Вопрос № 3. Понятие государственных расходов, принципы их организации

Государственные расходы обеспечивают финансирование государственной деятельности, функций государства. Они призваны удовлетворить наиболее важные потребности в развитии экономики и социальной сферы, определяющий материальный и культурный уровень жизни народа.

Функционирование государственных расходов - это непрерывный процесс перераспределения денежных фондов и создание новых фондов с целевым назначением. Государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, расходы государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сферы.

Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению, этим обуславливаются различия в источниках, формах и методах финансирования государственных потребностей. Важным критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создание национального дохода. В соответствии с этим расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:

• расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

• расходы в непроизводственной сфере деятельности;

• расходы на создание государственных резервов.

По предметному (целевому) признаку государственные расходы делятся:

• расходы на экономику;

• расходы на социально-культурные мероприятия;

• расходы на науку, оборону, управление.

По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производственных сил и Совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

По отраслевому признаку государственные расходы в сфере материального производства подразделяются: на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки. В непроизводственной сфере - государственные расходы подразделяются на затраты: на образование, науку, здравоохранение, организацию досуга и отдыха, социальное страхование и социальное обеспечение, оборону и управление.

Источниками государственных расходов выступают:

1. чистый доход общества, централизуемый в бюджете;

2. чистый доход государственных предприятий;

3. амортизационные отчисления;

4. средства населения через налоги в бюджет;

5. поступления от займов (внутренних и внешних);

6. долгосрочные кредиты банков.

Государственные расходы осуществляются следующими методами финансирования:

• финансирование, государственных хозрасчетных предприятий, организаций;

• сметно-бюджетное финансирование (учреждений);

• эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в отличие от первых двух является нежелательным и государство не может просто использовать данный метод.

Государственные расходы, организуются на основе принципов: плановости, целевого характера финансирования, безвозвратности, финансирования в меру потребности и выполнения планов, соблюдения режима экономии, оптимальности при сочетании бюджетных и других видов источников.

Государственные расходы используются в различных направлениях.

1. финансирование экономики: затраты на капитальные вложения, ремонт основных фондов, прирост оборотных средств, создание материальных, резерв, операционные расходы, образование социальных фондов и фондов целевого финансирования.

2. финансирование затрат на социально - культурные мероприятия - образование, организацию отдыха и деятельность в сфере культуры, здравоохранения и др.

3. финансирование культуры и искусства включает содержание библиотек, клубов, домов культуры, музеев и выставок, театров, филармоний, а также средств предприятий, общественных организаций.

4. расходы на социальную защиту населения занимают наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях рыночных отношений данная группа расходов становится приоритетным, в результате инфляции и обесценения денег.

5. финансирование научно - технического прогресса.

6. финансирование обороны. Исходными данными для планирования расходов выступают планы боевой подготовки, штаты, материальные и хозяйственные планы, численность личного состава, нормы материального и денежного довольствия и др.

7. расходы на управление.

Бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденной сметой, которая является основным документом, определяющим объем расходов учреждения, целевое направление средств.

Наши рекомендации