Теоретические аспекты банковского надзора: сущность, принципы, виды

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 43 с., 2 рис., 1 табл., 16 источников, 3 прил.

банковский надзор, регулирование деятельности коммерческих банков, методы и Система надзора, принципы банковского надзора, Базельским комитетом

Объект исследования –ОАО «АСБ Беларусбанк».

Предмет исследования – методы надзора и регулирования деятельности банков.

Цель работы: – исследование надзора за коммерческими банками в современных условиях.

Исследования и разработки: - изучены методы надзора за коммерческими банками в современных условиях.

Область возможного практического применения: - учебный процесс.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

_________________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……….………………………………………………………………....4
Глава 1 Экономическая сущность банковского надзора и регулирования деятельности коммерческих банков……………………………………6
1.1 Теоретические аспекты банковского надзора: сущность, принципы, виды………………………………..……………………………………..6
1.2 Регулирование деятельности банков……………………………………...16
Глава 2 Анализ основных методов надзора и регулирования деятельности банков в Республике Беларусь…………………………………………23
Глава 3 Ответственность субъектов за несоблюдение установленных нормативов ……………...............................................................................33
Заключение………………………………………………………….....................40
Список использованной литературы.………………………………………......42
Приложения……………………………………………………………...………44

ВВЕДЕНИЕ

Банки по ряду причин более уязвимы, чем какая-ни­будь другая организация или компания. Они подверже­ны большому риску краха из-за жесткой конкуренции в отрасли, а также финансового мошенничества. А развал одного банка в свою очередь способен посеять сомнения среди вкладчиков и других банков, тем самым распро­страняя панику и создавая бегство вкладов, т.е. немед­ленное требование вкладчиками своих денег от банков.

Мало того, в настоящее время происходит глобальная и региональная интеграция в сфере кредитных отноше­ний. Международная интеграция кредитного дела становится той экономической основой, которая позволяет последовательно перестраивать другие отрасли национального хозяйства, включая реальный сектор, в части про­изводства и потребления основных стратегических ресурсов — природных, матери­ального, человеческого, информационного капитала (включая технологические инновации).

Современные банковские кризисы, возникающие то в одном, то в другом реги­оне мировой экономики, все больше проявляют "интеграционный" характер, ста­новятся взаимопроникающими вследствие международного характера кредитных отношений в ключевых областях человеческого жизнеобеспечения, его безопасно­сти и стабильности.

Спектр факторов, определяющих банковский кризис, очень широк — от макроэкономической изменчивости и неадекватной подготовленности к финансовой либера­лизации до искаженных стимулов для некоторых участ­ников банковского дела и слабости законодательной базы и учета [16, с. 16]. Последние 2 фактора стали основными причинами последнего финансового кризиса, зародившегося в США.

Одним из важнейших факторов, в определенной степени способных предотвратить возникновение банковских кризисов, является регулирование Центральным банком банковской деятельности, чем и обусловлена актуальность выбранной темы.

Объектом исследования избран ОАО «АСБ Беларусбанк».

Предметом исследования являются методы надзора и регулирования деятельности банков.

Основной целью данной работы является разработка предложений по совершенствованию надзора за коммерческими банками в современных условиях.

Для достижения цели решались следующие задачи:

- рассмотреть необходимость и сущность надзора за коммерческими банками;

- определить основные методы надзора и регулирования деятельности коммерческих банков;

- изучить формы ответственности субъектов за несоблюдение установленных нормативов.

При написании работы использовались Постановления Национального банка, Банковский кодекс, Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь (www.nbrb.by), устав Национального банка Республики Беларусь, учебная литература и монографии, в которых освещался предмет исследования.

В работе были использованы следующие методы исследования: группировок, сравнительный, табличный.

Глава 1 Экономическая сущность банковского надзора и регулирования деятельности коммерческих банков

Теоретические аспекты банковского надзора: сущность, принципы, виды

Банковский надзор – это система, процедуры наблюде­ния и регулирования банковской деятельности с целью повы­шения эффективности и безопасности функционирования банковской системы. Похожее определение можно предоставляет Г.И. Кравцова: банковский надзор – это система наблюдения и регулирования банковской деятельности с целью эффективного и безопасного ее ведения [8, с. 412]. Схожее определение можно видеть и Костериной Т.М., причем определение она дополняет тем, что главной целью надзорной деятельности является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов [6, с.33]. Другими, целями надзора за коммерческими банками яв­ляются:

- защита вкладчиков от плохого управления банком и мо­шенничества;

- защита клиентов от системного риска (при банкротстве одного банка могут потерпеть банкротство несколько банков и тем самым будет подорвано доверие ко всей системе);

- обеспечение доверия вкладчиков и кредиторов к банков­ской системе;

- обеспечение доверия к тем банкам, которые выступают в качестве заемщиков и кредиторов на международном банков­ском рынке;

- минимизация искажения конъюнктуры и нарушения порядка оказания банковских услуг, и установления цен на эти услуги;

- формирование эффективной и конкурентоспособной бан­ковской системы, отвечающей потребностям общества;

- разрешение проблемных ситуаций в банке, поддержание его надежности;

- защита экономики от отрицательных явлений в банков­ской системе.

Надзор за банками не гарантирует, что банк не разорит­ся. Однако органы надзора могут владеть инструментами и методами для разрешения создающихся в банках сложных ситуаций.

Надзор построен на принципе мер предосторожности для снижения возможного риска при инвестировании коммер­ческими банками средств в банковские и внебанковские структуры.

Система надзора включает сложное сплетение финансо­вых, юридических, экономических и административных норм и связей. Наиболее важными из них являются следующие:

- кодифицированный свод законов, касающихся экономи­ческих субъектов и собственности, включая банковское зако­нодательство;

- стандарты учета и отчетности;

- система надзорных органов, их функций, полномочий;

- практика надзора, ее последовательность;

- система коррективных мер и экономических санкций;

- банковская отчетность. Степень открытости данных для общественности возрастает, поскольку финансовые рынки по­требовали более детальной информации. Раскрытие информа­ции финансового характера имеющимся и потенциальным ин­весторам, кредиторам и клиентам является средством успеш­ного функционирования банков;

- тесное сотрудничество между надзорными инстанция­ми;

- использование международных правил, принципов бан­ковского надзора.

Принципы банковского надзора - главные положения, правила, которые должны соблюдаться при регулировании банковской деятельности. Эти принципы определены самой сущностью, особым статусом, ролью кредитных учреждений (банков).

Основные принципы банковского надзора разработаны Базельским комитетом по банковскому регулированию (1997 г.).

Они подлежат внедрению в систему надзора и распростра­няются на:

- предварительную разработку условий для эффективного банковского надзора (принцип 1);

- лицензирование и структуру собственности (принципы 2-5);

- регулирование и требования к банковской системе (прин­ципы 6-15);

- методы банковского надзора (принципы 16-20);

- требования к информации (принцип 21);

- официальные полномочия органов надзора (принцип 22);

- международные банковские операции (принципы 23-25).

Принципы являются минимальными требованиями, кото­рые можно применять в рамках национальных юридических систем. Их необходимо дополнить другими мерами, предназ­наченными для определенных условий и рисков, присущих кре­дитным системам отдельных стран.

Ниже приводятся указанные принципы.

Принцип 1. В эффективной системе банковского надзора четко определены обязанности и задачи каждого органа, зани­мающегося надзором за деятельностью банков. Такой орган дол­жен обладать оперативной самостоятельностью и независимос­тью и соответствующей материальной базой. Необходимы соот­ветствующая юридическая структура банковского надзора, по­ложения о выдаче разрешений на банковскую деятельность и о постоянном надзоре, механизм достижения соответствия дея­тельности требованиям законодательства, а также обеспечения надежности и безопасности банковского дела. В системе нала­живается порядок обмена информацией между надзорными орга­нами и защиты конфиденциальности такой информации.

Принцип 2. Определяется круг деятельности кредитных организаций, на которую выдаются лицензии и которая под­вергается надзору, а использование в названии организации слова "банк" максимально контролируется.

Принцип 3. Лицензирующий орган имеет право устанав­ливать критерии и давать отказы на создание кредитных ор­ганов, если они не соответствуют установленным стандартам. Процесс лицензирования должен включать как минимум оцен­ку структуры собственности банка, анализ данных о руково­дителях, показателей оперативного плана и результатов внут­реннего контроля, а также предполагаемого финансового по­ложения, размера основного капитала. В случаях, если пред­полагаемым владельцем банка является иностранный банк, то необходимо получить согласие органа надзора его местона­хождения.

Принцип 4. Органы банковского надзора должны обладать полномочиями проверки и отклонения предложений на пере­дачу существенной доли в собственности или контроля в дей­ствующих банках третьим лицам (другим сторонам).

Принцип 5. Органы банковского надзора имеют право про­верять инвестиционную деятельность банка и определять, не подвергаются ли корпоративные структуры (филиалы) банка необоснованному риску и нет ли помех для осуществления эф­фективного надзора за его деятельностью.

Принцип 6. Органы банковского надзора устанавливают набор требований в отношении минимальной величины капи­тала банка (в том числе и с иностранным участием) в соответ­ствии с уровнем рисков, которые принимает на себя банк, а также определяют конкретные составляющие капитала, имея в виду его способность покрывать убытки.

Принцип 7. Существенной частью осуществления надзора является возможность независимой оценки политики банка, деятельности и процедуры предоставления кредитов, инвести­рования средств, а также текущего управления кредитным и инвестиционным портфелями.

Принцип 8. Органы банковского надзора при надзоре дол­жны убедиться в том, что в банке создана система и процедура оценки качества активов и целесообразности кредитования и обеспечения резервов на случай потерь по ссудам.

Принцип 9. Органы банковского надзора проверяют, на­сколько в банках налажены системы информирования руко­водства о концентрациях в кредитных портфелях. Органы надзора устанавливают разумные пределы допустимой концентрации кредитов у одного заемщика или группы взаимосвязанных заемщиков с целью ограничения подверженности банка риску как кредитора.

Принцип 10. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в связи с выдачей кредитов органы банковского надзора устанавливают требования предоставления кредитов связанным с банком сторонам (лицам) на общих условиях, а также обеспечивают эффективное наблюдение за подобными ссудами, позволяющее минимизировать соответствующие риски.

Принцип 11. Органы банковского надзора устанавливают наличие у банка методов выявления, управления и контроля за рисками, связанных с переводом средств в другие государства при осуществлении международного кредитова­ния и инвестиционной деятельности, создания резервов на случай риска.

Принцип 12. Органы банковского надзора определяют, точ­но ли измеряют банки рыночные риски (колебания цен, коти­ровок) и адекватно ли контролируют их. При необходимости органы надзора должны иметь полномочия устанавливать для таких рисков определенные лимиты или определенное обеспе­чение капиталом.

Принцип 13. Органы банковского надзора должны иметь возможность проверять наличие у банка политики управления рисками всеми органами управления банка, их контроля и со­здания резервов на покрытие таких рисков. Стандарты управ­ления рисками являются обязательным элементом банковско­го надзора.

Принцип 14. Органы банковского надзора изучают в банке систему внутреннего контроля, соответствие его характеру и спектру банковской деятельности, наличие независимого внут­реннего или внешнего аудита для проверки адекватности кон­троля и соответствия деятельности банка требованиям законо­дательства.

Принцип 15. Органы банковского надзора должны найти подтверждение того, что банк работает с проверенными клиен­тами и не позволяет намеренно или ненамеренно его использо­вать криминальными элементами.

Принцип 16. Система эффективного банковского надзора базируется на надзоре, осуществляемом на месте и извне (вне­шний аудит).

Принцип 17. Органы банковского надзора имеют постоян­ные контакты с руководством банка и четко должны понимать все операции кредитного учреждения.

Принцип 18. Органы банковского надзора используют сред­ства сбора, изучения и анализа отчетов и статистических све­дений из банков как на индивидуальной, так и на консолиди­рованной основе.

Принцип 19. Органы банковского надзора дают независи­мую оценку информации, используемой для контроля, как при проверках на местах, так и предоставляемой внешними ауди­торами.

Принцип 20. Существенным элементом банковского над­зора является наличие у органов надзора возможности осуще­ствлять надзор за организацией банковской деятельности на консолидированной основе, т.е. в отношении банка в целом, включая все его подразделения.

Принцип 21. Органы банковского надзора проверяют, ве­дется ли в банке бухгалтерский учет в соответствии с приняты­ми процедурами и методикой, позволяющими органу надзора получать достоверную информацию о финансовом состоянии банка и прибыльности его деятельности, а также контролиро­вать регулярность публикации банком своей финансовой от­четности, адекватно отражающей его финансовое положение.

Принцип 22. Органы банковского надзора имеют в своем распоряжении адекватные меры воздействия, применяемые в случае несоответствия деятельности банков пруденциальным нормам (таким, как требования предельных значений отноше­ний обязательств к капиталу), а также при нарушениях банка­ми требований законодательства или создании угрозы интере­сам вкладчиков.

Принцип 23. Органы банковского надзора должны участво­вать в мировом консолидированном надзоре, правильно приме­няя разумные нормы ко всем аспектам деятельности банков­ских организаций по всему миру, в первую очередь это касает­ся иностранных отделений и филиалов.

Принцип 24. Ключевыми компонентами глобального над­зора являются установление контактов и обмен информацией с другими органами надзора, прежде всего с органами надзора той страны, в которой банк ведет свою деятельность.

Принцип 25. Органы банковского надзора должны требо­вать от иностранных банков, чтобы местные операции выпол­нялись на таком же высоком уровне, как это осуществляют национальные банки, и должны иметь право на получение све­дений, необходимых им для надзора за деятельностью банка в целом, включая зарубежные подразделения.

Базельские принципы являются базовым документом для органов банковского надзора и других государственных орга­нов во всех странах мира. Следует принимать во внимание на­циональные особенности, что может проявиться в особых спо­собах внедрения настоящих принципов. Каждая страна сама решает, в какой степени необходимы дополнения к данным принципам с учетом особенностей национального рынка. Бан­ковский надзор является динамичным и должен реагировать на изменения на рынке. Следовательно, условия и методы бан­ковского регулирования периодически пересматриваются в свете новых тенденций и преобразований.

Банковский надзор в Республике Беларусь строится на основных принципах эффективного банковского надзора, раз­работанных Базельским комитетом по банковскому регули­рованию. Основные направления банковского надзора в рес­публике предусматривают использование названных прин­ципов.

Национальный банк регламентирует порядок осуществле­ния банковских операций. Он имеет право издавать правила, инструкции, положения, другие нормативные документы, обя­зательные для исполнения всеми банками на территории рес­публики, а также республиканскими и местными органами уп­равления, юридическими и физическими лицами, действую­щими на территории республики. Национальный банк вправе издавать нормативные правовые акты совместно с Правительством или по его поручению с республиканскими органами го­сударственного управления. Нормативные акты Национально­го банка подлежат включению в Национальный реестр право­вых актов Республики Беларусь на основе заключения (экс­пертизы) Министерства юстиции Республики Беларусь.

Республика Беларусь признает приоритет принципов меж­дународного права и обеспечивает соответствие им банковско­го законодательства. Нормы банковского законодательства, со­держащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются составной частью действующего банковского законо­дательства. Субъекты банковской деятельности при осуществ­лении банковских операций с нерезидентами республики ис­пользуют международные унифицированные правила и обы­чаи, нормативные акты международных организаций, между­народные банковские стандарты и другие международные пра­вовые акты, если это не противоречит законодательству Рес­публики Беларусь.

Важнейшей предпосылкой эффективного надзора являет­ся соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету. Они представляют собой правила, которым должны сле­довать при подготовке своих балансовых отчетов коммерчес­кие банки и предприятия. Балансы, декларации о доходах и т.д. играют важную роль для кредиторов, инвесторов и ком­мерческих партнеров. Они содержат информацию о предприя­тии. Банкам необходима достоверная отчетность заемщиков для кредитного анализа. Стандарт отчетности должен быть единым с тем, чтобы банк мог сравнить преимущества одного заемщика перед другим. Для органов банковского надзора стан­дартная банковская отчетность необходима не только для фи­нансовой оценки деятельности отдельных банковских клиен­тов, но и для проведения сравнений различных банков, вклю­чая зарубежные.

Бухгалтерс­кий учет в банках обеспечивает подробный и полный учет всех банковских операций, а также своевременное пред­ставление детальной, правдивой и содержательной информа­ции руководству банков, акционерам, партнерам, Националь­ному банку, налоговым, статистическим и другим органам.

Для надзора за коммерческими банками создаются также соответствующая организационная структура и условия. В ча­стности, для компенсации финансовых потерь, возникающих в результате его деятельности, банк обязан создавать резервы (фонды), размеры, порядок формирования и использования ко­торых устанавливаются Национальным банком Республики Бе­ларусь. Банк постоянно осуществляет классификацию активов по степени их надежности, определяет сомнительные и безна­дежные к погашению активы, создает резервы (фонды) для по­крытия возможных убытков. Банк должен соблюдать установ­ленные экономические нормативы, запреты и ограничения, обес­печивающие его безопасную и надежную деятельность. Он орга­низует внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уро­вень надежности, соответствующий характеру и объемам про­водимых банковских операций.

Организационная структура банковского надзора в различ­ных государствах строится с учетом национальных особеннос­тей, но при этом учитывается интернациональный характер банковской системы. Система банковского надзора в государ­стве может включать виды и органы контроля, показанные в таблице 1.1.

В последнее время в результате процессов укрупнения и глоба­лизации в банковской индустрии осуществление надзо­ра стало намного сложнее. Это связано, во-первых, с уве­личением рискованных операций банков (особенно в случаях, когда не хватает собственного капитала) и фи­нансового мошенничества. Во-вторых, возникновение крупных конгломератов, обладающих разного рода под­разделениями, даже не финансового направления, тоже осложняет надзор.

Таблица 1.1 – Виды и органы банковского надзора

Межгосудар­ственный конт­роль   Внутригосударственный контроль
государствен­ный контроль аудит контроль соб­ственников
Международ­ные валютно-финансовые организации Центральный банк страны Аудит внешний (аудитор, ауди­торская органи­зация) Собрание акци­онеров
Международные аудиторские организации Специальные органы надзора Аудит внутрен­ний (служба ау­дита банка) Совет (Правле­ние) банка
  Смешанная си­стема   Ревизионная комиссия и другие органы внутрибанков­ского контроля

Примечание – Источник: [16, с. 35]

Примером провала надзора над многонациональной банковской деятельностью в современной мировой эко­номике может служить крах британского «Банк оф Кре­дит энд Коммерс Интернэйшнл» (Bank of Credit and Commerce International) в 1991 г. Это случилась из-за того, что Банк Англии (Центральный банк страны) имел недостаточно полномочий, чтобы следить за деятельнос­тью этого многонационального банка, оперирующего на разных континентах — от самой Британии до Каймановских островов.

Финансовые кризисы в мире в последние 20 лет по­ставили перед мировой банковской сферой вопрос о про­зрачности деятельности банков, т.е. финансовых транс­акций (естественно, не для всех желающих). Это сильно поможет в раскрытии неисполняемых зай­мов. Возросла необходимость также установления опре­деленного уровня оборотного капитала и соотношения его с активами — от недвижимости до сокрытых активов. Немаловажным является и то, чтобы из банковских ба­лансов можно было получить всю необходимую инфор­мацию для оценки рисков и разработки стратегии дейст­вий для управления рисками. Например, сейчас не все операции международной банковской деятельности отражены в его балансе. Финансирование проектов и купля-продажа деривативов[1] — примеры этого.

Но для достижения данных целей от банков требуется все больше усилий и ресурсов, в том числе и человечес­ких.

Для обеспечения безопасности и стабильности национальной финансовой системы правительства раз­ных стран применяют всевозможные приемы финансо­вого контроля и надзора, в том числе тщательную про­верку банков, требование необходимых резервов, уста­новление обязательного уровня активов и верхнего пре­дела кредитования, обеспечение открытости и др. Конечно, данные меры могут негативно повлиять на эф­фективность банковской деятельности, но эта цена может быть вполне оправданной, если они приведут к заметному снижению рисков и увеличению стабильнос­ти банковской системы.

Наши рекомендации