от общего количества млрд. рублей % от общего объема эмиссии
Банки 8,7 27,3 37937,9 57,9
Небанковские организации 72,4 19533,7 29,8
Местные исполнительные и распорядительные органы 18,9 14,7 8 074,2 12,3


Примечание – Источник: [8]

Кроме того, за 2011 год прекращено действие 7 лицензий. В том числе действие 6 лицензий прекращено по заявлениям лицензиатов в связи с принятием ими решения о прекращении профессиональной деятельности по ценным бумагам, 1 лицензия – по решению лицензирующего органа в связи с неустранением нарушения, повлекшего приостановление лицензии. Несмотря на указанные изменения, они нисколько не касались банков. Изменение количества лицензий в разрезе составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам работ и услуг за 2011 год представлено в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Изменение количества лицензий в разрезе составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам работ и услуг

Составляющая на 01.01.2012 на 01.01.2011 изменение (+/-) (шт.) к 01.01.2011
Брокерская деятельность +3
Дилерская деятельность +3
Депозитарная деятельность, из них
банки
небанковские организации
Деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, из них: +2
банки
небанковские организации +2
Организация торговли ценными бумагами
Клиринговая деятельность

Примечание – Источник: [8]

За 2011 год за счет двух банков и одной небанковской организации увеличилось количество действующих профучастников и по состоянию на 01.01.2012 составило 75, в том числе 29 - банков, 46 - небанковских организаций (таблица 3.4).

Таблица 3.4 – Изменения количества профучастников в разрезе банков и небанковских организаций

Показатели на 01.01.2012 на 01.01.2011 изменение (шт.) к 01.01.2010
Количество профучастников, в том числе + 3
банки + 2
небанковские организации + 1

Примечание – Источник: [8]

Необходимо отметить, что из общего количества профучастников, получивших лицензии на брокерскую и дилерскую деятельность, за период с 01.01.2011 по 01.01.2012 сделки с ценными бумагами осуществляли 62 профучастника, из них - 25 банков, 37 небанковских организаций.

Что касается перспектив развития операций банков на отечественном рынке ценных бумаг, хотелось бы обратиться к мировому опыту маржинальной торговли. Маржинальная торговля представляет собой один из способов по­вышения эффективности операций на рынке ценных бумаг. Ее содержа­ние состоит в использовании инвестором заимствованных средств, пре­доставляемых брокером, для осуществления операций по покуп­ке/продаже ценных бумаг. То есть сделки с маржей (маржинальные сделки) — сделки по продаже ценных бумаг, в момент заключения которых на позиции клиента отсутствует необходимое количество продаваемых ценных бумаг, а также сделки по покупке ценных бумаг, в момент заключения которых на денежной позиции клиента отсутствует сумма, достаточная для расчетов, включая также и оплату всех сопутствующих расходов и вознаграждения банка-брокера. Всякая сделка с маржей становится обязательной для клиента с момента заключения [9, с. 74] .

Маржинальная торговля включает в себя две основные операции:

- покупка с использованием маржи. Покупка ценных бумаг на маржинальный счет, когда определенная часть оплачивается денежными средствами клиента, а недостающая сумма занимается у банка-брокера;

- продажа «без покрытия» или «короткая» продажа. Клиент зани­мает ценные бумаги у брокера и продает их со своего маржинального счета, затем погашает заем такими же ценными бумагами, приобретен­ными при последующей сделке.

Денежные средства и ценные бумаги обычно предоставляются под определенную ставку, устанавливаемую банком.

Для того, чтобы у брокера была возможность предоставлять взай­мы ценные бумаги, находящиеся на маржинальном счета клиента, дру­гим брокерам или другим клиентам для осуществления «коротких про­даж», условия договора на брокерское обслуживание должны содержать согласие клиента на ссуду принадлежащих ему ценных бумаг, если ука­занное согласие клиента не оформлено в качестве самостоятельного до­кумента.

Маржинальная торговля по своему содержанию может рассматри­ваться как определенный «коэффициент роста» эффективности исполь­зования инвесторами имеющихся у них средств, при осуществлении ими операций на фондовом рынке.

Специфика маржинальной торговли такова, что действительное повышение доходности операций происходит только при условии, если фактическое изменение рыночных котировок совпадает с прогнозной моделью, использованной инвестором при принятии решения по покуп­ке/продаже ценных бумаг. Если прогнозная модель не совпадает, более того, - противоположна движению рынка, операции, осуществляемые с использованием заемных средств, с подобным «коэффициентом роста» увеличивают потери инвестора.

Маржа рассчитывается в процентах как отношение собственных средств клиента (внесенных на маржинальный счет в виде денежных средств или ценных бумаг из специального перечня) к рыночной стои­мости обеспечения под заимствованные средства (обеспечением кредита являются все активы клиента на маржинальном счете). Для того, чтобы при резких колебаниях курса ценных бумаг стои­мость обеспечения не оказалась ниже размера заимствованных средств, введены нормативные уровни маржи:

- первоначальная маржа - уровень маржи, дающий право начать операции по маржинальному счету;

- критическая маржа, или маржа поддержки - минимальный уро­вень маржи, который необходимо поддерживать на маржинальном сче­те.

Если фактическая маржа опускается ниже критической (в резуль­тате падения цен на ценные бумаги, внесенные на счет в качестве собст­венных средств), брокер предъявляет клиенту требование вернуть ее на нужный уровень. Клиент должен либо сделать дополнительный взнос (в виде денежных средств или ценных бумаг), либо реализовать часть обеспечения. В противном случае брокер осуществляет принудительную продажу клиентских активов в размерах, необходимых для повышения маржи.

Несмотря на свой повышенный внутренний уровень рискованно­сти, маржинальная торговля является одним из активных финансовых инструментов, используемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг в мировой практике.

Предоставление услуг по маржинальной торговле представляет интерес не только для профессиональных участников рынка ценных бу­маг.

Привлекательность операций по покупке/продаже ценных бумаг с использование маржи для инвесторов состоит в следующем:

- возможность осуществления покупки ценных бумаг с частичной оплатой своими средствами;

- возможность использования «плеча» как инструмента повыше­ния доходности операций;

- возможность вывода части средств из состава обеспечения при избыточной марже и др.

Основные риски при осуществлении маржинальной торговли сле­дующие:

- риск использования неверной прогнозной модели изменения рыночных котировок;

- риск неверного выбора ценных бумаг для осуществления мар­жинальной торговли (ценные бумаги, имеющие низкую ликвидность при резких колебаниях рыночных цен и высокой волатильности рынка, могут быстро обесцениться);- риск неверного выбора структуры обеспечения при осуществле­нии маржинальной торговли (значительная доля одной ценной бумаги в структуре обеспечения может привести к тому, что при попытках ее реализации ценные бумаги могут существенно упасть в цене и потерять ликвидность);

- риск неверного установления нормативных значений исходного и критического уровней маржи (при резких колебаниях рыночных коти­ровок стоимость обеспечения может упасть настолько, что не обеспечит покрытие долгов клиента);

- риск, связанный с необходимостью обеспечения оперативного контроля брокера за значением текущей маржи клиентов, а также опера­тивного внесения клиентом средств для поддержания требуемого уровня маржи;

- законодательный риск, связанный с отсутствием четкого зако­нодательного регулирования маржинальной торговли.

Риски, возникающие в процессе организации маржинальной тор­говли не снижают ее преимуществ по сравнению с обычным брокерским обслуживанием:

- возможность покупать ценные бумаги с частичной оплатой;

- возможность использования «плеча» - покупка большего коли­чества ценных бумаг, чем позволяли бы средства на счете;

- возможность вывода части денежных средств со счета, если фактическая маржа превышает первоначальную.

Однако у маржинальной торговли есть и свои недостатки, о кото­рых банки-брокеры обязаны предупредить своих потенциальных клиен­тов:

- инвестор, при неправильном прогнозе движения рынка, может получить гораздо больший убыток, чем если бы он работал только с собственными денежными средствами;

- необходимость поддержания фактической маржи выше крити­ческой требует продажи части активов, что ведет к фиксации убытков по некоторым сделкам и затратам на комиссионные;

- сумма процентов за заимствованные средства, а для физических лиц еще и сумма начисленного подоходного налога за совершенные сделки, может также превысить доходы по операциям.

Таким образом, по итогам функционирования отечественного рынка ценных бумаг, можно отметить, что банки являются основными его участниками. Что касается перспектив развития операций банков на отечественном рынке ценных бумаг, хотелось бы обратиться к мировому опыту маржинальной торговли. Маржинальная торговля представляет собой один из способов по­вышения эффективности операций на рынке ценных бумаг. Ее содержа­ние состоит в использовании инвестором заимствованных средств, пре­доставляемых брокером, для осуществления операций по покуп­ке/продаже ценных бумаг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования можно отметить следующее:

1) Коммерческий банк является одним из участников фондового рынка, который в зависимости от поставленной цели определяет эффективный вид деятельности и решает, осуществлять ли эмис­сионную, инвестиционную, брокерскую деятельность, покупать, продавать и хранить ценные бумаги или проводить иные операции с ними.

Основными целями деятельности банков на рынке ценных бумаг являются: формирование и увеличение капитала; привлечение заемных средств для использования в активных операциях и инвестициях; получение денежных доходов от операций с ценными бумагами; получение прибыли от инвестиций в фондовые инструменты; участие в уставном капитале акционерных обществ для кон­троля над собственностью; использование ценных бумаг в качестве залога

Операции с ценными бумагами позволяют банкам решать различные задачи: создавать и поддерживать на необходимом уровне резерв ликвидности; диверсифицировать активы посредством использования ценных бумаг как альтер­нативы ссудам; аккумулировать денежные средства юридиче­ских, физических лиц и государства; максимально удовле­творять потребности своих клиентов в финансовых услугах.

Классификация операций банков с ценными бумагами может осуществляться по различным критериям. Нужно различать собственные операции и клиентские операции с ценными бумагами. Собственные (банковские) операции с ценными бумагами проводятся за счет средств банка. Клиентские операции с ценными бумагами совершаются банком по инициативе и за счет средств клиента;

2) ОАО «Белинвестбанк» проводит весь перечень операций с ценными бумагами – от выпуска собственных ценных бумаг до брокерских услуг и услуг депозитария. Кроме того, в работе детально рассмотрена работа банка с государственными ценными бумагами.

3) По итогам функционирования отечественного рынка ценных бумаг, можно отметить, что банки являются основными его участниками. Что касается перспектив развития операций банков на отечественном рынке ценных бумаг, хотелось бы обратиться к мировому опыту маржинальной торговли. Маржинальная торговля представляет собой один из способов по­вышения эффективности операций на рынке ценных бумаг. Ее содержа­ние состоит в использовании инвестором заимствованных средств, пре­доставляемых брокером, для осуществления операций по покуп­ке/продаже ценных бумаг.

Наши рекомендации