Вопрос №3. Финансовая система Российской Федерации, ее состав. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации
Легального понятия финансовой системы не существует.
Финансовая система – это и совокупность экономических институтов и органов, осуществляющих финансовую деятельность.
В данном контексте, говоря об экономических институтах, важно упомянуть о наиболее важных и уже давно сложившихся институтах. К ним относятся:
- Публичные финансы (совокупность – единство и система – централизованных фондов)
В этом секторе основным субъектом являются ОГВ. Целью создания и использования фондов в этом секторе являются общественные цели.
- Частные финансы (совокупность децентрализованных фондов)
Субъектами являются частные лица, в том смысле как они осуществляют финансовую деятельность.
На современном этапе в состав финансовой системы Российской федерации входят:
— бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
— внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;
— финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
— имущественное и личное страхование;
— кредит (государственный, муниципальный и банковский)
Конституционные основы, перекликаются с принципами:
Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.
Принцип федерализма (ст. 5 ч. 3, 7, 72, 73) предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами как выполнение функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.
Единство финансовой политики и денежной системы (ст. 8). Согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.
Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.
Самостоятельность финансовой деятельности (ст. 12, 130–133) органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.
Социальная направленность финансовой деятельности (ст. 7) в РФ вытекает, как уже отмечалось, из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти.
Участие граждан РФ в финансовой деятельности (ст. 32) государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Принцип гласности (ст. 15). Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.
Принцип плановости (ст. 71, 114,132) выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
Принцип законности (ст. 1, 15, 57) означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
Почитай для общего развития:
Отличия кредитов (государственный, муниципальный и банковский):
1.По принципу возвратности
Может ли государство и банк «простить» кредит?
Ответ кроется в формировании фондов в банках и государстве. Фонды банков формируются из вкладов собственников средств, поэтому это предполагает запрет невозврата средств, полученных по финансовому кредиту. Поэтому такого института как прощение долга для банков не существует.
Другая ситуация существует при выдаче государственного кредита. При выдаче этих средств государство или МО является собственником средств по финансовому кредиту, а этом предполагает, что собственник может по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться указанными средствами, при условии что эти действия не нарушают права других лиц. Поэтому прощение долга в этой ситуации возможно. Но нельзя не учитывать цели и функции, которые должны выполнять государство и МО, то есть прощение долга возможно только тогда, когда последний будет оправдан и не ущемит интересы населения, на удовлетворение общественных потребностей которого должны были быть потрачены эти средства. Поэтому прощение долга возможно, если есть какая-то встречная выгода для населения или государства.
2. По принципу платности
Платность выражается в том, что кредитор получает возмещение за пользование временно свободными средствами, находящимися в фондах денежных средств.
При банковском финансовом кредите процент (такса) складывается из рисков невозврата, инфляции, прибыли, вознаграждение за пользования денежными средствами вкладчиков, из спроса и предложения.
Для банков введены некоторые правила, которые ограничивают возможность банков злоупотреблять своим правом зарабатывать на чужих деньгах. В частности, вводится такое понятие как, банковская маржа – разница между вкладной и кредитной процентной ставкой. Контролирующие органы следят, за тем, чтобы этот процент не превышал какого значения, так как этот процент является фактической прибылью банка.
При государственном кредитовании процентная ставка не включает в себя некоторые элементы банковского кредита.
3.По принципу срочности
Возможна ли пролонгация?
Пролонгация со стороны банка, по общему правилу, является невозможность. Исключением является только случай, если банк располагает достаточными средствами и берет на себя соответствующую ответственность (т. е. принимает на себя риск невозврата).
Пролонгация со стороны государства возможна, но только в случае обоснованности и оправданности.
Другие отличия:
- Банковский кредит – производительное использование кредитного капитала, в то время как государственный кредит – непроизводительное использование кредитного капитала
Банковский кредит всегда ориентирован на получение прибыли, поэтому считается производительным.
Основной же задачей государственного кредита является удовлетворение общественных потребностей, то есть не всегда просчитываются варианты получения прибыли и выплат по кредиту.
- По субъектному составу
В банковском секторе кредитором всегда является кредитная организация (единственное исключение – ЦБ). Должником может быть любое лицо. Когда в отношениях появляется публичный субъект, тогда эти отношения перерастают в отношения государственного кредитования, так как средства будут либо выдаваться, либо возвращаться из бюджета соответствующего публичного субъекта.