Контроля и его место в системе управления
Белкоопсоюз
Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический
Университет потребительской кооперации»
С. А. ДАНИЛКОВА
РЕВИЗИЯ И АУДИТ
Курс лекций
для студентов специальностей
1-26 02 03 «Маркетинг»,
Финансы и кредит»,
Экономика и управление на предприятии»,
Коммерческая деятельность»
Гомель 2010
УДК 657
ББК 65.052.8
Д 18
Рецензенты: П. Г. Пономаренко, канд. экон. наук, доцент,
зав. кафедрой бухгалтерского учета Белорусского
торгово-экономического университета потребительской кооперации;
М. С. Шидловская, канд. экон. наук, доцент кафедры
банковского дела, анализа и аудита Белорусского торгово-
экономического университета потребительской
кооперации
Рекомендован к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации». Протокол № 6 от 9 июня 2009 г.
Данилкова, С. А.
Д 18 | Ревизия и аудит : курс лекций для студентов специальностей 1-26 02 03 «Маркетинг», 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность» / С. А. Данилкова. – Гомель : учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2010. – 340 с. |
ISBN 978-985-461-728-2
УДК 657
ББК 65.052.8
ISBN 978-985-461-728-2 | © Данилкова С. А., 2010 © Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2010 |
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования требуется дальнейшее развитие теории и практики контроля. Ревизия и аудит являются основными формами контроля и позволяют не только давать оценку состояния бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и организовывать рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать сохранность активов субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности, разрабатывать тактические и стратегические управленческие решения. В Республике Беларусь этому способствуют принимаемые нормативные правовые акты в экономической сфере.
Приобретя теоретические знания и умения по дисциплине «Ревизия и аудит» молодые специалисты смогут не только оценить любое явление хозяйствования, но и предупредить его негативное влияние, так как в настоящее время необходим квалифицированный специалист, устанавливающий новый механизм воздействия контроля за результатами деятельности субъектов хозяйствования.
Важное значение имеют вопросы, связанные с совершенствованием методологии ревизии и аудита на основе международных стандартов и принципов мировой практики хозяйствования с разработкой их финансовой стратегии на перспективу в соответствии с новыми требованиями экономики.
В результате изучения дисциплины «Ревизия и аудит» студенты экономических специальностей должны установить роль и место ревизии и аудита в общей схеме экономических дисциплин; уяснить их задачи в сфере обеспечения сохранности активов организации всех форм собственности, соблюдения договорной и расчетно-платежной дисциплины, выявления и мобилизации внутренних резервов проверяемых организаций с целью улучшения их финансового состояния.
В связи с этим курс лекций направлен на получение, углубление, систематизацию и закрепление теоретических знаний об объектах контроля, ревизии и аудита; развитие творческого мышления; формирование умений и навыков организации и проведения ревизий и аудита; овладение приемами контроля при решении практических задач в организации.
Курс лекций разработан по программе дисциплины «Ревизия и аудит».
Дальнейшее совершенствование теории и практики ревизии и аудита и приведение их в соответствие с международными стандартами позволят выделить и отразить органам контроля наиболее существенное в изучаемой совокупности явлений и процессов, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций.
Тема 1. Содержание и сущность
финансово-хозяйственного контроля
в современных условиях. Предмет
и методическое обеспечение контроля
План
1. Содержание и сущность финансово-хозяйственного контроля и его место в системе управления.
2. Основные условия функционирования системы контроля и его этапы.
3. Принципы контроля.
4. Классификация и виды контроля.
5. Содержание и функции вневедомственного и ведомственного контроля.
6. Формы контроля.
7. Организация финансового контроля за рубежом.
8. Предмет и метод контроля.
9. Приемы документального и фактического контроля.
Содержание и сущность финансово-хозяйственного
контроля и его место в системе управления
Контроль является широко распространенным объективным явлением экономической жизни общества и тесно связан с другими явлениями, поэтому для понимания действительной роли контроля необходимо качественное обособление и самостоятельный анализ этой сферы практики управления.
Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов. Контроль – это функция, которая присуща всякому управлению.
Слово «контроль» происходит от латинского выражения и имеет следующие значения: сопоставление или противопоставление должного, заранее установленного, изменение с целью восстановления. Сущность и содержание контроля не могут быть обстоятельно раскрыты в отрыве от сферы управленческой деятельности, которую он обслуживает. Контроль – одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Эффективно действующий контроль призван иметь стратегическую направленность, ориентированную на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Исходя из этого, контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого субъекта с целью оценки и обоснованности эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений и сигнализации о них при необходимости компетентным органам.
Согласно Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г., «контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы управления, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем» (приложение 1). Поэтому у любого органа управления должны быть соответствующие подразделения, обеспечивающие его контрольные функции.
Контроль как способ обратной связи может быть эффективным только в случае получения и эффективного использования достоверной и своевременной информации о состоянии всей управляемой системы, определения того, все ли в этой системе осуществляется в соответствии с намеченными целями и принципами, полученными указаниями и распоряжениями руководства, действующим законодательством. Контроль дает возможность не только выявить отклонения от принятых и утвержденных правил, процедур, законоположений, но и определить причины этих отклонений, конкретизировать их по степени участия в них должностных лиц, деятельность которых подвержена проверке.
Общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни. Система – это совокупность каких-либо элементов, объединенных по определенным принципам или взаимосвязям и составляющих единое целое.
Система контроля включает следующие элементы:объект, субъект, предмет, метод, приемы и способы, техника и технология, принципы, процесс контроля, сбор и обработка исходных данных для проведения контроля, результат контроля и затраты на его осуществление, субъект, принимающий решение по результатам контроля, принятие решения по результатам контроля.
Являясь составной частью функции управления, экономический контроль направлен на решение стратегических задач, стоящих перед экономикой, он выполняет несколько функций: информационную, профилактическую, мобилизующую и воспитательную (табл. 1).
Таблица 1. Основные функции контроля
Функции | Содержание функций | |||
Информационная | Информация, полученная в результате контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого субъекта. Данная информация способствует объективному изучению состояния дел контролируемого субъекта, помогает выявить влияние факторов, способствующих росту эффективности производства | |||
Профилактическая | Контроль не только призван выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и должен способствовать их устранению и недопущению в дальнейшей работе. Усиление профилактической функции контроля является объективной необходимостью совершенствования управления экономикой, обеспечения динамичного и пропорционального развития всех отраслей и производств, успешного достижения целей, стоящих перед контролируемым субъектом | |||
Мобилизующая | Организация должна обеспечить рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов. Целевое использование средств означает, что они должны расходоваться в соответствии с конечной целью функционирования данной организации, планами, сметами и договорами. Рациональное использование средств – достижение наиболее высоких показателей производства при наименьших затратах ресурсов и труда. Организация должна мобилизовать все имеющиеся у нее ресурсы для достижения поставленной цели и эффективного ведения производства | |||
Воспитательная | Контроль, приобщая людей к управлению производством, способствует воспитанию у работников организаций потребности неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей; являясь важным средством в борьбе с бесхозяйственностью, способствует соблюдению дисциплины, воспитанию сознательного отношения к труду и собственности организации | |||
Контроль является частью национальной экономики, которая включает в себя ряд взаимодействующих структурных элементов:
· государственные, общественные и хозяйственные органы управления производством;
· хозяйственный механизм;
· объект управления, представляющий собой совокупность хозяйственных организаций и отношений между ними.
Первые два элемента представляют собой систему управления производством как субъектом управления. Производство как объект управления представляет собой совокупность хозяйственных организаций и отношений между ними по поводу производства, обмена (обращения), потребления и, частично, распределения производственных материальных ценностей, информации и услуг. Контроль – важнейшее звено как системы управления производством, так и самого объекта управления. Механизм контроля является частью хозяйственного механизма. Именно посредством механизма контроля осуществляется обратная связь между объектом и субъектом управления, к органам руководства поступает информация о состоянии и поведении объектов управления. Качество системы управления во многом определяется качеством работы механизма контроля. Механизмы контроля действуют также и между организациями (например, влияние потребителя на производителя), внутри организаций, внутри органов управления, между органами управления, во всех подсистемах экономической жизни общества. От эффективности действия механизмов контроля во многом зависит эффективность функционирования национальной экономики. Все это и определяет роль и место контроля в системе хозяйствования в современных условиях.