Профессиональный подбор персонала. Достоинства и недостатки внешнего и внутреннего набора
Белорусский национальный технический университет
Факультет технологий управления и гуманитаризации
Кафедра политологии, социологии
и социального управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине«Управление персоналом»
Выполнила: студентка группы 30801212
Котова Екатерина Игоревна
Проверила:
ст. преподаватель
Вайнилович Э. Г.
Минск, 2015
Содержание
1. Профессиональный подбор персонала. Достоинства и недостатки внешнего и внутреннего набора………………………………………………………..3
2. Практическая ситуация №10…………………………………………….…8
Список использованных источников……………………………………………10
Профессиональный подбор персонала. Достоинства и недостатки внешнего и внутреннего набора
Любая организация практически всегда испытывает потребность в персонале. Необходимость привлечения персонала предполагает: выработку стратегии привлечения, которая бы обеспечила согласованность соответствующих мероприятий с общеорганизационной стратегией; выбор варианта привлечения; определение перечня требований к кандидатам; установление уровня оплаты труда, способов мотивации и перспектив карьерного роста; осуществление практических действий по привлечению персонала.
В процессе подбора и создания резерва работников для занятия вакантных должностей организация удовлетворяет свою потребность в кадрах [3, с. 73].
Отбор персонала – это процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.
Отбор персонала необходимо отличать от подбора персонала. В процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом установленных требований социального института, видов деятельности. При подборе – осуществляется поиск, идентификация требований различных должностей, видов деятельности под известные возможности человека, накопленный им профессиональный опыт, стаж и способности.
Для успешного отбора первостепенное значение имеет определение критериев, на основании которых будет приниматься решение о преимуществах соискателей.
На основании каких критериев оценивать кандидатов? Какой человек нужен компании: высококлассный специалист или хороший руководитель? Или то и другое вместе? Или это должен быть просто исполнительный и добросовестный человек без очень высоких требований к его профессиональной квалификации?
Рассмотрим основные этапы бизнес-процесса подбора персонала в организации. К ним относятся:
- подготовка процесса;
- поиск кандидатов;
- подбор персонала;
- принятие решения. [1, с. 56].
|
Рисунок 1 - Этап «Подготовка процесса подбора персонала»
| ||||||
Рисунок 2 - Этап «Поиск кандидатов»
Рисунок 3 - Этап «Подбор персонала»
Рисунок 4 - Этап «Принятие решения»
Источники привлечения персонала делятся на внешние и внутренние, ниже в табл.1 приведены примеры внешних и внутренних источников привлечения персонала, а так же достоинства и недостатки использования этих источников. [2, с. 49].
Табл.1 Виды источников привлечения персонала
Виды источников привлечения персонала | |
Внутренний источник | Внешний источник |
Объявление о найме в средствах информации фирмы. Просмотр картотеки личного состава кадров. Опрос родственников и знакомых. Запрос сотрудников. Альтернативы найму – изменение трудовых отношений путем: сверхурочной работы; совмещения должностей; временного найма кадров; переноса отпусков; многосменного режима работ. | Объявления в средствах массовой информации. Вербовка. Компьютеризированные службы подбора работников (Internet-технологии). Биржа труда, рекрутерские фирмы, кадровые агентства. Использование ярмарок вакансий для информации о вакансиях. Наем студентов во время каникул. Профориентация учащихся колледжей, вузов, школ. Лизинг персонала. Лица, сами обратившиеся в организацию в поисках работы. |
Достоинства | |
Внутренний источник | Внешний источник |
Снижение затрат на привлечение персонала. Более полная информация о возможностях кандидата. Наглядное развитие карьеры. Меньший срок поиска претендентов. | Большой выбор кандидатов. Возможность появления новых идей и приемов работы. Меньшая психологическая напряженность в коллективе. Удовлетворение количественной потребности в персонале. |
Недостатки | |
Внутренний источник | Внешний источник |
Угроза возникновения психологической напряженности в коллективе. Меньший выбор кандидатов. Меньшая активность (недостатки организации менее заметны, привычны). «Семейственность» => застой идей. Может возникнуть количественная потребность в персонале на освобождающемся рабочем месте. | Большие затраты на привлечение персонала. Большой срок поиска. Длительный период адаптации кандидата. Отсутствие полной информации о возможностях кадров. Возможность ухудшения рабочего климата – «обида» среди давно работающих. |
Источники привлечения персонала различаются по степени эффективности. Из них выделяют следующие (рис.5):
Рисунок 5 - Эффективность источников привлечения персонала
Методы набора персонала могут быть активными и пассивными.
Активные методы – к ним обычно прибегают в случае, когда на рынке труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее предложение. Прежде всего – это вербовка персонала, т.е. иначе говоря, налаживание организацией контактов с теми, кто представляет для нее интерес в качестве потенциальных сотрудников.
К пассивным методам набора персонала прибегают, когда предложение рабочей силы на рынке труда превышает спрос. Одной из разновидностей пассивных методов привлечения персонала является размещение объявлений о вакантных должностях, о уровне образования, требованиях к кандидатам, условиях оплаты труда и сведений во внешних и внутренних средствах массовой информации. [3, с. 75].
Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. При этом одной из центральных задач является набор и отбор кадров. Отбор новых работников не только призван обеспечить режим нормального функционирования, но и закладывает фундамент будущего успеха организации.