Организационно-методические указания. Программа преддипломной практики Направление подготовки Профиль 38.03.02
Программа преддипломной практики
Направление подготовки Профиль | 38.03.02 «Менеджмент» «Управление человеческими ресурсами» |
Квалификация выпускника | бакалавр |
Форма обучения | все формы обучения |
Чебоксары
Белова Н.П., Блинова Н.С. Программа преддипломной практики. – Ч.: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российский университет кооперации, 2015. – 30 с.
Программа преддипломной практики по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» составлена Беловой Н.П. и Блиновой Н.С. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2010 № 544, и учебными планами, утвержденными Ученым советом Российского университета кооперации от 26.06.2014 г., протокол № 7.
Программа:
согласована с кафедрой
___ ______________ 2015 г.
Заведующий кафедрой
обсуждена и рекомендована к утверждению решением кафедры от «___» ___________ 2015 г., протокол №____
Заведующий кафедрой
одобрена Учебно-методическим советом университета
___ ______________ 2015 г., протокол №…
Председатель
Начальник учебного отдела Е.А. Ширманова
Директор библиотеки Н.Г. Михайлова
© АНОО ВО ЦС РФ
Чебоксарский кооперативный институт (филиал) «Российский университет кооперации», 2015
©Белова, Блинова 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи практики ............................................................................ | |
2. Содержание и организация практики...................................................... | |
3. Организационно-методические указания ............................................. | |
4. Программа и содержание практики ........................................................... | |
5. Требования к оформлению отчета ......................................................... | |
6. Форма итогового контроля .................................................................... | |
7. Критерии оценки итогов прохождения практики .............................. | |
8. Материально-техническое обеспечение практики | |
9. Рекомендуемая литература ................................................................... | |
Приложения.................................................................................................... | |
Введение
Цель и задачи практики
Преддипломная практика является важнейшей частью учебного процесса по подготовке бакалавров в области менеджмента и предусматривает ознакомление и детальное изучение обучающимися объектов и видов будущей профессиональной деятельности.
Цель практикисостоит в закреплении, расширении, углублении и систематизации знаний, полученных при изучении дисциплин гуманитарного, социального, экономического и профессионального циклов на основе изучения деятельности предприятия. Преддипломная практика студентов предусматривает закрепление и практическое применение полученных ими знаний по вопросам менеджмента организации, развития навыков самостоятельной работы в современных условиях.
Задачи практики:
- изучение социально-экономических показателей деятельности предприятия;
- познакомиться со структурой организации;
- понять особенности взаимодействия ее структурных подразделений;
- определить основные принципы и методы работы с персоналом;
- определить место, роль, основные функции службы персонала и ее руководителя в организации;
- изучение процесса управления человеческими ресурсами.
- изучения специфики деятельности на малых предприятиях;
Во время преддипломной практики студент самостоятельно осуществляет подбор необходимой информации для выполнения научно-исследовательских работ.
Содержание и организация практики
В программе подготовки бакалавра по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» важнейшее место отводится различного вида практикам, поскольку именно этот вид учебной деятельности студентов предоставляет возможности для формирования и оценивания профессиональных компетенций.
Преддипломная практика направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» профиля «Управление человеческими ресурсами» является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
В процессе практики обучающиеся закрепляют теоретические знания, полученные во время обучения, приобретают в ходе практического обучения необходимые знания, умения и навыки, формируя тем самым общекультурные и профессиональные компетенции:
общекультурные компетенции:
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
- способностью анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК-13);
- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
профессиональные компетенции:
- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);
- способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49).
В результате прохождения преддипломной практики студент должен:
Знать:
- основные теоретические положения в области управленческих и социальных наук;
- структуру и тенденции развития российской и мировой экономик, многообразие экономических процессов и их связи с другими процессами, происходящими в обществе и на рынке;
- законы развития и функционирования организаций;
- основные и специальные методы анализа информации в сфере профессиональной деятельности – управления организацией;
- принципы, технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений;
- методы организационно-экономического обоснования развития организации.
Уметь:
- реализовывать общие и специальные функции по управлению организацией;
- анализировать актуальные проблемы и процессы в системах управления;
- использовать методы менеджмента в различных видах профессиональной деятельности менеджера по оценке результатов деятельности организации и управления ею, расчета показателей;
- систематизировать и обобщать информацию, подготавливать справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать документы;
- разрабатывать и обосновывать варианты оптимальных управленческих решений.
Владеть:
- навыками развития управленческой культуры менеджера;
- навыками проведения диагностики систем управления в организации;
- навыками оформления управленческой документации;
- навыками профессиональной аргументации;
- навыками кооперации с другими специалистами и осуществления коммуникаций в организации.
Организационно-методические указания
Производственная практика проводится в 8 семестре (для очной формы обучения, по другим формам обучения согласно календарному графику учебного процесса).
Общий бюджет времени, отводимого на преддипломную практику, составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Учебно-методическое руководство учебной практикой бакалавров направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» осуществляется преподавателями кафедры экономики. В их обязанности входит:
· согласование организационных вопросов с руководителем практики от предприятия;
· индивидуальное консультирование по вопросам программы прохождения преддипломной практики;
· осуществление контроля за выполнением студентом программы практики.
После прохождения практики обучающиеся представляют на кафедру отчет о прохождении практики, оформленный в установленном порядке, защищают его руководителю практики.
Руководство практикой на предприятии осуществляют руководители соответствующих служб. В их обязанности входит:
- предоставление материалов предприятия, необходимых для выполнения программы;
- ознакомление с дневником и содержанием отчета по практике, подготовленных студентом, их заверение подписью и печатью;
- подготовка отзыва о прохождении практики на предприятии.
Обязанности студента в период практики:
1. Регулярное посещение практики.
2. Изучение информационно-аналитических материалов в соответствии с программой практики, их обобщение и систематизация, ежедневное изложение для формирования отчета о практике.
3. Неукоснительное выполнение правил внутреннего распорядка института.
4. Выполнение пунктов программы прохождения практики.
4. Программа и содержание практики
1. Внешняя среда деятельности предприятия.
Государственная политика в сфере предпринимательства. Поставщики. Покупатели. Конкуренты. Географическая, экономическая, политическая, правовая, социокультурная, инновационная, институциональная, международная, экологическая среда и др.
2. Внутренняя среда предприятия.
Организационно-правовая форма предприятия. Организационная структура. Система управления. Функции менеджмента
3. Информационное обеспечение управленческих решений по экономике
Сбор и обработка социально-экономической информации. Ведение отчетности на предприятии (бухгалтерской, налоговой, статистической, плановой, оперативной и др.). Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Плановая работа на предприятии. Участие экономической службы в принятии управленческих решений.
4. Анализ ресурсного потенциала предприятия как источник информации для принятия управленческих решений.
Основные фонды предприятия: анализ обеспеченности, оценка эффективности использования (приложения 3-5). Оборотные средства предприятия: анализ обеспеченности, оценка эффективности использования (приложения 6-7). Трудовые ресурсы, занятые на предприятии: анализ обеспеченности, оценка эффективности использования (приложение 8). Оценка ресурсного потенциала (приложение 9).
5. Управление персоналом на предприятии
Оплата и стимулирование труда работников на предприятии. Формы и системы оплаты труда. Анализ показателей по труду и заработной плате.
6. Управление финансовой деятельностью предприятия.
Структура и содержание деятельности финансовых служб; оценка результатов финансовой деятельности на основе бухгалтерской отчетности; расчет и оценка показателей финансового состояния предприятия, источники финансирования, методы управления финансовыми потоками и эффективность финансового управления в целом
Источники формирования доходов. Показатели доходов, их анализ (приложение 10). Состав и структура выручки предприятия (приложения 11-12). Расходы предприятия. Состав и структура расходов (приложение 13-14). Анализ себестоимости продукции (услуг). Финансовые результаты предприятия. Формирование финансовых результатов. Показатели прибыли и рентабельности, их анализ (приложения 15-16). Финансовое состояние предприятия. Оценка активов и пассивов, платежеспособности, деловой активности, финансовой устойчивости предприятия (приложение 17-22).
7. Конкурентоспособность предприятия.
Оценка конкурентоспособности предприятия, его преимуществ и недостатков. Оценка позиций предприятия на рынке (сегменте рынка).
8. Обоснование потребности предприятия в экономических ресурсах (в основных и оборотных средствах, трудовых ресурсах).
9. Экономическое обоснование доходов (выручки) предприятия на плановый период.
10. Экономическое обоснование финансовых результатов предприятия на плановый период.
11. Стратегия развития предприятия.
Проведение SWOT, PEST, ABC и других видов анализа. Разработка стратегических ориентиров и программы развития предприятия.
12. Особенности управления человеческими ресурсами на предприятии
· Организация работы отдела кадров (персонала).
· Источники найма персонала.
· Порядок приема и увольнения работников.
· Обязанности администрации при приеме на работу рабочих и служащих.
· Требования, предъявляемые к профессиональному уровню работников. Организация процесса обучения персонала.
· Основные кадровые показатели: численность, состав и структура персонала по категориям, квалификации, стажу, возрасту.
· Расходы на персонал: расходы на оплату труда, среднемесячная заработная плата; расходы на обучение, переподготовку и др.
· Политика предприятия в области управления занятостью.
Отчёт должен быть составлен аккуратно, с выделением разделов и подразделов, иметь оглавление.
Структура отчёта включает:
• титульный лист (Приложение 1).
• содержание;
• разделы отчёта (в соответствии с программой практики);
• список использованных источников;
• приложения.
•