Переход от работы, ориентированной на простые задачи, к многомерной
Работники процессных команд не несут индивидуальной; ответственности за выполнение отдельной задачи. Они разделяют общую ответственность с другими членами команды за выполнение всего процесса. Поэтому каждый участник команды должен иметь представление о всех этапах процесса. Более того, все, что делает отдельный работник, направлено на выполнение процесса в целом. Тем самым при реинжиниринге происходит эволюция трудовых заданий от узкоспециализированных и ориентированных на простые задачи к многомерным
3. Переход от контроля над работниками к наделению их полномочиями.
Команды, выполняющие ориентированные на процесс работы, являются саморегулируемыми. Они решают, как и когда должна быть выполнена работа в рамках согласованных сроков, намеченных параметров производительности, стандартов качества и т. д.
Работа предприятия начинает организовываться вокруг процессов и осуществляющих их команд. Поэтому работники взаимодействуют со всеми, кто им нужен, а правом контроля наделены все, кто осуществляет конкретный процесс.
В целом реинжиниринг предполагает переход от вертикальных к горизонтальным структурам управления предприятием, от узко специализированных работников — к многофункциональным. Ведь работа выполняется командами сотрудников, действующих автономно и поддерживаемых немногочисленными менеджерами.
В результате после реинжиниринга значительно уменьшается количество уровней управления. Наряду с этим резко сокращается число менеджеров, которые несут ответственность за узкую функциональную область.
Ответственность перед высшим руководством несет руководитель процесса, а высшее руководство отвечает за координацию различных процессов.
Поскольку после реинжиниринга преобладают смешанные (централизованные/децентрализованные) процессы, то предприятия могут сочетать преимущества централизации и децентрализации.
Рассмотренные организационные результаты реинжиниринга имеют ключевое значение для внедрения системы антикризисного управления предприятием. Сейчас выживаемость отечественных предприятий и последующий переход к устойчивому развитию напрямую зависят от применения технологий антикризисного управления.
Направленность организационных мероприятий при антикризисном управлении совпадает с динамикой изменений, происходящих при реинжиниринге.
В самом общем виде реинжиниринг:
1. Способствует созданию сети связей для чрезвычайных условий (поскольку развивает горизонтальные управленческие связи).
2. Создает организационные предпосылки для централизации информационных потоков (поскольку способствует: получению систематизированной по конкретным процессам информации).
3. Содействует разделению функций высшего руководства и созданию сети оперативных групп (поскольку позволяет применить для этих целей технологию работы процессных команд).
4. Облегчает творческий подход, анализ ситуации и коллективную работу (поскольку на основе этих принципов меняется характер работы и роль работников).
5. Позволяет успешно совместить координацию стратегии из центра и децентрализованное исполнение решений (поскольку опирается на смешанные процессы и матричные структуры управления).
6. Создает организационные условия реструктуризации предприятия (поскольку увязывает изменения структуры управления с деятельностью процессных команд).
При этом:
— эффективная деятельность процессных команд может обусловить создание новых структурных единиц;
— создание или объединение процессных команд может обусловить дробление или укрупнение предприятия;
— создание процессных команд в новых видах деятельности способствует переходу к дивизиональной модели управления предприятием.
Тем самым реинжиниринг повышает готовность предприятия к переходу на антикризисные технологии управления, что особенно важно в кризисных российских условиях.
Одним из аспектов антикризисного управления предприятием является оценка эффективности подготовки кадров.
Балльная методика оценки эффективности работы.
К настоящему времени сформировались три модификации балльной методики оценки эффективности работы персонала фирмы:
— оценка эффективности работы организации для предприятия (весь персонал),
— комплексная оценка управленческого труда для подразделений предприятия (управленческий персонал),
— оценка эффективности труда рабочих и служащих по коэффициенту трудового вклада.
Эффективность работы предприятия рассчитывается как отношение фактически достигнутых критериальных показателей к базисным значениям конечных результатов деятельности, взвешенных с помощью весовых коэффициентов и функций стимулирования относительно нормативного значения эффективности, равного 100 баллам.
Методика базируется на методах экономического анализа, экспертных оценках, балльном методе и теории классификации. Принципиальные положения оценки эффективности работы персонала предприятия заключаются в следующем:
1. Оценка осуществляется с помощью определенного перечня экономических, социальных и организационных показателей, отбираемых методами экспертных оценок и корреляционного анализа и характеризующих конечные результаты деятельности предприятия, трудовую и социальную деятельность персонала.
2. Вводится экономическое стимулирование достижения конечных результатов с наименьшими затратами ресурсов и высоким качеством продукции, труда и управления.
Оно реализуется путем введения математических функций стимулирования, отражающих закономерности хозяйственной деятельности предприятия.
3. Соизмерение различных экономических и социальных показателей с учетом их важности осуществляется в комплексном показателе эффективности работы персонала с помощью весовых коэффициентов, определенных методом экспертных оценок и ранговой корреляции.
4. Комплексный показатель эффективности рассчитывается в виде суммы баллов с приведением к процентной шкале измерения (100 баллам). Этим обеспечивается сопоставимость количества и качества труда в производстве и управлении, а также различных подразделений предприятия.
Комплексный показатель рассчитывается путем суммирования частных показателей эффективности, отражающих конечные результаты производства, использование ресурсов, социальную деятельность и результативность персонала. Частные показатели определяются по результатам выполнения экономических и социальных показателей путем умножения процентов их выполнения на весовые коэффициенты. Весовой коэффициент показывает относительную важность экономического или социального показателя в общей совокупности показателей эффективности. Полученное значение в баллах отражает «вклад» конкретного частного показателя в эффективность работы персонала предприятия.
Разработка метода оценки эффективности работы состоит из следующих этапов:
— определение номенклатуры экономических и социальных показателей, характеризующих эффективность работы персонала;
— выбор математических функций экономического стимулирования частных показателей эффективности работы;
— определение весовых коэффициентов частных показателей эффективности работы (важности);
— обоснование способа расчета комплексного показателя эффективности работы персонала;
— проведение контрольных расчетов и внедрение методики в практику работы предприятия.
Номенклатура экономических и социальных показателей устанавливается на основе изучения нормативно-законодательных актов рыночной экономики, форм и инструкций по составлению статистической и оперативной отчетности, положений об организации соревнования. В процессе исследования номенклатура показателей уточняется и корректируется методом экспертных оценок при определении весовых коэффициентов частных показателей эффективности работы.
Численные значения экономических и социальных показателей определяются из плановых документов, форм статистической и оперативной отчетности и.рассчитываются в виде процентного отношения фактического значения к базисному конечному результату:
Хi=(Piф/Piб)х100,
где Хi - процентное отношение i-го частного показателя эффективности, %;
Piф — фактическое значение i-го экономического и социального показателя конечного результата за отчетный период, нат. ед.;
Piб — базисное значение i-го показателя конечного результата (план, норматив, факт предыдущего года) за отчетный период, нат. ед.
Частные показатели эффективности характеризуют вклад того или иного показателя в общую эффективность работы. Расчет частных показателей осуществляется на основе скорректированных значений показателей и весовых коэффициентов по формуле
Пi= Хi Вi
где Пi— значение i-го частного показателя эффективности работы персонала, (баллы);
Вi — весовой коэффициент i-го частного показателя, (доли).
Комплексный показатель эффективности работы персонала является численным измерителем достигнутых конечных результатов производства и управления. Он является средним арифметическим отношением суммы частных показателей к сумме весовых коэффициентов (в баллах):
П = ∑ Пi/∑ Вi
где п — число частных показателей эффективности.
Оценка итогового значения комплексного показателя эффективности работы персонала зависит от его численного значения:
— если оно менее 95 баллов, то персонал работал неудовлетворительно;
— если оно находится в диапазоне от 95 до 100 баллов, то персонал работал удовлетворительно, но имеет резервы по производительности и качеству работы;
— если оно в диапазоне от 100 до 105 баллов и выполнены все частные показатели, то общая оценка работы персонала является хорошей;
— если оно более 105 баллов, то общая оценка работы персонала является отличной. Практическая ценность данного показателя заключается в возможности оценки динамики функционирования персонала предприятия за различные периоды времени; объективного распределения фонда оплаты труда между подразделениями предприятия; планомерного воздействия на подразделения предприятия для обеспечения его оптимального функционирования.
Подводя итог, следует отметить, что оценка эффективности работы предприятия может быть произведена только по совокупным результатам экономического и социального развития, а одним из возможных способов соизмерения этих результатов может быть балльный метод.
Балльная оценка эффективности, работы организации (БОЭРО). Метод БОЭРО основан на определении социально-экономических тенденций развития предприятия любой организационно-правовой формы, его результативности с точки зрения достижения производственных, экономических и социальных целей. В упрощенном виде — это расчет результативности персонала предприятия за конкретным период времени. В основе метода БОЭРО известные принципы — план наименьшей ценой, достижение конечного результата, каждому по труду, стимулирование в зависимости от вклада, сопоставимость оценки.
Эффективность работы предприятия за конкретный период определяется численным значением комплексного показателя эффективности, характеризующего величину достигнутого результата относительно поставленных целей деятельности. Значение показателя БОЭРО базируется на достижении конечных результатов предприятия, эффективности использования ресурсов, обеспечении социального развития коллектива. Основы расчета эффективности работы с помощью балльного метода были рассмотрены выше.
БОЭРО позволяет оценить эффективность работы предприятия и организации, а также их структурных подразделений за квартал, год, пятилетие. С помощью БОЭРО можно подвести итоги соревнования и распределить доходы (чистую прибыль) между структурными подразделениями предприятия.
Модификации метода БОЭРО были сделаны для промышленных предприятий, строительно-монтажных организаций, коммерческих предприятий, жилищно-коммунальных предприятий, проектных организаций и учебных заведений. Отличия связаны с перечнем экономических и социальных показателей, весовыми коэффициентами и процедурой их расчета с использованием статистической и оперативной отчетности.
Теоретически существует «седловая точка», при которой число показателей и затраты на их разработку оптимальны. В зависимости от состава показателей и видов предприятий и организаций оптимум находится в диапазоне от 10 до 20 показателей.
Комплексная оценка управленческого труда (КОУТ).
Проблема КОУТ всесторонне изучается многими исследователями. Известны ленинградские методики оценки качества труда специалистов и надежности управления, рижская методика определения уровня организации управленческого труда, львовская методика «Пульсар», применяемая в НИИ и КБ; саратовская система бездефектного труда, применяемая в аппарате управления; нижегородские методики оценки управленческого труда (СУКРЭ, КОУТ), применяемые на предприятиях, в организациях, НИИ и КБ и др. Таких методик известно более 15. Важное значение имеет построение методик на единых методологических принципах, увязка их между собой и практическое использование на различных предприятиях народного хозяйства.
КОУТ предназначена для определения вклада конкретного подразделения предприятия (цеха, участка, отдела, службы, бюро, группы, лаборатории) в конечные результаты деятельности предприятия. Она позволяет объективно подводить итоги соревнования между подразделениями, организовать премирование работников по итогам хозяйственной деятельности с учетом их личного вклада, мобилизировать коллективы подразделений на выполнение плановых показателей, повысить трудовую и исполнительную дисциплину. КОУТ является детализацией и развитием БОЭРО применительно к подразделениям предприятия.
Основу КОУТ составляют экономические, социальные и организационные показатели, разделенные на три основные группы: основные, дополнительные и вспомогательные. Основные показатели отражают специфику работы конкретного структурного подразделения и организацию труда персонала и содержатся в статистической отчетности.
В других подразделениях они, как правило, не дублируются. Вспомогательные показатели характеризуют социальную эффективность персонала. Они содержатся в оперативной отчетности и одинаковы для всех подразделений.
Номенклатура показателей КОУТ определяется методами технико-экономического анализа, анкетирования, экспертных оценок, корреляционно-регрессивного анализа на основе последовательных логических итераций:
— определение наиболее важных показателей эффективности работы персонала путем опроса или анкетирования руководителей и специалистов предприятий, а также ученых-экономистов;
— построение матрицы распределения показателей между структурными подразделениями предприятия Строками матрицы являются экономические и социальные показатели, а столбцами — структурные подразделения, включая руководство;
— определение весовых коэффициентов показателей КОУТ с использованием методов экспертных оценок и множественного корреляционно-регрессивного анализа. Весовые коэффициенты отражают важность того или иного показателя с точки зрения «вклада» в комплексный показатель КОУТ;
— определение математической функции стимулирования для каждого частного показателя эффективности, чтобы обеспечивалось выполнение контрольных цифр годового плана предприятия, экономических нормативов и показателей социального развития коллектива.
Расчет показателей КОУТ ведется по методическим указаниям балльного метода. Работа отдела предприятия за отчетный период может быть проанализирована тремя способами:
1) на основе сопоставления расчетного значения КОУТ с нормативным, равным 100 баллам;
2) путем сопоставления полученного значения КОУТ с показателями этого же структурного подразделения за другие сопоставимые периоды времени;
3) путем сравнения расчетного значения эффективности работы с показателями КОУТ других структурных подразделений за тот же период времени.
Наличие показателей КОУТ по всем структурным подразделениям предприятия позволяет объективно подвести итоги соревнования и распределить премиальный фонд в соответствии с индивидуальным вкладом в конечные результаты производства. Премиальный фонд распределяется пропорционально численным значениям показателей КОУТ и основной заработной платы работников аппарата управления:
Фz = Ф ЗzПz
∑ ЗzПz
где Фz — премиальный фонд, начисленный z-му структурному подразделению, руб.;
Ф — общий размер премиального фонда, начисленного аппарату управления, руб.;
3z — фонд основной заработной платы (сумма должностных окладов) работников z-го подразделения, руб.;
Пz — расчетное значение показателя КОУТ для z-го подразделения, баллы;
W — число структурных подразделений в аппарате управления.
Экономическая эффективность методики КОУТ объясняется двумя группами факторов: во-первых, за счет повышения экономичности работы аппарата управления вследствие сокращения потерь рабочего времени, роста исполнительской дисциплины, творческой активности работников, четкого распределения ответственности за порученную работу; во-вторых, за счет повышения эффективности работы производственного персонала, стимулирования его труда в зависимости от конечных результатов производства.
Оценка по коэффициенту трудового вклада (КТВ). КТВ является количественным измерителем индивидуального трудового вклада (участия) работников в конечные результаты деятельности структурного подразделения предприятия. Понятия КТВ и КТУ идентичны, однако употребление КТВ на современном этапе является более правильным для работников ввиду их долевого вклада в конечные результаты производства.
Отличительными достоинствами КТВ и КТУ являются:
— простота расчета индивидуального вклада на основе достижений и упущений в работе;
— дифференцированный подход к работникам с различной производительностью труда;
— гибкость механизма КТВ и возможность адаптации их к меняющимся условиям производства;
— предположение, что нормальный вклад трудолюбивого и исполнительного работника оценивается единицей;
— определение стандартного диапазона изменений КТВ от 0,5 до 1,5 или от нуля до двух;
— разработка шкалы достижений, повышающих КТВ, и шкалы упущений, 'снижающих его;
— экспертная оценка индивидуального вклада и назначение КТВ представительной комиссией из числа членов правления, администрации, профкома;
— широкая гласность и доведение КТВ до всех членов трудового коллектива;
— распределение премиального фонда и дополнительной заработной платы по КТВ.
Рассмотрим методику оценки по КТВ как часть балльного метода оценки эффективности работы персонала. Остановимся на некоторых постулатах:
1) КТВ рационально применять для распределения премиального фонда дополнительной заработной платы (вознаграждения), поскольку основная заработная плата (тариф, оклад) зафиксированы в контракте или при найме на работу;
2) КТВ используется для оценки индивидуального вклада отдельных рабочих и служащих, а эффективность работы подразделения рассчитывается по методике КОУТ;*
3) сумма вознаграждения за конечный результат определяется по результатам работы за месяц. При отсутствии упущений в работе вознаграждение выплачивается в полном объеме. Если в течение месяца были отмечены упущения, то размер вознаграждения уменьшается в соответствии с коэффициентом, определяемым с учетом данных табл. 6.2, где приведена шкала достижений и упущений в работе;
4) в случае достижения высоких результатов и качества труда размер вознаграждения увеличивается пропорционально КТВ, определяемому руководителем подразделения с учетом фактических достижении по табл. 6.2;
5) КТВ каждого работника рассчитывается в зависимости от весомости достижений (+) и упущений (-) по следующей формуле:
Ki = 1+∑ Wi
где Wi - весомость i-го достижения или упущения в работе (i=1, 2...п);
п — число показателен в шкале, ед.
Таблица 6.2
Шкала коэффициентов трудового вклада (КТВ)
№ | Показатель | Значение коэффициента |
1. Перечень упущений в работе | ||
1.1 | Невыполнение квартальных и месячных заданий, оперативных поручений руководителя | -0,25 |
1.2 | Нарушение трудовой дисциплины (опоздания, прогул и др.) | -0,25 |
1.3 | Низкое качество, грубые ошибки и неточности в работе | -0,25 |
1.4 | Бесхозяйственность, небрежное отношение к материальным ценностям и имуществу предприятия | -0,10 |
1.5 | Действия или поведение, снижающее имидж предприятия | -0,10 |
1.6 | Нахождение сотрудника на больничном, в административном или творческом отпуске | -0,10 за каждую неделю |
1.7 | Упущения в работе, повлекшие за собой значительный моральный и материальный ущерб | -0,5 |
1.8 | Появление на работе в нетрезвом состоянии, хищение сырья, материалов или инструментов | -1,0 |
2. Перечень достижений в работе | ||
2.1 | Перевыполнение квартального и месячного плана, оперативных заданий руководителя | +0,25 |
2. Перечень достижений в работе | ||
2.2 | Высокая трудовая дисциплина, сверхурочная работа | +0,25 |
2.3 | Высокое качество труда, точность и грамотность в работе | +0,25 |
2.4 | Бережное отношение к материальным ценностям, экономия ресурсов | +0,10 |
2.5 | Действия, повышающие имидж предприятия | +0,10 |
2.6 | Работа сотрудника без больничных листов, административных отпусков | +0,10 |
2.7 | Достижения в работе, которые принесли предприятию экономическую выгоду | +0,5 |
2.8 | Значительные успехи и достижения в работе, принесшие большую пользу | +1,0 |
Размер премии каждого работника (ЗiП) рассчитывается по формуле
ЗiП= ФzП Ki/∑Ki
где ФzП — общий размер средств, выделенных для премирования подразделения, млн руб.;
Кi — коэффициент трудового вклада 1-го работника;
т — число штатных работников, чел.
Должностной оклад и вознаграждение выплачиваются работнику за добросовестное выполнение функций, зафиксированных в должностной инструкции и в контракте сотрудника, а премия — за индивидуальный вклад в конечные результаты.
КТВ является субъективной оценкой результата и сложности труда и применяется только тогда, когда другие методы нормирования и оплаты труда не позволяют определить вклад участников.
Распределение премии и вознаграждения внутри подразделения должны производиться строго по КТВ, в противном случае КТВ является просто формой морального воздействия на коллектив. Руководство также должно получать премию по КТВ.
Таким образом, БОЭРО позволяет оценить эффективность работы предприятия, а также его структурных подразделений за определенный период времени; КОУТ предназначен для определения вклада конкретного подразделения предприятия (цеха, участка, отдела, службы, бюро, группы, лаборатории) в конечные результаты деятельности предприятия; КТВ является количественным измерителем индивидуального трудового вклада (участия) работников в конечные результаты структурного подразделения предприятия.
Из рассмотренных положений, методов и методик следует, что для практика (например, менеджера по персоналу) весьма полезной была бы методика, которая объединила бы все изложенное выше и позволила более просто и наглядно производить анализ и оценку персонала фирмы. Таковой является обобщенная методика.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1 от
30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, ч. 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ,
ч. 3 от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ.
3. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
4. Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, утвержденные распоряжением ФСДН РФ от 8 октября 1999 г. № 33-Р.
5. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденные приказом ФСФО от 23 января 2001 г. № 16.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
7. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".
10. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
11. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
12. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
13. Антикризисное управление / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.
14. Антикризисное управление в муниципальных образованиях: Учебно-методическое пособие. М.: РИЦ "Муниципальная власть", 2000.
15. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2002.
16. Балдин К. В., Быстрое О. Ф., Медведева Е. А., Поздняков В. Я., Соколов М. М. Управление и инвестиции в торговле: Учеб. пособие. Тамбов: ТГТУ, 2000.
17. Балдин К. В., Быстрое О. Ф., Поздняков В. Я., Соколов М. М., Трубачева М. Д. Антикризисное управление и инвестиции. Научно-методические материалы. Тамбов: ТГТУ,2000.
18. Белых В. С, Дубинчин А. А., Скуратовский М. Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М.: Норма —ИНФРА-М, 2001.
19. Белых Л. П., Федотова М. А. Реструктуризация предприятия. М.: ЮНИТИ, 2001.
20. Бузановский С. С, Горелов Н. А., Титков А. С. Антикризисное управление: Реструктуризация и реинжиниринг персонала: Учеб. пособие. СПб.: ООО "Валери СПД", 1999.
21. Быстрое О. Ф., Перцов В. В. Совершенствование управления инвестиционными процессами в субъектах Российской Федерации как условие развития региональной экономики. Материалы междунар. теор. и науч-практ. конф. "Россия на пути к социальному государству. Современный этап. Перспективы (МСИ-1)", 21-22 ноября 2003 г.
22. Гончарова Э. А., Погодина В. В. Инвестиционный механизм слияния и поглощения предприятий корпоративного типа. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
23. Дондуков А. Н., Юн Г. Б., Рябцева Н. Б. Антикризисное управление и реструктуризация предприятий в Российской Федерации. М.: ИД "Грааль", 2001.
Ефимова О. В. Финансовый анализ. М.: Изд. "Бухгалтерский учет", 2002.
25. Жуков В. Н. Учет операций по уступке прав требования // Бухгалтерский учет. 2001. № 12.
24. Защита работников при банкротстве. Капитализация платежей в возмещение вреда пострадавшим на производстве / Авт.-сост. И. Н. Семянникова. М.: Социздат, 2002.
25. Зенкин И. В., Таль Г. К. Банкротство коммерческих организаций. Правовые аспекты: Учеб. пособие для арбитражных управляющих: Вопросы и ответы. М.: Международные отношения, 2000.
26. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М.: Зерцало-М, 2002.
27. Кивачук В. С. Оздоровление предприятия: Экономический анализ. М.: Изд. деловой и учебной литературы; Минск: Амалфея, 2002.
28. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2002.
29. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2000.
30. Козлов А. А. Экономический анализ основных направлений предупреждения банкротства предприятий. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000.
31. Конкуренция и конкурентоспособность. Организация производства конкурентоспособной продукции: 'Материалы Междунар. науч-прак. конф., г. Новочеркасск / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск: ООО НПО "ТЕМП", 2002.
32. Кошкин В. И., Белых Л. П., Беляев С. Г. и др. Антикризисное управление. М.: ИНФРА-М, 2000. (Модульная программа для менеджеров, № 11).
33. Крейнина М. Н. Анализ финансовой деятельности для совершенствования бизнеса. М.: Учебно-методический центр при Министерстве РФ по налогам и сборам, 2002.
34. Кубасова Т. О. Бухгалтерский учет продажи имущественного комплекса предприятия. М.: Финансы и статистика: 2001. Ростов н/Д: Терра, 2001.
35. Маркетинг в производстве, сервисе и коммерции: Материалы Междунар. науч-прак. конф., г. Шахты / Юяс-
36.
Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. Новочеркасск: ООО НПО "ТЕМП", 2002.
38. Перфильев А. Б. Основные методики оценки финан
сового состояния российских предприятий и прогнозирова
ние возможного банкротства по данным бухгалтерской от
четности. Ярославль: ЯРИПК, 2002.
39. Проблемы экономики и организации производственных
и социальных систем: Межгос. сб. науч тр. Вып. 6 / Юж.-Рос.
гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск: ЮРГТУ, 2002.
40. Резник С. И. Экономико-правовой механизм преодоления несостоятельности (банкротства) предприятий. М, 2001.
41. Реформирование предприятий. Типовая программа. Методические рекомендации. Состояние и перспективы: Сб. документов. М.: ИЦ "Акционер", 2000.
42. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: Новое знание, 2000.
43. Соколов М. М. Управление инвестиционными проектами: Учеб. пособие. М.: РГТУ им К. Э. Циолковского, 2000.
44. Соколов М. М., Чагучиев М. Ч. Регионы, экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
45. Телюкина М. В. Конкурсное право. Теория и практика несостоятельности (банкротства). М.: Дело, 2002.
46. Ткачев В. Н. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России. М.: Книжный мир, 2002.
47. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций. М.: АНХ при Правительстве РФ: Дело, 2002.
48. Тренев Н. Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. М.: ПРИОР, 2002.
49. Тукина Г. Ф. Прогнозирование вероятности банкротства предприятий с учетом отраслевых и региональных особенностей. Новочеркасск, 2001.
19. Хайдарова М. А. Показатели прогнозирования неплатежеспособности (банкротства) в коммерческих организациях. М.: МАКС-Пресс, 2002
2000.
-
51. Шарова М. А. Прогнозирование и учет банкротства М., 2002. и
52. Шепеленко Г. И. Антикризисное управление предприятием и персоналом. Ростов н/Д: МарТ, 2002.
53. Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1999.
54. Юн Г. Б. Антикризисное управление в российской экономике. СПб.: СПбГУЭФ, 2002.
55. Юн Г. Б. Антикризисное управление предприятиями: теоретические и практические аспекты. М.: Московский ИД 2002.