Вопрос 31: Понятие бюджетного процесса, его стадии и принципы. Краткая характеристика последних
Бюджетный процесс- регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный период- срок, в течение которого осуществляется бюджетный процесс (от составления проекта бюджета до утверждения отчета об исполнении бюджета проходит около 3 лет).
Стадии бюджетного процесса:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение бюджета;
3) утверждение бюджета;
4) исполнение бюджета;
5) подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Принципы бюджетного процесса:
1) реальность;
2 единство и полнота всех доходов и расходов;
3) специализация показателей;
4) гласность;
5) публичность;
6) ежегодность.
Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании представительные органы местного самоуправления разрабатывают самостоятельно.
Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетовосуществляются в соответствии с бюджетной классификацией РФ и бюджетной классификацией субъекта РФ.
В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Контроль за исполнением местных бюджетовосуществляется представительными органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе привлекать для этой цели аудиторов.
Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год.
Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Федеральную службу государственной статистики.
Принципы бюджетного процесса:
1) реальность;
2) единство и полнота всех доходов и расходов;
3) специализация показателей;
4) гласность и публичность;
5) ежегодность.
Принцип реальности (достоверности) бюджета- надежность показателей прогноза социальноэкономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов- все доходы, расходы бюджетов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип специализации показателей– учет расходов при составлении бюджета осуществляется по их целевому назначению, а доходов - по источникам. Такая группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, называется бюджетной классификацией РФ,которая включает:
1) классификацию доходов бюджетов РФ;
2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
6) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
7) классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Принцип гласности и публичности:
1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
2) обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип ежегодности- отражает такую особенность бюджета, как срочность, и означает, что бюджетный процесс осуществляется периодически - ежегодно.