Формы и инструменты государственного кредита
Государственный кредит функционирует в формах государственных займов и государственных гарантий.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации облигаций и других видов государственных ценных бумаг. Когда государство выступает в роли гаранта под кредиты, правительство реально несет финансовую ответственность в случае неплатежеспособности плательщика, т.е. погашает заем, выпушенный нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйствующими субъектами, а также осуществляет выплату процентов по нему.
Формами государственных гарантий являются: бюджетные ссуды; товарные кредиты; льготные кредиты; инвестиционный налоговый кредит как отсрочка налогового платежа, предоставляемая предприятиям органами государственной власти и местного самоуправления или налоговыми органами в порядке и на условиях, установленных законом.
15 Государственный долг, его содержание и основные формы
Под государственным долгом понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок. Можно уловить тесную взаимосвязь между понятиями государственный долг и дефицит бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).
Внешний государственный долг отражает долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги. Внутренний государственный долг характеризуетдолг своему населению и приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.
Государственный долг можно классифицировать как капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий государственный долг состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
Способы управления госдолгом
Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Такие мероприятия следующие: 1.Рефинансирование долга, т.е. погашение ранее выпущенных долговых обязательств за счет новых заимствований или изменение условий их предоставления. 2.Конверсия займов - изменение первоначальных условий государственных займов, выражающихся в понижении процента, изменении срока действия и способа погашения займа, объединения облигаций разных займов и т.д. 3.Консолидация госдолга - изменение условий займов, связанное с их сроками - увеличение либо уменьшение срока действия государственных ценных бумаг, т.е. перенос даты их погашения. 4.Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обменивается на облигации нового займа. 5. Обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. 6. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. 7. Аннулирование госдолга - полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Данный метод является крайней мерой. 8.Секъюритизация - превращает обычные обязательства должника к кредитору в ценные бумаги, она дает этим обязательствам повышенную оборотоспособность, помещает их в готовую инфраструктуру фондового рынка и в конечном итоге делает финансовые отношения более мобильными. 9. Новация предполагает замену одной формы займа на аналогичную (т.е. облигацию на облигацию).
Содержание, значение финансовой политики гос-ва и соц-экон условия, влияющ на приоритетность ее выбора
Финансовая политика отражает совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Финансовая политика способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.
Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений.
Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:
Ø учет действия объективных экономических законов;
Ø необходимость финансовой поддержки ускорения рыночных реформ и макроэкономической стабилизации;
Ø определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
Ø обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов (через определение основных пропорций распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, темпов развития приоритетных отраслей и направлений, степени социальной защиты населения);
Ø концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
Ø сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
Ø уменьшение дефицита государственного бюджета и его финансирование на основе государственных ценных бумаг;
Ø ускорение процесса приватизации с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики.
18Финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направлен процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса. Финансовая политика исходит из интересов различных представителей общества: центральных и местных органов власти, отраслей, предприятий, организаций и населения.
Финансовую политику можно определить как деятельность государства в области использования финансов, состоящую в выработке научно обоснованных концепций их развития, принципов и форм их организации.
Финансовая политика является составной частью экономической политики. В содержание финансовой политики входят следующие основные звенья:
1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производства и т. п.
2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. При этом учитывают возможности роста финансовых ресурсов, пути достижения поставленных целей и т. п.
3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, предусматривает формы и методы организации финансовых отношений, обеспечивающие достижение намеченных перспектив развития.
Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии, финансовая тактика должка отличаться гибкостью в связи с изменением экономических условий, социальных факторов и т. п.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
Финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности; уделять большое внимание определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства; всячески способствовать повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства.
19.Сущность и значение финансового контроля
Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса управления финансами. Финансовый контроль - элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.
Цель финансового контроля - рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение хозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансо-контроля - проверка неукоснительного выполнения законодательств, а по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения Финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой служив й банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета.