Тема: Регулирование инновационной деятельности
1. Государственное регулирование инновационной деятельности.
2. Саморегулирование межфирменных отношений в области инноваций.
1. Государственное регулирование инновационной деятельности.
Государственное регулирование играет серьезную роль в стимулировании инновационной активности фирм. Существует несколько причин по которым государство обязано участвовать в инновационных процессах компаний. Это:
· особый характер знаний, генерируемых в ходе инноваций;
· высокая степень неопределенности и риска при реализации инновационных проектов;
· потребность в дополнительные активах:
· экологический и социальный аспект.
Государственное регулирование и участие в инновационной деятельности компаний сводятся к:
· финансированию научных исследований и разработок
· выступлению в роли заказчика и главного потребителя результатов исследований и разработок
· законодательному регулированию, установлению норм и стандартов;
· предоставлению налоговых льгот и льготному кредитованию инновационных проектов;
· выступлению в роли посредника и регулятора взаимоотношении между частыми компаниями, научно-исследовательскими институтами и университетами.
Финансирование исследований
Государство активно участвует в научно-исследовательском процессе путем финансирования и проведения научных исследований. Государство может спонсировать фундаментальные и прикладные исследования. Эти исследования проводятся в государственных лабораториях, университетах, во внутрифирменных центрах, а также специально созданных консорциумах.
Благодаря государственному финансированию возникли не только новые продукты и технологии, но и целые отрасли экономики. Например, Интернет, телекоммуникации, биотехнологии стали результатом активной государственной финансовой поддержки работы многих частных и государственных исследовательских центров и лабораторий.
Государственное финансирование фундаментальных исследований активизирует усилия частных фирм в развитии базы прикладных исследовании. В свою очередь, государственные субсидии в прикладные исследования значительно сокращаю затраты компаний на реализацию инновационных проектов и существенно снижают долю риска. Важным аспектом является и то, что финансирование государством тех или иных исследовании часто связано с параллельным финансированием подготовки кадров в новых областях. При финансировании исследований в университетах создаются специальные государственные фонды по подготовке специалистов по использованию новых знаний. Рассмотренный метод финансирования является прямым методом финансового стимулирования инновационной деятельности частного сектора. Однако государство может использовать и косвенные методы, снизанные с предоставлением различных льгот компаниям.
Финансовые льготы
Косвенное регулирование инновационной активности фирм состоит в создании государством благоприятных условий для проведения прикладных исследований и коммерциализации их результатов. Инструментами косвенного регулирования являются: налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование.
Налоговые льготы являются наиболее привлекательной для компаний мерой стимулирования инноваций, так как сохраняются полная автономность и самостоятельность компаний в выборе направлений исследований и путей их реализации.. Государство может предоставлять налоговые льготы путем вычитания части суммы затрат на исследования и разработки из общей суммы налогооблагаемого дохода. К прочим налоговым льготам можно отнести: полное освобождение на определенный период от уплаты налогов на прибыль, полученную в результате реализации крупных инновационных проектов; льготное налогообложение прибыли от инновационных проектов, связанных с использованием приобретенных лицензий и ноу-хау; снижение налогов на дивиденды по акциям венчурных фирм; налоговые льготы, связанные с отчислениями компаний в венчурные фонды, финансированием исследовательских программ университетов, передачей активов для осуществления НИОКР государственными и частными лабораториями.
Ускоренная амортизация также является косвенным методом государственного финансового стимулирования инновационной деятельности компаний. Обычная практика состоит в вычитании издержек на амортизацию изношенного и устаревшего оборудования из налогооблагаемой прибыли. Предоставляя фирме, инвестирующей в новые технологии и продукты, право на ускоренную амортизацию, государство значительно завышает нормы амортизационных отчислений и соответственно снижает размеры налогооблагаемой прибыли. В различных странах в законодательстве специально оговорены нормы и сроки списания амортизационных расходов для компаний, внедряющих новые технологии, вводящих в эксплуатацию новое оборудование, разрабатывающих новую продукцию.
Законодательное регулирование
1.Компания, инвестирующая в инновации, должна быть уверена в возможности получения сверхприбыли от их коммерциализации. Для того чтобы обеспечить данное условие, государство устанавливает нормы патентного и лицензионного права. Защита прав интеллектуальной собственности является гарантией от несанкционированного копирования результатов инновационной деятельности, устанавливая на них эксклюзивные права фирмы-новатора на определенный срок.
Эффективность патентного регулирования варьируется в зависимости от отрасли, в которой функционирует новатор. Как правило, сложные товары, имеющие множество компонентов, реже становятся объектом имитации. Например, производители лекарственных препаратов обладают более «защищенными» патентами, чем производители полупроводников. Тем не менее изучение патентов па новые лекарства позволяет имитаторам резко сузить круг поиска химических компонентов, необходимых для выпуска идентичных препаратов.
2.Установление импортных пошлин ведет к завышению цен на импортную продукцию, что дает возможность национальным компаниям (при условии конкурентоспособности их продукции) также повышать уровень цен. Это, в свою очередь, приводит к увеличению прибылей и возможности финансировать инновационную деятельность. Государство с целью протекционизма может вводить импортные, квоты — предельный объем импорта определенного товара. Квота определяется таким образом, чтобы объем продукции на внутреннем рынке не приводил к необходимости снижения цен на продукцию национальных производителей.
3. На уровень инновационной активности фирм оказывает влияние еще один фактор — характер государственного регулирования финансовых рынков.
4. Законодательство в области экологии и безопасности прямо отражается на инновационной деятельности компаний. Тенденция возрастания роли экологической составляющей качества продукции является стимулом и источником новых идей в инновационном менеджменте.
2. Саморегулирование межфирменных отношений в области инноваций.
В условиях глобализации стратегия межфирменного сотрудничества становится важной составляющей стратегии роста и повышения конкурентоспособности компаний. Особое место в межфирменном сотрудничестве занимает научно-техническая кооперация имеющая ряд преимуществ:
Во-первых, она позволяет быстро получать доступ к комплексу фундаментальных и прикладных научно-технических знаний, необходимых для производства новых товаров, вместо того чтобы постепенно накапливать необходимые знания.
Во-вторых, эта кооперация означает и объединение финансовых усилии для эффективной реализации инноваций.
В-третьих, совместное осуществление инновационных проектов является формой ограничения конкуренции, что приводит к максимизации прибылей на стадии коммерциализации проектов.
Научно-техническая кооперация может осуществляться на основе:
· взаимного лицензирования;
· обмена технологиями;
· соглашения о партнерстве.
Соглашения о партнерстве получили распространение относительно недавно. Их целью является непосредственная совместна исследовательская и производственная деятельность нескольких промышленных компаний, которая осуществляется через создание альянсов.
Стратегические альянсы между двумя фирмами порождают выгоды, которые в области НИОКР связаны с устранением расходов на соперничество. Благодаря стратегическим альянсам фирма может:
· получить большую экономию на масштабах;
· избежать дублирования расходов на НИОКР;
· получить доступ к новым знаниям;
· повысить эффективность научно-исследовательской деятельности;
· снизить риски, изменить условия конкуренции в отрасли, использовать знания партнеров.
Можно выделить три типа новых партнерских связей:
· сервисные союзы (консорциумы):
· союзы, создаваемые с целью доступа к ресурсам или преимуществам партнера и выражающиеся в создании совместных предприятий;
· союзы заинтересованных групп (поставщики, потребители).
Сервисные союзы представляют собой группу организаций (часто одной отрасли), имеющих общие потребности и создающих новую, контролируемую ими организацию (консорциум), призванную удовлетворить эти потребности (например, в НИОКР) с помощью частичного объединения ресурсов.
Организация консорциумов наиболее привлекательна в тех случаях, когда создание новой технологии или продукции является особенно важной и дорогостоящей задачей. Консорциумы являются более «тесными» объединениями, чем простые (отраслевые) ассоциации, но предполагают менее развитые связи и кооперацию между участниками но сравнению с другими типами союзов.
Совместные предприятия представляют собой второй тип кооперационных союзов. Их отличает стремление воспользоваться преимуществами партнера для достижения собственных целей. Эти преимущества состоят либо в обладании каким-либо ресурсом или технологий, либо в доступе на новый рынок.
Союзы заинтересованных групп возникают на почве предшествующих взаимосвязей между участниками хозяйственной деятельности, от которых в решающей степени зависят ее результаты (группами поставщиков, потребителей или занятых), и представляют собой «взаимодополняющие коалиции». Такие союзы обладают наибольшим «потенциалом выгодности» для своих у частников/ компании, устанавливая тесные долгосрочные отношения со своими поставщиками, рассматривают их в качестве «партнеров». В основе этой политики лежат задачи снижения затрат и улучшения качества продукции, необходимые как главный рычаг повышения конкурентоспособности.
Во всех перечисленных формах научно-технической кооперации в качестве субъектов выступают две или более частные компании. Однако значительная доля научно-исследовательских работ и коммерциализированных инновационных проектов приходится на венчурные объединения в виде технополисов.
Технополисы представляют собой научно-техническую кооперацию между крупными компаниями — технологическими лидерами, мелкими венчурными фирмами, государственными и частными лабораториями и университетами. Данная форма является наиболее перспективной, так как в ней представлены важнейшие генераторы инноваций.