Теоретические аспекты банковского надзора: сущность, принципы, виды
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 43 с., 2 рис., 1 табл., 16 источников, 3 прил.
банковский надзор, регулирование деятельности коммерческих банков, методы и Система надзора, принципы банковского надзора, Базельским комитетом
Объект исследования –ОАО «АСБ Беларусбанк».
Предмет исследования – методы надзора и регулирования деятельности банков.
Цель работы: – исследование надзора за коммерческими банками в современных условиях.
Исследования и разработки: - изучены методы надзора за коммерческими банками в современных условиях.
Область возможного практического применения: - учебный процесс.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
_________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……….………………………………………………………………....4 |
Глава 1 Экономическая сущность банковского надзора и регулирования деятельности коммерческих банков……………………………………6 |
1.1 Теоретические аспекты банковского надзора: сущность, принципы, виды………………………………..……………………………………..6 |
1.2 Регулирование деятельности банков……………………………………...16 |
Глава 2 Анализ основных методов надзора и регулирования деятельности банков в Республике Беларусь…………………………………………23 |
Глава 3 Ответственность субъектов за несоблюдение установленных нормативов ……………...............................................................................33 |
Заключение………………………………………………………….....................40 |
Список использованной литературы.………………………………………......42 |
Приложения……………………………………………………………...………44 |
ВВЕДЕНИЕ
Банки по ряду причин более уязвимы, чем какая-нибудь другая организация или компания. Они подвержены большому риску краха из-за жесткой конкуренции в отрасли, а также финансового мошенничества. А развал одного банка в свою очередь способен посеять сомнения среди вкладчиков и других банков, тем самым распространяя панику и создавая бегство вкладов, т.е. немедленное требование вкладчиками своих денег от банков.
Мало того, в настоящее время происходит глобальная и региональная интеграция в сфере кредитных отношений. Международная интеграция кредитного дела становится той экономической основой, которая позволяет последовательно перестраивать другие отрасли национального хозяйства, включая реальный сектор, в части производства и потребления основных стратегических ресурсов — природных, материального, человеческого, информационного капитала (включая технологические инновации).
Современные банковские кризисы, возникающие то в одном, то в другом регионе мировой экономики, все больше проявляют "интеграционный" характер, становятся взаимопроникающими вследствие международного характера кредитных отношений в ключевых областях человеческого жизнеобеспечения, его безопасности и стабильности.
Спектр факторов, определяющих банковский кризис, очень широк — от макроэкономической изменчивости и неадекватной подготовленности к финансовой либерализации до искаженных стимулов для некоторых участников банковского дела и слабости законодательной базы и учета [16, с. 16]. Последние 2 фактора стали основными причинами последнего финансового кризиса, зародившегося в США.
Одним из важнейших факторов, в определенной степени способных предотвратить возникновение банковских кризисов, является регулирование Центральным банком банковской деятельности, чем и обусловлена актуальность выбранной темы.
Объектом исследования избран ОАО «АСБ Беларусбанк».
Предметом исследования являются методы надзора и регулирования деятельности банков.
Основной целью данной работы является разработка предложений по совершенствованию надзора за коммерческими банками в современных условиях.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- рассмотреть необходимость и сущность надзора за коммерческими банками;
- определить основные методы надзора и регулирования деятельности коммерческих банков;
- изучить формы ответственности субъектов за несоблюдение установленных нормативов.
При написании работы использовались Постановления Национального банка, Банковский кодекс, Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь (www.nbrb.by), устав Национального банка Республики Беларусь, учебная литература и монографии, в которых освещался предмет исследования.
В работе были использованы следующие методы исследования: группировок, сравнительный, табличный.
Глава 1 Экономическая сущность банковского надзора и регулирования деятельности коммерческих банков
Теоретические аспекты банковского надзора: сущность, принципы, виды
Банковский надзор – это система, процедуры наблюдения и регулирования банковской деятельности с целью повышения эффективности и безопасности функционирования банковской системы. Похожее определение можно предоставляет Г.И. Кравцова: банковский надзор – это система наблюдения и регулирования банковской деятельности с целью эффективного и безопасного ее ведения [8, с. 412]. Схожее определение можно видеть и Костериной Т.М., причем определение она дополняет тем, что главной целью надзорной деятельности является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов [6, с.33]. Другими, целями надзора за коммерческими банками являются:
- защита вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества;
- защита клиентов от системного риска (при банкротстве одного банка могут потерпеть банкротство несколько банков и тем самым будет подорвано доверие ко всей системе);
- обеспечение доверия вкладчиков и кредиторов к банковской системе;
- обеспечение доверия к тем банкам, которые выступают в качестве заемщиков и кредиторов на международном банковском рынке;
- минимизация искажения конъюнктуры и нарушения порядка оказания банковских услуг, и установления цен на эти услуги;
- формирование эффективной и конкурентоспособной банковской системы, отвечающей потребностям общества;
- разрешение проблемных ситуаций в банке, поддержание его надежности;
- защита экономики от отрицательных явлений в банковской системе.
Надзор за банками не гарантирует, что банк не разорится. Однако органы надзора могут владеть инструментами и методами для разрешения создающихся в банках сложных ситуаций.
Надзор построен на принципе мер предосторожности для снижения возможного риска при инвестировании коммерческими банками средств в банковские и внебанковские структуры.
Система надзора включает сложное сплетение финансовых, юридических, экономических и административных норм и связей. Наиболее важными из них являются следующие:
- кодифицированный свод законов, касающихся экономических субъектов и собственности, включая банковское законодательство;
- стандарты учета и отчетности;
- система надзорных органов, их функций, полномочий;
- практика надзора, ее последовательность;
- система коррективных мер и экономических санкций;
- банковская отчетность. Степень открытости данных для общественности возрастает, поскольку финансовые рынки потребовали более детальной информации. Раскрытие информации финансового характера имеющимся и потенциальным инвесторам, кредиторам и клиентам является средством успешного функционирования банков;
- тесное сотрудничество между надзорными инстанциями;
- использование международных правил, принципов банковского надзора.
Принципы банковского надзора - главные положения, правила, которые должны соблюдаться при регулировании банковской деятельности. Эти принципы определены самой сущностью, особым статусом, ролью кредитных учреждений (банков).
Основные принципы банковского надзора разработаны Базельским комитетом по банковскому регулированию (1997 г.).
Они подлежат внедрению в систему надзора и распространяются на:
- предварительную разработку условий для эффективного банковского надзора (принцип 1);
- лицензирование и структуру собственности (принципы 2-5);
- регулирование и требования к банковской системе (принципы 6-15);
- методы банковского надзора (принципы 16-20);
- требования к информации (принцип 21);
- официальные полномочия органов надзора (принцип 22);
- международные банковские операции (принципы 23-25).
Принципы являются минимальными требованиями, которые можно применять в рамках национальных юридических систем. Их необходимо дополнить другими мерами, предназначенными для определенных условий и рисков, присущих кредитным системам отдельных стран.
Ниже приводятся указанные принципы.
Принцип 1. В эффективной системе банковского надзора четко определены обязанности и задачи каждого органа, занимающегося надзором за деятельностью банков. Такой орган должен обладать оперативной самостоятельностью и независимостью и соответствующей материальной базой. Необходимы соответствующая юридическая структура банковского надзора, положения о выдаче разрешений на банковскую деятельность и о постоянном надзоре, механизм достижения соответствия деятельности требованиям законодательства, а также обеспечения надежности и безопасности банковского дела. В системе налаживается порядок обмена информацией между надзорными органами и защиты конфиденциальности такой информации.
Принцип 2. Определяется круг деятельности кредитных организаций, на которую выдаются лицензии и которая подвергается надзору, а использование в названии организации слова "банк" максимально контролируется.
Принцип 3. Лицензирующий орган имеет право устанавливать критерии и давать отказы на создание кредитных органов, если они не соответствуют установленным стандартам. Процесс лицензирования должен включать как минимум оценку структуры собственности банка, анализ данных о руководителях, показателей оперативного плана и результатов внутреннего контроля, а также предполагаемого финансового положения, размера основного капитала. В случаях, если предполагаемым владельцем банка является иностранный банк, то необходимо получить согласие органа надзора его местонахождения.
Принцип 4. Органы банковского надзора должны обладать полномочиями проверки и отклонения предложений на передачу существенной доли в собственности или контроля в действующих банках третьим лицам (другим сторонам).
Принцип 5. Органы банковского надзора имеют право проверять инвестиционную деятельность банка и определять, не подвергаются ли корпоративные структуры (филиалы) банка необоснованному риску и нет ли помех для осуществления эффективного надзора за его деятельностью.
Принцип 6. Органы банковского надзора устанавливают набор требований в отношении минимальной величины капитала банка (в том числе и с иностранным участием) в соответствии с уровнем рисков, которые принимает на себя банк, а также определяют конкретные составляющие капитала, имея в виду его способность покрывать убытки.
Принцип 7. Существенной частью осуществления надзора является возможность независимой оценки политики банка, деятельности и процедуры предоставления кредитов, инвестирования средств, а также текущего управления кредитным и инвестиционным портфелями.
Принцип 8. Органы банковского надзора при надзоре должны убедиться в том, что в банке создана система и процедура оценки качества активов и целесообразности кредитования и обеспечения резервов на случай потерь по ссудам.
Принцип 9. Органы банковского надзора проверяют, насколько в банках налажены системы информирования руководства о концентрациях в кредитных портфелях. Органы надзора устанавливают разумные пределы допустимой концентрации кредитов у одного заемщика или группы взаимосвязанных заемщиков с целью ограничения подверженности банка риску как кредитора.
Принцип 10. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в связи с выдачей кредитов органы банковского надзора устанавливают требования предоставления кредитов связанным с банком сторонам (лицам) на общих условиях, а также обеспечивают эффективное наблюдение за подобными ссудами, позволяющее минимизировать соответствующие риски.
Принцип 11. Органы банковского надзора устанавливают наличие у банка методов выявления, управления и контроля за рисками, связанных с переводом средств в другие государства при осуществлении международного кредитования и инвестиционной деятельности, создания резервов на случай риска.
Принцип 12. Органы банковского надзора определяют, точно ли измеряют банки рыночные риски (колебания цен, котировок) и адекватно ли контролируют их. При необходимости органы надзора должны иметь полномочия устанавливать для таких рисков определенные лимиты или определенное обеспечение капиталом.
Принцип 13. Органы банковского надзора должны иметь возможность проверять наличие у банка политики управления рисками всеми органами управления банка, их контроля и создания резервов на покрытие таких рисков. Стандарты управления рисками являются обязательным элементом банковского надзора.
Принцип 14. Органы банковского надзора изучают в банке систему внутреннего контроля, соответствие его характеру и спектру банковской деятельности, наличие независимого внутреннего или внешнего аудита для проверки адекватности контроля и соответствия деятельности банка требованиям законодательства.
Принцип 15. Органы банковского надзора должны найти подтверждение того, что банк работает с проверенными клиентами и не позволяет намеренно или ненамеренно его использовать криминальными элементами.
Принцип 16. Система эффективного банковского надзора базируется на надзоре, осуществляемом на месте и извне (внешний аудит).
Принцип 17. Органы банковского надзора имеют постоянные контакты с руководством банка и четко должны понимать все операции кредитного учреждения.
Принцип 18. Органы банковского надзора используют средства сбора, изучения и анализа отчетов и статистических сведений из банков как на индивидуальной, так и на консолидированной основе.
Принцип 19. Органы банковского надзора дают независимую оценку информации, используемой для контроля, как при проверках на местах, так и предоставляемой внешними аудиторами.
Принцип 20. Существенным элементом банковского надзора является наличие у органов надзора возможности осуществлять надзор за организацией банковской деятельности на консолидированной основе, т.е. в отношении банка в целом, включая все его подразделения.
Принцип 21. Органы банковского надзора проверяют, ведется ли в банке бухгалтерский учет в соответствии с принятыми процедурами и методикой, позволяющими органу надзора получать достоверную информацию о финансовом состоянии банка и прибыльности его деятельности, а также контролировать регулярность публикации банком своей финансовой отчетности, адекватно отражающей его финансовое положение.
Принцип 22. Органы банковского надзора имеют в своем распоряжении адекватные меры воздействия, применяемые в случае несоответствия деятельности банков пруденциальным нормам (таким, как требования предельных значений отношений обязательств к капиталу), а также при нарушениях банками требований законодательства или создании угрозы интересам вкладчиков.
Принцип 23. Органы банковского надзора должны участвовать в мировом консолидированном надзоре, правильно применяя разумные нормы ко всем аспектам деятельности банковских организаций по всему миру, в первую очередь это касается иностранных отделений и филиалов.
Принцип 24. Ключевыми компонентами глобального надзора являются установление контактов и обмен информацией с другими органами надзора, прежде всего с органами надзора той страны, в которой банк ведет свою деятельность.
Принцип 25. Органы банковского надзора должны требовать от иностранных банков, чтобы местные операции выполнялись на таком же высоком уровне, как это осуществляют национальные банки, и должны иметь право на получение сведений, необходимых им для надзора за деятельностью банка в целом, включая зарубежные подразделения.
Базельские принципы являются базовым документом для органов банковского надзора и других государственных органов во всех странах мира. Следует принимать во внимание национальные особенности, что может проявиться в особых способах внедрения настоящих принципов. Каждая страна сама решает, в какой степени необходимы дополнения к данным принципам с учетом особенностей национального рынка. Банковский надзор является динамичным и должен реагировать на изменения на рынке. Следовательно, условия и методы банковского регулирования периодически пересматриваются в свете новых тенденций и преобразований.
Банковский надзор в Республике Беларусь строится на основных принципах эффективного банковского надзора, разработанных Базельским комитетом по банковскому регулированию. Основные направления банковского надзора в республике предусматривают использование названных принципов.
Национальный банк регламентирует порядок осуществления банковских операций. Он имеет право издавать правила, инструкции, положения, другие нормативные документы, обязательные для исполнения всеми банками на территории республики, а также республиканскими и местными органами управления, юридическими и физическими лицами, действующими на территории республики. Национальный банк вправе издавать нормативные правовые акты совместно с Правительством или по его поручению с республиканскими органами государственного управления. Нормативные акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь на основе заключения (экспертизы) Министерства юстиции Республики Беларусь.
Республика Беларусь признает приоритет принципов международного права и обеспечивает соответствие им банковского законодательства. Нормы банковского законодательства, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются составной частью действующего банковского законодательства. Субъекты банковской деятельности при осуществлении банковских операций с нерезидентами республики используют международные унифицированные правила и обычаи, нормативные акты международных организаций, международные банковские стандарты и другие международные правовые акты, если это не противоречит законодательству Республики Беларусь.
Важнейшей предпосылкой эффективного надзора является соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету. Они представляют собой правила, которым должны следовать при подготовке своих балансовых отчетов коммерческие банки и предприятия. Балансы, декларации о доходах и т.д. играют важную роль для кредиторов, инвесторов и коммерческих партнеров. Они содержат информацию о предприятии. Банкам необходима достоверная отчетность заемщиков для кредитного анализа. Стандарт отчетности должен быть единым с тем, чтобы банк мог сравнить преимущества одного заемщика перед другим. Для органов банковского надзора стандартная банковская отчетность необходима не только для финансовой оценки деятельности отдельных банковских клиентов, но и для проведения сравнений различных банков, включая зарубежные.
Бухгалтерский учет в банках обеспечивает подробный и полный учет всех банковских операций, а также своевременное представление детальной, правдивой и содержательной информации руководству банков, акционерам, партнерам, Национальному банку, налоговым, статистическим и другим органам.
Для надзора за коммерческими банками создаются также соответствующая организационная структура и условия. В частности, для компенсации финансовых потерь, возникающих в результате его деятельности, банк обязан создавать резервы (фонды), размеры, порядок формирования и использования которых устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь. Банк постоянно осуществляет классификацию активов по степени их надежности, определяет сомнительные и безнадежные к погашению активы, создает резервы (фонды) для покрытия возможных убытков. Банк должен соблюдать установленные экономические нормативы, запреты и ограничения, обеспечивающие его безопасную и надежную деятельность. Он организует внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и объемам проводимых банковских операций.
Организационная структура банковского надзора в различных государствах строится с учетом национальных особенностей, но при этом учитывается интернациональный характер банковской системы. Система банковского надзора в государстве может включать виды и органы контроля, показанные в таблице 1.1.
В последнее время в результате процессов укрупнения и глобализации в банковской индустрии осуществление надзора стало намного сложнее. Это связано, во-первых, с увеличением рискованных операций банков (особенно в случаях, когда не хватает собственного капитала) и финансового мошенничества. Во-вторых, возникновение крупных конгломератов, обладающих разного рода подразделениями, даже не финансового направления, тоже осложняет надзор.
Таблица 1.1 – Виды и органы банковского надзора
Межгосударственный контроль | Внутригосударственный контроль | ||
государственный контроль | аудит | контроль собственников | |
Международные валютно-финансовые организации | Центральный банк страны | Аудит внешний (аудитор, аудиторская организация) | Собрание акционеров |
Международные аудиторские организации | Специальные органы надзора | Аудит внутренний (служба аудита банка) | Совет (Правление) банка |
Смешанная система | Ревизионная комиссия и другие органы внутрибанковского контроля |
Примечание – Источник: [16, с. 35]
Примером провала надзора над многонациональной банковской деятельностью в современной мировой экономике может служить крах британского «Банк оф Кредит энд Коммерс Интернэйшнл» (Bank of Credit and Commerce International) в 1991 г. Это случилась из-за того, что Банк Англии (Центральный банк страны) имел недостаточно полномочий, чтобы следить за деятельностью этого многонационального банка, оперирующего на разных континентах — от самой Британии до Каймановских островов.
Финансовые кризисы в мире в последние 20 лет поставили перед мировой банковской сферой вопрос о прозрачности деятельности банков, т.е. финансовых трансакций (естественно, не для всех желающих). Это сильно поможет в раскрытии неисполняемых займов. Возросла необходимость также установления определенного уровня оборотного капитала и соотношения его с активами — от недвижимости до сокрытых активов. Немаловажным является и то, чтобы из банковских балансов можно было получить всю необходимую информацию для оценки рисков и разработки стратегии действий для управления рисками. Например, сейчас не все операции международной банковской деятельности отражены в его балансе. Финансирование проектов и купля-продажа деривативов[1] — примеры этого.
Но для достижения данных целей от банков требуется все больше усилий и ресурсов, в том числе и человеческих.
Для обеспечения безопасности и стабильности национальной финансовой системы правительства разных стран применяют всевозможные приемы финансового контроля и надзора, в том числе тщательную проверку банков, требование необходимых резервов, установление обязательного уровня активов и верхнего предела кредитования, обеспечение открытости и др. Конечно, данные меры могут негативно повлиять на эффективность банковской деятельности, но эта цена может быть вполне оправданной, если они приведут к заметному снижению рисков и увеличению стабильности банковской системы.