Система показателей учета и отчетности, используемая в финансовом менеджменте
Информация необходимая для финансового менеджера формируется по данным управленческого и бухучета (финансового отчета). Финансовая отчетность – это специализированная форма представления информации о предприятии, составленная на основе документально обоснованных показателей финансового учета. Эти показатели и формируются в финансовые отчеты. Финансовый учет – это учет наличия и движения денежных средств, финансовых ресурсов, составной частью которых является бухучет. Назначение финансовых отчетов– это предоставление пользователю определенной информации (объективной и достоверной) о финансовом положении предприятия для принятия решения. Практикой предусмотрены следующие формы финансовой отчетности:
1) баланс или балансовый отчет (отчет об источниках формирования средств (пассив) и направлениях их использования (актив))
2) отчет о прибылях и убытках,
3) отчет о нераспределенной прибыли,
4) отчет об источниках фондов и их использование,
5) примечания к финансовым отчетам.
Баланс отражает финансовое положение предприятия за конкретный отчетный период, чаще всего за год и на определенную дату. Представляет собой равенство всех активов предприятия в сумме всех его финансовых обязательств и собственного капитала. Отчет о прибылях и убытках содержит сравнения суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения является чистая прибыль или убыток отчетного периода. Отчет о нераспределенной прибылисвязывает отчет о прибылях и убытках с балансовым отчетом. Нераспределенная прибыль может быть использована для увеличения собственного капитала. Годовая финансовая отчетность является открытой к публикации биржами, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, которые публикуют финансовые отчеты в обязательном порядке по форме, обеспечивающей возможность однозначного их понимания и толкования всеми заинтересованными лицами.
Методы анализа финансовой отчетности:
1) горизонтальный анализ (сравнение позиций отчетных документов в динамике за один или несколько отчетных периодов)
2) вертикальный анализ (определяются процентные доли позиций отчетных документов по отношению к базовым величинам - активам или выручке от основной продукции, которые также затем рассматриваются в динамике за несколько лет.)
3) анализ финансовых коэффициентов, рассчитываемые по данным финансовой отчетности, дают возможность всесторонне оценить текущее финансовое состояние предприятия и перспективу его развития в будущем.
Все финансовые коэффициенты должны анализироваться в динамике, сравниваться с аналогичными коэффициентами других компаний данной отрасли, со среднеотраслевыми значениями, а также с существующими нормативными (рекомендуемыми) значениями.
При анализе финансовых коэффициентов следует учитывать, что их практическое применение имеет ряд ограничений. Например, использование различных методик амортизации влияет на значение коэффициентов рентабельности, величина используемой при расчетах дебиторской задолженности может быть как нормальной, так и просроченной и т.д.
В целом при анализе финансового состояния по итогам деятельности компании за отчетный период обобщающими показателями являются прибыльность активов и прибыльность акционерного капитала, поскольку их значения учитывают возможные трудности с ликвидностью, дебиторской задолженностью, необходимостью использования платных заемных средств и т.д.
60. Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении. Финансовые планы обычно включают в себя:
1. прогнозы положения компании на рынке определенного товара;
2. прогнозы ее доходов и расходов, а также другие прогнозы;
3. политику управления оборотным капиталом;
4. ценовую политику;
5. инвестиционную политику;
6. политику в области доходов собственников предприятия;
7. учетную политику и т.д.
С позиции практики рекомендуется готовить несколько вариантов финансового плана: пессимистический (неблагоприятный), наиболее вероятный (нейтральный), оптимистический (благоприятный).
Финансовый план состоит обычно из следующих разделов:
1. прогноз объемов реализации.
2. баланс денежных расходов и поступлений.
3. таблицу доходов и затрат.
4. сводный баланс активов и пассивов предприятия.
5. график достижения безубыточности.
Основные этапы составления финансового плана на предприятии
Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование.
Долгосрочное планирование определяет деятельность предприятия на много лет вперед. Степень детализации плана в данном случае невелика. Долгосрочный план представляет собой рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.
В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).
Выделяют следующие этапы процесса финансового планирования:
1) анализ показателей и составление проекта финансового плана.
2) утверждение собственником проекта финансового плана.
3) исполнение финансового плана, оперативный контроль за исполнением финансового плана.
4) корректировка финансового плана
5) исполнение финансового плана
6) внешний и внутренний финансовый контроль.
Бюджет является инструментом как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем.
Основные этапы подготовки бюджета:
- подготовка прогноза продаж;
- определение ожидаемого объема производства;
- расчет производственных затрат и эксплутационных расходов;
- определение движения денежных средств и других финансовых показателей;
- составление планируемых финансовых отчетов.