Финансовые инструменты создания стоимости и финансовая модель анализа компании
Предприятия на любом этапе развития оценивают эффективность своей деятельности. Многие компании, стремящиеся к быстрому росту, или, напротив, находящиеся в состоянии стагнации или кризиса, обосновывают финансовые инструменты создания и повышения стоимости. При этом создавая или используя эти инструменты, компании необходимо понимать [13]:
- специфику выбора инструмента создания стоимости;
- основные характеристики данного инструмента;
- соответствие рассматриваемого инструмента создания стоимости специфике конкретной компании;
- цена применения рассматриваемого инструмента создания стоимости;
- финансовые источники для внедрения рассматриваемого инструмента создания стоимости;
- альтернативные инструменты создания стоимости;
- методы оценки вклада этого инструмента в стоимость компании и другие.
Таким образом, компания должна решить задачи:
- выявление инструментов создания стоимости и обоснование значения того или иного инструмента для реализации стратегических целей;
- определение факторов для каждого инструмента создания стоимости, влияющих на стоимость компании, и оценка значимости этих факторов. Для этого необходима разработка инструментов оценки значимости факторов;
- определение технологии получения количественной оценки влияния того или иного фактора на стоимость бизнеса с помощью использования соответствующего алгоритма.
Остановимся подробнее на каждой задаче с точки зрения наличия методических разработок для ее решения.
Необходимо использовать следующий алгоритм для формирования совокупности финансовых инструментов создания стоимости компании [19]:
- выявление инвестиционных ожиданий собственника бизнеса;
- анализ опыта использования инструментов создания стоимости в других компаниях и формирование их представительной выборки;
- обоснование инструментов создания стоимости, пригодных для компании;
- формирование типологических групп инструментов создания стоимости компании.
Таким образом, первым этапом методического подхода к использованию инструментов создания стоимости является обоснование и выбор этих инструментов.
В настоящее время существует несколько финансовых инструментов, позволяющих собственникам и менеджерам компании осуществлять мероприятия, направленные на создание и управление стоимостью компании. У каждой компании есть собственная система приоритетов, однако эти приоритеты следует определять исходя из принципиальных подходов к управлению стоимостью.
Анализ экономической литературы показал, что можно выделить как минимум следующие основные инструменты создания стоимости компании:
- финансовая стратегия;
- инвестиционная политика;
- инвестиционная привлекательность;
- корпоративное управление.
Каждый из этих инструментов характеризуется своим набором факторов формирования стоимости.
Конкретная компания, принимая стоимостную концепцию управления, выбирает как портфель инструментов, так и отдельные инструменты, в большей степени подходящие этой компании. Каждый из выбранных инструментов характеризуется определенными факторами, определяющими суть этого инструмента. Эти факторы являются качественными характеристиками, отражающими особенность инструмента создания стоимости. При этом каждый фактор характеризуется некоторой системой показателей.
Инструментарием для оценки значимости факторов может выступать хорошо разработанный и освещенный в литературе метод рейтинговых оценок.
Инструментарием для получения количественной оценки влияния того или иного фактора на прирост стоимости бизнеса является построение финансовой модели компании. В зарубежной и отечественной литературе имеются многочисленные варианты содержательной и формальной записи модификаций этой модели. Построение финансовой модели компании основывается на следующих предпосылках [16]:
- различные модификации показателей прибыли и доходов как наиболее привычных для многих поколений экономистов и бизнесменов. Основная идея заключается в том, что нужно не просто учитывать разницу между результатами и затратами с возможными вариантами названий этой разницы. Следует изучить альтернативные варианты возможных вложений и, соответственно, приемлемым вариантом может считаться тот, который позволяет выявить, что полученный результат является положительным и при иных вариантах вложения ресурсов;
- необходимость установления минимального уровня отдачи на капитал для акционеров. Акционеры должны понимать, что венчурное финансирование в самом радикальном варианте должно принести доход не ниже, чем, например, вклад на депозит;
- способность инвестиций генерировать денежный поток. Как правило, именно возможность формирования денежного потока позволяет выявлять значимость того или иного фактора создания стоимости бизнеса;
- формирование стоимостного мышления владельца бизнеса, в том числе с использованием различных модификаций финансовой модели. Поскольку во главе бизнеса находится его владелец, именно формирование такого его мышления представляется наиболее сложной задачей.
В настоящее время в практике оценки и управления стоимостью компании в качестве финансовых используются две группы моделей:
- базирующиеся на концепции стоимости приведенных денежных потоков, генерируемых бизнесом;
- основанные на концепции экономической прибыли.
Эти модели хорошо разработаны и представлены в литературе [3], [4], [5].
Таким образом, существует необходимость решения трех задач для определения прироста стоимости бизнеса и оценки компании. Каждая из этих задач должна иметь соответствующий методический инструментарий.