Тема: Регулирование инновационной деятельности

1. Государственное регулирование инновационной деятельности.

2. Саморегулирование межфирменных отношений в области инноваций.

1. Государственное регулирование инновационной деятельности.

Государственное регулирование играет серьезную роль в стимулировании инновационной активности фирм. Существует несколько причин по которым государство обязано участвовать в инновационных процессах компаний. Это:

· особый характер знаний, генерируемых в ходе инноваций;

· высокая степень неопределенности и риска при реализации инно­вационных проектов;

· потребность в дополнительные активах:

· экологический и социальный аспект.

Государственное регулирование и участие в инновационной деятельности компаний сводятся к:

· финансированию научных исследований и разработок

· выступлению в роли заказчика и главного потребителя результа­тов исследований и разработок

· законодательному регулированию, установлению норм и стандартов;

· предоставлению налоговых льгот и льготному кредитованию инновационных проектов;

· выступлению в роли посредника и регулятора взаимоотношении между частыми компаниями, научно-исследовательскими институтами и университетами.

Финансирование исследований

Государство активно участвует в научно-исследовательском про­цессе путем финансирования и проведения научных исследований. Государство может спонсировать фундаментальные и прикладные исследования. Эти исследования проводятся в государственных лабораториях, универси­тетах, во внутрифирменных центрах, а также специально создан­ных консорциумах.

Благодаря государственному финансированию возникли не только новые продукты и технологии, но и целые отрасли экономики. Например, Интернет, телекоммуникации, биотехнологии стали результатом активной государственной финансовой поддержки работы многих частных и государственных исследовательских центров и лабораторий.

Государственное финансирование фундаментальных исследований активизирует усилия частных фирм в развитии базы прикладных ис­следовании. В свою очередь, государственные субсидии в прикладные исследования значительно сокращаю затраты компаний на реализацию инновационных проектов и существенно снижают долю риска. Важ­ным аспектом является и то, что финансирование государством тех или иных исследовании часто связано с параллельным финансирова­нием подготовки кадров в новых областях. При финансировании ис­следований в университетах создаются специальные государственные фонды по подготовке специалистов по использованию новых знаний. Рассмотренный метод финансирования является пря­мым методом финансового стимулирования инновационной дея­тельности частного сектора. Однако государство может использовать и косвенные методы, снизанные с предоставлением различных льгот компаниям.

Финансовые льготы

Косвенное регулирование инновационной активности фирм состо­ит в создании государством благоприятных условий для проведения прикладных исследований и коммерциализации их результатов. Ин­струментами косвенного регулирования являются: налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование.

Налоговые льготы являются наиболее привлекательной для компа­ний мерой стимулирования инноваций, так как сохраняются полная автономность и самостоятельность компаний в выборе направлений исследований и путей их реализации.. Государство может предоставлять налоговые льготы путем вычитания части сум­мы затрат на исследования и разработки из общей суммы налогооблагаемого дохода. К прочим налоговым льготам можно отнести: полное освобождение на определенный период от уплаты нало­гов на прибыль, полученную в результате реализации крупных инновационных проектов; льготное налогообложение прибыли от инновационных проектов, связанных с использованием приобретенных лицензий и ноу-хау; снижение налогов на дивиденды по акциям венчурных фирм; налоговые льготы, связанные с отчислениями компаний в вен­чурные фонды, финансированием исследовательских программ университетов, передачей активов для осуществления НИОКР государственными и частными лабораториями.

Ускоренная амортизация также является косвенным методом госу­дарственного финансового стимулирования инновационной деятель­ности компаний. Обычная практика состоит в вычитании издержек на амортизацию изношенного и устаревшего оборудования из налогооб­лагаемой прибыли. Предоставляя фирме, инвестирующей в новые тех­нологии и продукты, право на ускоренную амортизацию, государство значительно завышает нормы амортизационных отчислений и соот­ветственно снижает размеры налогооблагаемой прибыли. В различ­ных странах в законодательстве специально оговорены нормы и сроки списания амортизационных расходов для компаний, внедряющих но­вые технологии, вводящих в эксплуатацию новое оборудование, раз­рабатывающих новую продукцию.

Законодательное регулирование

1.Компания, инвестирующая в инновации, должна быть уверена в воз­можности получения сверхприбыли от их коммерциализации. Для того чтобы обеспечить данное условие, государство устанавливает нормы патентного и ли­цензионного права. Защита прав интеллектуальной собственности является гарантией от несанкционированного копирования результа­тов инновационной деятельности, устанавливая на них эксклюзивные права фирмы-новатора на определенный срок.

Эффективность патентного регулирования варьируется в зависи­мости от отрасли, в которой функционирует новатор. Как правило, сложные товары, имеющие множество компонентов, реже становятся объектом имитации. Например, производители лекарственных препа­ратов обладают более «защищенными» патентами, чем производители полупроводников. Тем не менее изучение патентов па новые ле­карства позволяет имитаторам резко сузить круг поиска химических компонентов, необходимых для выпуска идентичных препаратов.

2.Установление импортных пошлин ведет к завышению цен на импорт­ную продукцию, что дает возможность национальным компаниям (при условии конкурентоспособности их продукции) также повышать уро­вень цен. Это, в свою очередь, приводит к увеличению прибылей и воз­можности финансировать инновационную деятельность. Государство с целью протекционизма может вводить импортные, квоты — пре­дельный объем импорта определенного товара. Квота определяется таким образом, чтобы объем продукции на внутреннем рынке не при­водил к необходимости снижения цен на продукцию национальных производителей.

3. На уровень инновационной активности фирм оказывает влияние еще один фактор — характер государственного регулирования финан­совых рынков.

4. Законодательство в области экологии и безопасности прямо от­ражается на инновационной деятельности компаний. Тенденция воз­растания роли экологической составляющей качества продукции является стимулом и источником новых идей в инновационном ме­неджменте.

2. Саморегулирование межфирменных отношений в области инноваций.

В условиях глобализации стратегия межфирменного сотрудничества становится важной составляющей стратегии роста и повышения конкурентоспособности компаний. Особое место в межфирменном сотрудничестве занимает научно-техническая кооперация имеющая ряд преимуществ:

Во-первых, она позволяет быстро получать доступ к комп­лексу фундаментальных и прикладных научно-технических знаний, необходимых для производства новых товаров, вместо того чтобы по­степенно накапливать необходимые знания.

Во-вторых, эта коопера­ция означает и объединение финансовых усилии для эффективной реализации инноваций.

В-третьих, совместное осуществление инно­вационных проектов является формой ограничения конкуренции, что приводит к максимизации прибылей на стадии коммерциализации проектов.

Научно-техническая кооперация может осуществляться на основе:

· взаимного лицензирования;

· обмена технологиями;

· соглашения о партнерстве.

Соглашения о партнерстве получили распространение относительно недавно. Их целью является непосредственная совместна исследовательская и производственная деятельность нескольких промышленных компаний, которая осуществляется через создание альянсов.

Стратегические альянсы между двумя фирмами порождают выгоды, которые в области НИОКР связаны с устранением расходов на соперничество. Благодаря стратегическим альянсам фирма может:

· получить большую экономию на масштабах;

· избежать дублирования расходов на НИОКР;

· получить доступ к новым знаниям;

· повысить эффективность научно-исследовательской деятельности;

· снизить риски, изменить условия конкуренции в отрасли, исполь­зовать знания партнеров.

Можно выделить три типа новых партнерских связей:

· сервисные союзы (консорциумы):

· союзы, создаваемые с целью доступа к ресурсам или преимуще­ствам партнера и выражающиеся в создании совместных пред­приятий;

· союзы заинтересованных групп (поставщики, потребители).

Сервисные союзы представляют собой группу организаций (часто одной отрасли), имеющих общие потребности и создающих новую, контролируемую ими организацию (консорциум), призванную удов­летворить эти потребности (например, в НИОКР) с помощью частич­ного объединения ресурсов.

Организация консорциумов наиболее привлекательна в тех случа­ях, когда создание новой технологии или продукции является особен­но важной и дорогостоящей задачей. Консорциумы являются более «тесными» объединениями, чем простые (отраслевые) ассоциации, но предполагают менее развитые связи и кооперацию между участни­ками но сравнению с другими типами союзов.

Совместные предприятия представляют собой второй тип коопе­рационных союзов. Их отличает стремление воспользоваться пре­имуществами партнера для достижения собственных целей. Эти преимущества состоят либо в обладании каким-либо ресурсом или технологий, либо в доступе на новый рынок.

Союзы заинтересованных групп возникают на почве предшеству­ющих взаимосвязей между участниками хозяйственной деятельности, от которых в решающей степени зависят ее результаты (группами по­ставщиков, потребителей или занятых), и представляют собой «взаи­модополняющие коалиции». Такие союзы обладают наибольшим «по­тенциалом выгодности» для своих у частников/ компании, устанавливая тесные долгосрочные отношения со своими поставщиками, рассмат­ривают их в качестве «партнеров». В основе этой политики лежат за­дачи снижения затрат и улучшения качества продукции, необходимые как главный рычаг повышения конкурентоспособности.

Во всех перечисленных формах научно-технической кооперации в качестве субъектов выступают две или более частные компании. Однако значительная доля научно-исследовательских работ и коммерциализированных инновационных проектов приходится на венчурные объединения в виде технополисов.

Технополисы представляют собой научно-техническую кооперацию между крупными компаниями — технологическими лидерами, мелки­ми венчурными фирмами, государственными и частными лаборатори­ями и университетами. Данная форма является наиболее перспектив­ной, так как в ней представлены важнейшие генераторы инноваций.

Наши рекомендации