Тенденции развития экономической дипломатии в условиях глобализации

Процессы глобализации, сопровождаются усилением международной конкуренции и настоятельно требуют активного участия государства в продвижении и защите национальных интересов на мировом рынке.

Государственная поддержка в различных формах служит сегодня важнейшим фактором успешной деятельности отечественных компаний и страны в целом, на мировом рынке. Речь идет не о подмене рыночных принципов хозяйствования, а о повышении конкурентоспособности национальных производителей, работающих в жесткой конкурентной рыночной среде. Укрепление национальной конкурентоспособности предполагает комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих мер как в области внутриэкономической (содействие технологическому развитию, инновационной деятельности), так и в области внешнеэкономической (продвижение экспорта, улучшение условий доступа на внешние рынки, привлечение зарубежных инвестиций, технологий) политики. Поэтому в этом ряду особое место занимает экономическая дипломатия, формирующая благоприятную внешнюю среду для практического решения задач повышения конкурентоспособности.


Продвижение экспорта и инвестиций

Привлечение иностранных инвестиций, — существенная задача экономической дипломатии. Для ее осуществления основным средством является создать благоприятную среду для встреч экспортеров и их потенциальных партнеров определить и ясно сформулировать приоритеты и показать все выгодные стороны экспортируемых товаров и технологий. Но необходимо подчеркнуть важность детально разработанной экспортной стратегии государства, определяющей основные направления экспорта товаров. Это должно быть основной задачей торгово-экономических миссий.

Практически повсеместно наблюдается укрепление институционной и организационной базы, повышение статуса экономической дипломатии в системе государственной власти. Увеличивается число, расширяются функции, и улучшается качество работы торгово-экономических миссий страны в области поддержки внешнеэкономической деятельности, лоббирования интересов отечественных компаний за рубежом, торгово-политического содействия, мобилизации эффективных внешних ресурсов на цели развития. Обеспечение для государства благоприятных условий международного экономического сотрудничества, способствующие, в конечном счете, повышению уровня и качества жизни его населения, также является приоритетной задачей экономической дипломатии.

Большую роль в этом играют торгово-экономические миссии, являющиеся островком государства в чужой стране, накапливающие обширные знания по стране пребывания, имеющие непосредственные политические и иные контакты благодаря своему многолетнему присутствию в других странах, их работа должна быть направлена на получение доступной и надежной информация об уровне и серьезности интересов и приоритетов страны пребывания, степени объективной заинтересованности в инвестициях, взаимной выгоды, даже если при этом приходится идти на уступки, то выгода должна быть больше, чем сами уступки.


Продвижение страны

Создание позитивного имиджа восприятия своей страны — главная задача дипломатических миссий, министерств иностранных дел и профессиональных дипломатов вообще — хотя их фактические возможности коренным образом или временно влиять на изменение существующего восприятия их страны за границей часто ограничены. Брайан Хокинг, знаменитый современный теоретик дипломатии, проанализировав влияние восприятия страны на решения, принимаемые иностранными бизнесменами о начале своей деловой активности, сказал, что на 72%, восприятие страны является основой для принятия решений по вкладыванию инвестиций или иных форм экономического сотрудничества с этой страной. Мировой Банк, в его публикации: «Маркетинг Страны: реклама, как инструмент для привлечения иностранных инвестиций», показывает ключевую позицию положительного образа страны для привлечения иностранных инвестиций. Даже между странами, не имеющими никаких дипломатических взаимоотношений и обремененных серьезными политическими проблемами может существовать интенсивный экономический обмен. Тем более двусторонние взаимоотношения, основанные на положительном восприятии национальной идентичности, является основанием для более динамичного и легкого развития торгово-экономических взаимоотношений. Инициатива, новшество и изобретательность вот качества успешной организации действий, которые находятся на вооружении дипломатических миссий. Здесь, важны все методы ведения дипломатической деятельности, в том числе консульская и культурно-просветительская работа, отношения со СМИ, диаспорой и другие сферы работы дипломатических представительств, основной задачей которых является создание положительного привлекательного имиджа свого государства в стране пребывания.


Наши рекомендации