Анализ страховой деятельности в РФ
В настоящее время в условиях радикальной экономической реформы ощущается острая потребность выяснить, что такое современный страховой рынок и каковы его характерные черты. Страховой рынок -- это особая социально-экономическая структура, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются предложение и спрос на нее. Объективная основа развития страхового рынка - необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Названный рынок можно рассматривать также как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответствующих услуг.
На рынке страхования государственный сектор представлен акционерным обществом «Росгосстрах», коммерческий - страховщиками различного организационно-правового статуса (прежде всего открытыми и закрытыми акционерными обществами с ограниченной ответственностью).
Страховой рынок - это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи является такой товар, как страховая услуга, и где формируются на него предложение и спрос.
В условиях развития рынка изменились и взаимоотношения государства и страховых организаций. Государственное управление заменено на государственное регулирование и контроль.
Обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Переход отечественной экономики к рынку существенно меняет роль и место страховщика в системе экономических отношений. Страховые компании превращаются в полноправных субъектов хозяйственной жизни.
Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные звенья. Первичным звеном страхового рынка является страховое общество или страховая компания. Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, формируются одни и появляются другие экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы.
Страховая компания - исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, которая представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховой компании свойственны технико-организационное единство и обособленность. Экономическая обособленность страховой компании проявляется в полной обособленности ее ресурсов, их полном самостоятельном обороте. Страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта и «встроена» в определенную систему производственных отношений. Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и сострахования.
Рыночная экономика основывается на свободе выбора граждан. В принципе каждый может решить сам, как ему поступить. Человек может свободно тратить свои доходы и самостоятельно решать, какую их часть направить на потребление, а какую - на накопление. Кроме того, человеку предоставляется свобода заключения соглашений с другими людьми. Все это учитывает страховой рынок, предлагая широкий набор страховых услуг.
Основной принцип рыночной экономики заключается в том, что свободная игра спроса и предложения стимулирует появление таких страховых услуг, которые необходимы потенциальному страхователю. Свобода ценообразования, выраженная в тарифных ставках на те или иные страховые услуги, создает условия для конкуренции между страховщиками, Страховой рынок выполняет регулирующую функцию при условии существования экономической конкуренции. Сама по себе конкуренция не дает полного объяснения успехов на страховом рынке. Эти успехи в значительной степени зависят от страховщика, который побуждает сотрудников страхового общества к постоянному поиску новых потенциальных клиентов, совершенствованию форм и методов страхового обслуживания. Важно, особенно на этапе создания страхового общества, чтобы страховщик лично руководил всей его внутренней и внешней деятельностью, закладывая тем самым основы страховой культуры.
Решения, которые принимает страховщик, подписывая страховой полис, основаны на ожиданиях, подтверждающихся общественной практикой. В условиях рыночной экономики страховщик остро ощущает свою зависимость от того, как он использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы страхового фонда. Страховщик выступает в роли предпринимателя, является заинтересованным лицом, поскольку несет ответственность перед совладельцами предприятия за состояние дел, что закреплено в соответствующих законодательных актах.
В широком смысле страховой рынок представляет собой всю совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страхового продукта. Рынок обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем. Здесь осуществляется общественное признание страховой услуги. Первостепенными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости и закон спроса и предложения.
Страховой рынок формируется в ходе становления товарного хозяйства и является его неотъемлемым и важным элементом. Условием возникновения того и другого служат общественное разделение труда и существование различных собственников -- обособленных товаропроизводителей. Реальное соотношение данных условий определяет степень развития рыночных отношений. Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнерство по поводу купли-продажи страховой услуги, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей.
Характеризуя ретроспективно движение к страховому рынку в нашей стране, нельзя не отметить, что в ходе развития капитализма в России сложились довольно зрелые рыночные страховые структуры: акционерные, взаимные, земские страховые учреждения. Через систему перестраховочных договоров страховой рынок России был интегрирован в мировой. Существовала стройная система государственного страхового надзора, регулирующая страховые отношения. После Октябрьской революции они были ликвидированы и заменены государственной страховой монополией, отражающей интересы командно-административной системы управления экономикой в России. Как известно, в странах с развитой рыночной экономикой наиболее безопасной с позиций монополизации считается ситуация, при которой в отрасли действуют десять и более конкурентов, причем доля одного, крупнейшего, не должна превышать 31% общего объема продаж страховых услуг, двух -- более 44%, трех - 54% и четырех -- 64%. Если такое соотношение нарушается, то государство вводит экономические санкции и тем самым ограничивает участие соответствующих страховщиков на рынке.
Элементом государственного регулирования страховой деятельности является предотвращение сговора, соглашения, а также действий страховых компаний по разделу рынка с целью ограничения конкуренции, исключения или ограничения доступа на рынок других участников. Считается недопустимым использование средств и методов недобросовестной конкуренции: искусственное повышение или понижение тарифов, попытки ввести страхователя в заблуждение в результате необъективного информирования об условиях данного вида страхования или своих конкурентов.
Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном и территориальном аспектах.
В институциональном аспекте она представлена акционерными, корпоративными, взаимными и государственными страховыми компаниями. В территориальном аспекте можно выделить местный (региональный) страховой рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховой рынок. Развитие рыночных отношений уничтожает территориальные преграды на пути общественно-экономического прогресса, усиливает интеграционные процессы, ведет к включению национальных страховых рынков в мировой. Примером такой интеграции может служить создание общеевропейского страхового рынка стран - членов ЕС.
В зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно выделить внутренний, внешний и международный страховой рынок.
Внутренним страховым рынком следует называть местный рынок, в котором имеется непосредственный спрос на страховые услуги, тяготеющий к удовлетворению конкретными страховщиками.
Внешним страховым рынком следует называть рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка и тяготеющий к смежным страховым компаниям, как в данном регионе, так и за его пределами.
Под мировым страховым рынком следует понимать предложение и спрос на страховые услуги в масштабах мирового хозяйства.
По отраслевому признаку выделяют рынок личного страхования и рынок имущественного страхования. В свою очередь каждый из этих рынков можно разделить на обособленные сегменты, например рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и т.д.
Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники, а также их ассоциации. Категорию продавцов составляют страховые и перестраховочные компании. В качестве покупателей выступают страхователи - физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным продавцом. Посредниками между продавцами и покупателями являются страховые агенты и страховые брокеры, своими усилиями содействующие заключению договора страхования.
Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, - страховая услуга. Ее потребительной стоимостью является обеспечение страховой защитой, приобретающей форму страхового покрытия. Цена страховой услуги выражается в страховом тарифе. Она складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения. Нижняя граница цены определяется принципом равенства между поступлениями платежей страхователя и выплатами страхового возмещения и страховых сумм; верхняя граница - потребностями страховщика. Если цена страховой услуги чрезмерно высока, страховщик может оказаться в невыгодном положении по сравнению с конкурентами и потерять клиента. Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов, ожидаемой прибыли.
Страховая услуга может быть представлена на основе договоров (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании). Иначе говоря, в тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхование носит принудительный характер. Купля-продажа страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.
Важно подчеркнуть существенные изменения в самом характере страховых услуг, вызванные так называемым технологическим взрывом, широким внедрением электроники и автоматики в страховую сферу.
В настоящее время в мировой практике страхования усилились две тенденции: специализация и универсализация деятельности страховщиков. Первая из этих тенденций непосредственно связана с углубляющимся общественным разделением труда: соответствующий процесс становится объективно необходимым и в страховом деле. В последние годы наряду со специализацией страховщиков усиливаются тенденции к универсализации их деятельности. Традиционно занимавшиеся в большей степени теми или иными видами страхования страховщики вторгаются в смежные виды деятельности (например, обретают биржевые маклерские фирмы и т.д.).
Новая роль страховых компаний заключается в том, что они все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов. Они занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Страховые компании занимают ведущие после коммерческих банков позиции по величине активов и значению в качестве поставщиков ссудного капитала. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Такими возможностями банки, опирающиеся на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не располагают. Поэтому страховые компании занимают главенствующее положение на рынке капиталов. Приток денежных средств в виде страховых премий и доходов от активных операций, как правило, намного превышает сумму ежегодных выплат держателям полисов. Это позволяет страховым компаниям из года в год увеличивать инвестиции в высокодоходные долгосрочные ценные бумаги с фиксированными сроками погашения, главным образом в облигации промышленных корпораций, государственные облигации и закладные под недвижимость.
Государство может прямо участвовать в рыночных отношениях как страховщик через государственные страховые организации и оказывать всевозрастающее воздействие на функционирование страхового рынка различными правовыми установлениями. В развитых странах Запада страховой рынок является объектом сознательного государственного регулирования.
Зарубежный опыт свидетельствует, что страховому рынку присущи мощные стимулы саморазвития: инициатива и предприимчивость, более полное удовлетворение запросов страхователей. Что касается государственного регулирования страховой деятельности, то оно дополняет рыночный механизм страхования, усиливая его положительные стороны. При этом механизм государственного регулирования страховой деятельности сплетается с рыночным механизмом страхования.
Действующие на страховом рынке России страховые организации можно разделить на несколько типов:
компании, осуществляющие государственное обязательное страхование в социальной сфере (медицинское, пенсионное страхование работников и служащих за счет бюджетных средств);
компании, осуществляющие традиционные виды имущественного и (или) личного страхования любых категорий страхователей (Росгосстрах, Ингосстрах и др.);
компании, обеспечивающие интересы определенных структур финансово-промышленных групп, узкоотраслевых компаний («ЕЭС России», «Газпром» и др.);
перестраховочные компании;
-компании, осуществляющие взаимное страхование.
Важным этапом в развитии страхового рынка Российской Федерации послужил августовский кризис 1998 года. События в стране затронули страховой бизнес России в гораздо меньшей степени, чем ее банковский сектор. Многих российских страховщиков уберегло от краха следование установленным принципам инвестирования -- безопасности; доходности; ликвидности; диверсификации и рассредоточения, которые заставляли ограничивать активность на рынке ГКО. Не произошло и массового ухода западных страховщиков с российского рынка. Напротив, известен целый ряд случаев, когда иностранные страховые компании пытались способствовать выживанию и бесперебойному функционированию страхового рынка России, поскольку с его крахом или сокращением подрывалась бы сама основа экономически оправданного присутствия в РФ западных страховых и перестраховочных компаний.
Если обобщить как позитивные, так и негативные последствия августовского кризиса для страховой отрасли, то к числу первых можно отнести следующие:
оживление производственной деятельности, особенно в экспорт-ориентированных и импортозамещающих отраслях с последующим ростом спроса в этом секторе на страховые услуги;
успешное выживание большинства страховых компаний и увеличение их привлекательности для потребителей финансовых услуг по сравнению с банковским сектором;
рост денежной составляющей в расчетах предприятий и сокращение задолженности бюджета перед бюджетополучателями, что открывало дополнительные возможности для приобретения страховой защиты.
Среди отрицательных последствий:
инфляционный процесс, неопределенность экономических перспектив;
увеличение валютных рисков из-за введения плавающего
курса рубля;
обесценение рублевых активов;
привязка многих обязательств к текущему валютному курсу;
снижение доходов и покупательной способности населения;
сужение выбора инвестиционных инструментов для размещения страховых резервов;
сокращение возможностей для размещения собственных средств и резервов страховых компаний вследствие краха многих банков и низкой ликвидности выживших.
Важнейший показатель уровня развития страховой отрасли - объем собранных страховых взносов. За 2002 г. он составил 96,6 млрд рублей, или 3,4 млрд долл. Итоговые данные за 2000 г. по поступлению премий для всех видов страхования составили 171 млрд рублей. Не секрет, однако, что значительная часть прироста пришлась на не имеющие отношения к классическому страхованию «зарплатные схемы», когда персонал предприятий получает вознаграждение в виде страховых выплат в связи с мнимыми страховыми случаями, выигрывая на сокращении налогов (например, пенсионного налога). По мнению авторитетных экспертов, примерно из 3 млрд долл. премии, собранной на протяжении 2000 г. всеми российскими компаниями по страхованию жизни, лишь 5--6 млн приходится на подлинное страхование.
Многие из действующих сегодня российских страховых компаний имеют весьма низкий по международным меркам уставный капитал, даже крупнейшие из них располагают незначительными по мировым стандартам активами. На данный период лишь у 120 страховых фирм России уставный капитал превышает 10 млн рублей.
Непомерно велика роль в российском страховании кэптивных компаний, т.е. таких, которые созданы крупнейшими корпорациями или финансово-промышленными группами в качестве своих дочерних обществ для страхования собственных рисков. При этом преследуется сразу несколько целей: не выпускать денежные потоки в виде страховых премий за пределы компании-учредителя; создать своеобразный инкубатор для становления своего страхового бизнеса; установить льготные тарифы на страхование внутри корпоративных рисков.
Под классическим страхованием подразумевается такое, когда страховая компания принимает на себя риск, а клиент платит премию, чтобы передать этот риск.
Наряду с созданием новых кэптивов наблюдается и противоположная тенденция - отход бывших кэптивов от исключительного обслуживания своих «родителей», стремление приобрести клиентуру на стороне. Характерный пример - компания, отдаляющаяся от обслуживания страховых потребностей РАО ЕЭС и приходящая ей на смену компания, приобретенная РАО за 450 тыс. долл. у ее прежнего номинального владельца СК РОСНО, который, в свою очередь, входит в АФК-Систему, но к категории кэптивных по многим признакам явно не относится.
Для России сегодня вполне типична ситуация, когда страховщики сохраняют и поддерживают тесные связи со своими акционерами, которые зачастую выступают и их основными клиентами. Перекрестное владение акциями страховых компаний, банков, предприятий является нормой в РФ, и поэтому большинство страховых компаний могут рассматриваться как квази-кэптивные. Подобные перекрестные владения создают трудности для правильной оценки активов.
В итоге приведенные характеристики российского страхового рынка указывают на невысокую степень его конкурентности. Ее снижают широкое распространение квазистраховых операций; большая доля рынка, приходящаяся на кэптивные компании; практика фаворитизма, административного вмешательства в процесс размещения страхований через компании; широко распространенное перекрестное владение акциями нестраховых компаний и страховых обществ; слабое присутствие иностранных страховщиков.
После августовского кризиса, когда резко возросла инвестиционная привлекательность реального сектора экономики, у страховщиков не оказалось «длинных денег» для работы в нем. Источником же последних является долгосрочное накопительное и негосударственное пенсионное страхование, которое не получило развития из-за недостатка доверия населения к российским финансовым институтам вообще и страховым компаниям в частности.
Затем был принят Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Данному событию предшествовала борьба на законодательном и политическом полях. Можно утверждать, что принятие нового закона было продиктовано необходимостью выполнения положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, которое предусматривало, с определенными оговорками, отмену дискриминационных ограничений на деятельность иностранного страхового капитала в России. Новая редакция закона, по сути, стала компромиссом между требованиями о либерализации рынка, с одной стороны, и защиты нарождающегося отечественного страхового бизнеса - с другой.
Самая главная законодательная новация заключалась в отмене действовавшего 49-процентного ограничения на долю участия иностранных инвесторов в уставных капиталах российских страховщиков, Этот шаг сопровождался введением ряда дополнительных требований и ограничений к нерезидентам. Им запрещалось заниматься страхованием жизни, обязательным и имущественным страхованием, связанным с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхованием имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
Этот запрет не распространялся на страховые организации с преобладающим иностранным участием, которые на момент вступления закона в силу уже являлись дочерними обществами иностранных инвесторов и имели лицензию на проведение операций по страхованию жизни. Тем самым в привилегированном положении оказались те компании с иностранным участием, которые уже приобрели необходимые лицензии и утвердились на российском страховом рынке.
Другое, весьма спорное, изменение состояло во введении общеотраслевой квоты для нерезидентов. Участие иностранного капитала в суммарном капитале всех российских страховых организаций ограничивалось 15 процентами. В отличие от ранее действовавшего порядка об учете только иностранных инвесторов акционеров (участников), теперь в квоту включаются и дочерние связи с иностранным инвестором. Таким образом, стало учитываться и участие российских юридических лиц, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранному инвестору.
В этой связи неизбежно возник ряд вопросов. Главное возражение заключается в том, что доля иностранцев может повыситься не в результате их целенаправленной деятельности по наращиванию вложений в российский страховой сектор, а из-за сокращения совокупного уставного капитала российских страховщиков. Иностранные инвесторы, вкладывающие свои средства в развитие российского страхового рынка, ставятся в зависимость от того, насколько успешно будут работать на этом рынке страховые организации без участия иностранного капитала.
Само по себе квотирование, очевидно, носит несколько искусственный характер и сдерживает модернизацию страхового бизнеса в России. При том, что гораздо более серьезным ограничителем, чем законодательно установленная квота, для трансграничного капитала является состояние национального рынка, доходность операций на нем, перспективы развития российской сферы финансовых услуг в целом. Именно в силу этих причин Россия сталкивается с проблемой дефицита страхового капитала и зарубежного капитала вообще, а не переизбытка и перевеса последнего над отечественным.
В связи с принятыми изменениями неизбежно встает также вопрос о том, зачем ограничивать деятельность прямых иностранных страховщиков в России, если таковая снижает потребность в перестраховании и сопряженном с перестрахованием переводе страховых премий из России на Запад. Тем не менее, в целом, несмотря на ряд его недостатков, закон о страховании в новой редакции стал шагом вперед в развитии российского страхового дела.
В действительности мало кто ожидал скорого захвата российского рынка транснациональным капиталом. По сути дела, иностранные страховые компании уже давно присутствуют на нем, сами управляют некоторыми страховыми компаниями, но подлинно радикальных изменений здесь до сих пор не отмечено. До настоящего момента так и не нашлось компании, которая воспользовалась бы разрешением создавать страховой бизнес в России, на 100 процентов принадлежащий нерезидентам.
Что касается легального перевода средств из России за рубеж, то их необходимо, прежде всего, заработать. А сделать это можно, только развив российский рынок страхования, выплатив налоги, обучив кадры и произведя значительные инвестиции в развитие бизнеса, что может потребовать нескольких лет (стандартный срок - не менее трех лет). При этом страховые компании с участием иностранного капитала будут, в силу своей уязвимости и сформировавшегося стереотипа поведения, платить налоги, скорее всего в более полном объеме, чем многие из их российских коллег.