Анализ прибыли от реализации услуг
Задачи и информационное обеспечение анализа
Различные стороны хозяйственной деятельности предприятия получают окончательную оценку в системе показателей финансовых результатов. Можно сказать, что показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность деятельности предприятия. Основными среди них являются показатели прибыли и рентабельности.
Прибыль - это чистый доход (доход за вычетом расходов) предприятия, полученный в результате хозяйственной деятельности.
Рентабельность - это относительный показатель эффективности использования ресурсов, при котором результаты сопоставляются с затратами, использованными активами и вложенным капиталом.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятияявляются:
1. Оценка уровня и динамики показателей прибыли и рентабельности.
2. Выявление влияния различных факторов на прибыль и рентабельность.
3. Анализ финансовых результатов от прочей реализации и внереализационной деятельности.
4. Анализ взаимосвязи объема реализации услуг, затрат и прибыли.
5. Выявление и подсчет резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности.
6. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Основная информация для анализапредставлена в форме 0710002 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности “Отчет о прибылях и убытках”. Другими источниками информации для анализа могут являться данные бухгалтерского учета, конкретизирующие форму 0710002, а также планы предприятия (особенно план социально-экономического развития).
Анализ источников формирования прибыли предприятия
Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль (убыток) отчетного периода. Балансовая прибыль представляет собой алгебраическую сумму:
¾ результата от реализации услуг;
¾ сальдо прочих доходов/расходов;
Результат от реализации услуг (прибыль или убыток) отчетного периодаопределяется как разность выручки от реализации услуг и затрат, включаемых в себестоимость услуг. Выручка от реализации услуг учитывается в фактических ценах предприятия (без учета акцизов, налога на добавленную стоимость, налога с продаж). В себестоимость услуг включаются расходы на производство и реализацию товаров, работ, услуг (материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация, прочие расходы).
Прочие результатыпредставляют собой алгебраическую сумму доходов за вычетом расходов от прочей реализации.
В качестве результатов от прочей реализации можно рассматривать прибыль (убыток) от реализации товарно-материальных ценностей, основных фондов, нематериальных активов, сопутствующих товаров, а также доходы за вычетом расходов от сдачи имущества в аренду, от долевого участия в совместных предприятиях и прочей операционной деятельности.
В состав доходов от внереализационных операций включаются: кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности; поступление ранее списанных долгов; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушения договоров; суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров; суммы страхового возмещения убытков от стихийных бедствий, аварий, пожаров, других чрезвычайных событий; зачисление на баланс имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации; положительные курсовые и суммовые разницы и др.
В состав расходов от внереализационных операций включаются: проценты по долговым обязательствам; судебные издержки; суммы уценки производственных запасов; убытки от списания безнадежных долгов; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году; убытки от стихийных бедствий; присужденные или признанные предприятием штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договоров; убытки от хищения имущества предприятия, виновники которых по решениям суда не установлены; отрицательные курсовые и суммовые разницы и др.
Анализ основных показателей прибыли
Модель формирования и распределения финансовых результатов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики базируется на расчете ряда показателей, которые по своему содержанию соответствуют показателям, приведенным в форме № 2 бухгалтерской отчетности:
¾ прибыль (убыток) от реализации услуг,
¾ прибыль (убыток) до налогообложения,
¾ прибыль (убыток) после налогообложения или чистая прибыль (чистый доход),
¾ нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.
Остановимся более подробно на анализе отдельных показателей.
Анализ прибыли от реализации услуг
Прибыль от реализации услуг (Пр) является показателем экономической эффективности деятельности предприятия. Она определяется по следующей формуле:
Пр = В - С,
где В - выручка от реализации услуг, С - общая сумма затрат (себестоимость услуг).
Изменение прибыли от реализации услуг формируется под воздействием следующих факторов: изменение объема реализации услуг, изменение структуры реализации, изменение цен на услуги, изменение себестоимости услуг.
Для расчета влияния каждого фактора можно использовать следующую методику анализа.
1. Для обеспечения сопоставимости основных показателей (объема реализации услуг и себестоимости) необходимо провести их пересчет на выпуск услуг (физический объем) отчетного года. В процессе анализа рекомендуется использовать два вида оценки показателей физического объема: по себестоимости и с учетом цен реализации.
2. Изменение прибыли от реализации услуг под воздействием изменения выпуска услуг (физического объема) рассчитывается следующим образом:
DП Q = Пбаз. х Сбаз./отч. / Сбаз. - Пбаз.
3. Изменение прибыли от реализации услуг под воздействием изменения цен на услуги рассчитывается следующим образом:
DП ц = Vотч. - Vотч./баз.
4. Изменение прибыли от реализации услуг под воздействием изменения себестоимости услуг рассчитывается следующим образом:
DП с = - (Сотч. - Сбаз./отч.)
5. Изменение прибыли от реализации услуг под воздействием изменения объема реализации за счет структурных сдвигов в составе услуг рассчитывается следующим образом:
DП стр. = Пбаз. х (Vотч./баз./Vбаз. - Сбаз./отч./Сбаз.)
6. Изменение прибыли от реализации услуг под воздействием изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе услуг рассчитывается следующим образом:
DП стр. = Сбаз. х Jo - Сбаз./отч.
Объем реализации услуг может оказывать различное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема реализации услуг приводит к пропорциональному увеличению прибыли, и наоборот.
Изменение уровня цен на услуги и величина прибыли от реализации находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Себестоимость услуг и прибыль от реализации находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к росту суммы прибыли, и наоборот.
Структура услуг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных услуг в их общем объеме, то сумма прибыли возрастет. При увеличении удельного веса низкорентабельных услуг общая сумма прибыли уменьшится.
Следовательно, основными источниками резервов увеличения прибыли от реализации услуг являются: увеличение объема реализации услуг (физического объема), повышение цен на услуги, снижение себестоимости услуг.