Разработка и реализация зарплатного проекта
Тема: Выпуск и обслуживание банковских платежных карточек.
6. 1. Доходы и расходы карточного центра банка.
6.2. Разработка и реализация зарплатного проекта.
Доходы и расходы карточного центра банка.
Банковская платежная карта представляет собой агрегированный финансовый инструмент, собравший практически все основные компоненты традиционных розничных банковских услуг:
• услуги по расчетам и платежам;
• услуги по инвестированию денежных средств населения;
• валютно-обменные услуги;
• кредитные услуги;
• консультационно-информационные услуги.
Доходы и расходы карточного бизнеса банка складываются из различных направлений деятельности банка.
Доходы и расходы банка, возникающие в результате работы с платежными карточками, можно классифицировать по различным признакам.
Классификация доходов и расходов карточного бизнеса банка.
По типам деятельности:
• эмитентские
• эквайерские
По экономической сущности:
• Комиссионные (операционные)
• Процентные
• Прочие , в том числе и накладные расходы
По платежным системам
• БЕЛКАРТ
• VISA
• MasterCard
• AmEx
• CUP и другие
По местам возникновения в зависимости от места совершения транзакции:
• По операциям в своей сети (on-us) операциям
• По операциям в сети банков-партнеров (local)
• По внутристрановым (domestic) операциям
• По международным (int’l)
По источникам получения:
• Клиентские
• Межбанковские
• Системные
Банк может работать с платежными картами в качестве эмитента и в качестве
банка-эквайера.
Выпуская платежные карточки банк получает следующие доходы и несет следующие расходы.
Доходы банка-эмитента
• Комиссионные доходы за выпуск карточек, открытие счетов;
• Комиссионные доходы за обслуживание карточек;
• Доходы от конверсионных операций;
• Плата за валютно-обменные операции. Курсовые разницы;
• Комиссионные доходы от зачисления средств на карт-счет (главным образом, в рамках зарплатных проектов);
• Комиссионные доходы от держателей карточек за снятие наличных по кредитным карточкам с в сети банка;
Межбанковские комиссии от банков-эквайеров по безналичным операциям
Клиентские комиссионные доходы
• Комиссия за выдачу наличных в других банках
• Переводы с карты на карту за счет овердрафта
• Переводы с карты на карты других держателей
• Выдача наличных за счет овердрафта; по кредитным картам
• Плата за просмотр баланса в чужих устройствах
• Мини-выписка
• Разблокировка карты
• Смена PIN-кода и др.
Расходы банка-эмитента
• вступительные и регулярные взносы в платежную систему;
• плата за лицензирование проектов/продуктов в платежной системе;
• приобретение и содержание специализированного ПО для работы с карточками;
• приобретение специализированного оборудования для персонализации карточек;
• приобретение заготовок карточек;
• персонализация карточек;
• межбанковские комиссии в пользу
банков-эквайеров;
• услуги процессингового центра.
При осуществлении эквайринга, у банка могут возникнуть следующие доходы и расходы.
Доходы банка-эквайера
• межбанковская комиссия за выдачу наличных по чужим карточкам;
• комиссия с держателя при выдаче наличных в ПВН и банкоматах (surcharge);
• комиссия с организаций торговли и сервиса;
• плата с поставщиков услуг за прием в их пользу платежей.
Расходы банка-эквайера
• вступительные и регулярные взносы в платежную систему;
• плата за лицензирование проектов/продуктов в платежной системе;
• приобретение и содержание специализированного программного обеспечения для работы с карточками;
• межбанковская комиссия за операции в организациях торговли и сервиса;
• межбанковская комиссия за безналичные платежи в кассах банка, в устройствах самообслуживания и при дистанционном банковском обслуживании;
• приобретение/аренда банкоматов, ИТТ, терминального оборудования;
• приобретение и содержание программного обеспечения для работы банкоматов, ИТТ, терминального оборудования;
• услуги процессингового центра
При работе с платежными карточками банки стремятся увеличить доходы и минимизировать расходы. Рост доходов банка в карточном бизнесе может осуществляться по следующим направлениям: повышение существующих
тарифов, введение платы за ныне бесплатные сервисы, разработка и внедрение новых тарифных планов и новых продуктов, введение платы за ныне бесплатные продукты, кросс-продажи банковских и небанковских продуктов.
Что касается минимизации расходов, то основное направление заключается в развитии каналов дистанционного банковского обслуживания.
Разработка и реализация зарплатного проекта.
Под зарплатным_проэктом для организации-клиента понимается организованная банком система расчетных взаимоотношений банк — сотрудники организации — организация. Назначением такой системы является обслуживание расчетов организации со своими сотрудниками по заработной плате и другим выплатам социального характера. Банк, обслуживая указанные расчеты, имеет целью получение доходов в виде:
комиссионных за обслуживание счетов/операций сотрудников организации;
комиссионных за обслуживание операций перечисления денежных средств организацией;
доходов от конверсионных операций, поступающих на счета сотрудников средств в виде курсовой разницы;
косвенных доходов, получаемых от размещения привлеченных на счета средств,
либо в виде комбинации всех или некоторых из вышеперечислен-ных видов доходов.
Зарплатный проект может быть реализован как с использованием технологии банковских карт, так и без таковой — за счет использования счетов «до востребования». Мы здесь рассматриваем зарплатные проекты только на основе карточной технологии, но применяемая методология в более простом варианте может быть использована и для «некарточных». По ходу дела стоит сказать, что далеко не всегда применение карточной технологии является оправданным. Лучше избегать проектов, в которых карточная технология навязана, так как образуется неустойчивая бизнес-система, в конечном итоге неэффективная.
В качестве потенциальных клиентов для зарплатных проектов могут рассматриваться любые предприятия любых форм собственности и любой географической расположенности (компактной, распределенной по населенному пункту или по регионам России и зарубежных стран). При этом наличие филиала банка в том или ином регионе необходимо, только если_предприятие выдвигает требование создания элементов инфраструктуры, т.е. пунктов выдачи наличных.
По опыту грубым критерием эффективности может служить опенка средних поступлений на картсчет. Зарплатные проекты с использованием карточной технологии эффективны, начиная со значения 200 долларов/картсчет/месяц.
Разработка и реализация зарплатного проекта проходит в несколько этапов.