Финансовое оздоровление за счет использования внутренних возможностей предприятия
Неэффективное управление компаниями зачастую приводит к их разорению. В данном случае в первую очередь необходимо использование внутрихозяйственные резервовы, при этом основными мерами финансового оздоровления несостоятельных организаций является реконструкция процедур управления. Успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значительной мере избавить организацию от зависимости использования заемного капитала, ускорить ее восстановление с наименьшими издержками.
Для разработки конкретных мер на разных этапах оздоровления можно воспользоваться различными вариантами управленческих действий, наиболее приемлемыми для российских организаций. В условиях кризисной финансовой ситуации восстановление осуществляется поэтапно.
1 этап. Устранение неплатежеспособности — это самая неотложная задача в системе мер финансовой стабилизации организации. В этом случае важно создание условий для нормального производственного процесса и снижение себестоимости продукции. В этом случае угроза банкротства организации в текущем отрезке времени может быть ликвидирована.
2 этап. Восстановление финансовой устойчивости — это одновременное устранение негативных причин или резкое ограничение их влияния на финансовую устойчивость организации, что позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в среднесрочном периоде.
Восстановление финансовой устойчивости организации происходит как продолжение реализации принимаемых мер по сокращению потребления, финансовых ресурсов и увеличению положительного потока прироста собственных финансовых ресурсов. Сокращение потребления финансовых ресурсов связано с применением принципа «сжатие организации»: чем больше будет положительный разрыв между притоком денежных средств и их оттоком, тем быстрее достигается финансовая устойчивость организации.
3 этап. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде— это создание условий для своего самофинансирования, развития производства, устранения старых и
возникающих новых угроз улучшению финансовых результатов деятельности организации.
Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия для самофинансирования экономического роста организации и сокращения привлечения кредитных ресурсов.
Практика проведения финансового оздоровления организаций различных направлений деятельности позволила определить типичные варианты управленческих воздействий на отдельные элементы бизнес-процессов в организации.
1. Повышение эффективности использования основных средств организации:
а) повышение эффективности оборудования:
● определение перечня оборудования, не используемого в текущей производственной деятельности или редко используемого в производственной деятельности;
● определение круга потенциальных покупателей и пользователей излишнего оборудования;
● продажа/сдача в аренду излишнего или мало используемого оборудования;
● обмен оборудованием между предприятиями;
● консервация оборудования для исключения его из налогооблагаемой базы, списание старого, изношенного оборудования в металлолом;
● если предприятие арендует оборудование, следует изучить возможности перезаключения арендного договора с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него;
● рассмотрение возможности альтернативного использования излишнего или мало используемого оборудования для производства других видов продукции или оказания услуг с целью получения новых источников дохода, возможно, в кооперации с другими предприятиями и предпринимателями и др.;
б) повышение эффективности использования административных, производственных и складских помещений:
● определение перечня площадей административного, производственного и складского назначения, мало используемого в текущей хозяйственной деятельности предприятия; сокращение указанных площадей в соответствии с ожидаемым уровнем производства;
● продажа излишков площадей административного, производственного и складского назначения;
● сдача в аренду излишков площадей административного, производственного и складского назначения;
● консервация излишков площадей с целью уменьшения текущих энергетических затрат, по их охране, уборке и т.п.;
● в случае аренды помещения, следует изучить возможности перезаключения арендных договоров с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от его, определить возможности арендовать помещения у другого арендодателя на более выгодных условиях;
● рассмотрение возможности использования свободных помещений для организации новых, более выгодных видов деятельности и производства, возможно, в кооперации с другими предприятиями и организациями;
2. Сокращение капитальных вложений:
● остановка инвестиционных проектов, которые стали менее эффективными (убыточными) в результате изменения внешних рыночных факторов;
● определение возможности передачи объектов незавершенного строительства или привлечения сторонних инвесторов для быстрейшего окончания строительства и ввода объектов в эксплуатацию;
● консервация объектов капитального строительства с целью снижения текущих затрат по их содержанию и др.
3. Рационализация производственных запасов:
● распределение запасов по степени их важности для стабильной деятельности предприятия, уменьшение объема тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования предприятия;
● определение видов и количества излишков материалов (деталей, товаров), не используемых в производстве, или залежавшихся товаров (материалов), готовой продукции и т.д.;
● уменьшение затрат, связанных с хранением материальных ресурсов;
● продажа излишних материальных ресурсов, готовой продукции;
● рассмотрение возможности распродажи залежавшихся запасов, некондиционных товаров и изделий со скидками;
4. Рационализация производства:
● закрытие нерентабельных производств, с высвобождением материальных ресурсов, персонала, оборудования и производственных площадей;
● повышение качества выпускаемой продукции за счет внедрения пооперационного контроля качества;
● увеличение выпуска продукции на рентабельных участках производства за счет концентрации на них материальных и трудовых ресурсов;
● переориентация нерентабельного производства на выпуск более доходной новой продукции, пользующейся спросом на рынке;
● сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж и др.
5. Ускорение оборота денежных средств:
● создание системы стимулов (скидок) для клиентов, приобретающих продукцию предприятия, в целях ускорения оплаты за продукцию (применение предоплаты, досрочная оплата по сравнению с договором, оплата в срок);
● создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим;
● применение системы оплаты менеджеров, отвечающих за сбыт продукции, в зависимости от объема поступления денежных средств от клиентов, с которыми они работают и др.
6. Снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности:
● уменьшение общехозяйственных расходов (затрат на авто транспорт, представительские расходы, на командировки, на охрану и др.);
● внедрение ресурсосберегающих технологий;
● введение жесткого контроля за потреблением энергоресурсов;
● сужение своей производственной сферы за счет уступки части производственного цикла или вспомогательной работы другому производителю;
● сокращение затрат на рекламу продукции за счет пересмотра рекламного бюджета;
● повышение механизации производственного процесса и сокращение ручного труда;
● замена импортных материалов на продукцию отечественного производства;
● внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников;
● уменьшение объемов материальных отходов и рассмотрение возможности их использования для производства сопутствующей продукции.
7. Уменьшение оттока денежных средств:
● разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности организации;
● увеличение сроков платежей менее важным поставщикам;
● поиск поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественную продукцию.
8. Реструктуризация кредиторской задолженности:
● отсрочка (перенесение платежа на более поздний срок) и рассрочка платежей (дробление платежа на несколько более мелких);
● взаимозачет взаимных платежных требований (погашение взаимных обязательств контрагентов);
● определение перечня кредиторов, долги которым следует погасить полностью или частично в первую очередь;
● погашение задолженности кредитором активами должника (посредством передачи кредитору имущества должника, материальных ресурсов, продукции, услуг и т.д.);
● изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов за счет эмиссии акций, облигаций;
9. Реструктуризация дебиторской задолженности:
● взаимозачет взаимных платежных требований;
● оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого (товарного) кредита;
● систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;
● применение скидок в обмен на ускорение платежа;
● передача дебитором в зачет погашения задолженности быстроликвидных ценных бумаг (государственных облигаций, акций известных компаний топливно-энергетического комплекса и т.д.) по взаимному соглашению;
● передача дебитором части своего имущества в погашение задолженности;
● применение системы скидок от стоимости продукции при досрочном, своевременном платеже за отгруженную продукцию и снижение санкций за просрочку платежа;
● продажа долга с дисконтом 10—15% третьей стороне или дебитору дебитора.
10. Реструктуризация банковских кредитов:
● пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного долга, снижение процентной ставки);
● переоформление краткосрочного кредита в долгосрочный;
● заключение договора финансирования под уступку прав требования (договор факторинга)
11. Увеличение объемов продаж:
● проведение маркетинговых исследований и наблюдений;
● определение конкурентных преимуществ своей продукции и возможности извлечения выгоды из них;
● проведение анализа цены и объема реализуемой продукции, снижение цены для
увеличения доли предприятия на рынке.
12. Совершенствование организации маркетинга для увеличения объема продаж:
● поиск видов продукции, на которые существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;
● информирование потребителей о свойствах продукции, ее качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции;
● формирование сбытовой и дилерской сети;
● формирование системы послепродажного обслуживания продукции;
● развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обеспечения качества поставок и снижения затрат.
13. Совершенствование организации управления:
● сокращение числа звеньев и уровней управления;
● централизация или децентрализация функций управления в зависимости от конкретных условий производства;
● разработка новых функциональных положений, уменьшающих дублирование функций;
● создание новых функциональных подразделений, ответственных за финансовое оздоровление предприятия;
● внедрение эффективного информационного обеспечения;
● разработка методов мотивации управленческого персонала в результатах деятельности предприятия;
● внедрение мероприятий по снижению документооборота (уменьшение бюрократизации в аппарате управления);
● улучшение производственной и организационной структуры управления и др.
14. Совершенствование системы бухгалтерского учета:
● проведение переоценки имущества в связи с изменением рыночных условий;
● внедрение информационных программ по обработке бухгалтерских документов.