Стратегическая значимость Индии для стран-членов ШОС
Анализируя в целом перспективы участия Индии в качестве наблюдателя в ШОС и ее сотрудничества со странами этой организации, необходимо учитывать стратегическую значимость этой страны для региона ШОС, которая заключается в следующем: 1) Индия все активнее вовлекается в решение вопросов глобального политического и экономического миропорядка; 2) с годами возрастают ее роль и значение в решении региональных вопросов безопасности, борьбы с терроризмом; 3)растущий экономический и научно-технологический потенциал Индии (особенно в сфере информационных технологий, фармацевтики, биотехнологий и др.) выводит эту страну на уровень стратегической важности; 4) Индия – перспективный рынок для экспорта продукции стран ШОС.
Экономически стабильная и прогрессивно развивающаяся Республика Индия в последнее десятилетие уверенно укрепила свои позиции в мировой политике и экономике. Обладая огромным международным авторитетом, она способна сегодня оказывать позитивное воздействие и содействие в развитии других регионов мира, в том числе на пространстве ШОС. Эта страна с более чем миллиардным населением и крупным экономическим и научно-технологическим потенциалом уже является великой державой, проявляя заботу и ответственность за судьбы народов мира, активно участвуя в международных и региональных организациях. Все это свидетельствует о том, что Индия, ставшая ныне важным субъектом международных отношений, будет играть в ШОС весьма позитивную роль, особенно в вопросах экономической интеграции, азиатской регионализации и безопасности. Важно отметить, что ШОС и ее регион с годами будут все более укрепляться, создавая прочную основу развития экономической стабильности и безопасности в Азии, оказывая существенное влияние на характер геополитической ситуации в Азии, и роль Индии в этих процессах будет неуклонно возрастать.
- Сравнительный анализ банковских систем стран мира (ФРС, ЕСЦБ и традиционная банковская система).
Федера́льная резе́рвная систе́ма (ФРС, Федеральный резерв) — специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки. В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является Закон о Федеральном резерве. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций.
С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса, срок полномочий членов Совета управляющих ФРС (англ.)русск. охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом[1].
С февраля 2006 года пост председателя совета управляющих ФРС занимал Бен Бернанке. 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу Федеральной резервной системы (ФРС) Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против.
6 января 2014 года сенат США утвердил предложенную президентом Бараком Обамой кандидатуру Джанет Йеллен на пост главы Федеральной резервной системы. В течение последних двух лет Йеллен работала заместителем Бена Бернанке[2].
Подобно Бернанке, Йеллен имеет репутацию «голубя» среди экономистов. Это означает, что приоритетом для нее является создание новых рабочих мест, а не борьба с инфляцией.
Йеллен стала ведущим кандидатом на пост главы ФРС после того, как в сентябре бывший министр финансов Ларри Саммерс снял свою кандидатуру, столкнувшись с оппозицией со стороны либерального крыла в Демократической партии.
История ФРС
Первым учреждением, выполнявшим функции центрального банка США, был Первый банк Соединённых Штатов, созданный Александром Гамильтоном в 1791 году. Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй банк Соединённых Штатов; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона. С 1837 по 1862 годы центрального банка формально не существовало. Это время называют «эрой свободных банков» в США. С 1862 до 1913 гг. в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник — в 1873, 1893 и 1907-м гг., — создала серьёзный спрос на создание централизованной банковской системы.
Хронология центральных банков США:
- 1791 — 1811: Первый банк Соединённых Штатов
- 1811 — 1816: Центральный банк отсутствовал
- 1816 — 1836: Второй банк Соединённых Штатов
- 1837 — 1862: «Эра свободных банков»
- 1863 — 1913: Национальные банки
- 1913 — настоящее время: Федеральная резервная система.
Создание третьего центрального банка
В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США прошла через череду финансовых паник. Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стала банковская паника 1907 года. Многие экономисты и сторонники Федеральной резервной системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: «неэластичной» валютой и недостатком ликвидности. В 1908 году, после финансового кризиса 1907 года, Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная денежная комиссия с целью проработки возможных вариантов денежной и банковской реформы.
Закон о Федеральном резерве
Сенатор Нельсон Олдрич (англ.)русск. основал две комиссии: одну для глубокого изучения американской денежной системы, другую (которую возглавлял сам Олдрич) — для изучения и подготовки отчётов по европейским банковским системам. Приехав в Европу с негативным отношением к центральным банкам, Олдрич изменил своё мнение, изучив немецкую банковскую систему, и пришёл к выводу о её преимуществах перед системой выпускаемых государством облигаций, которую Олдрич предпочитал ранее. Идея центрального банка встретила жёсткую критику со стороны оппозиционных политиков, которые относились к ней с подозрением и выдвигали против Олдрича обвинения в необъективности из-за его близких отношений с богатыми банкирами (такими, как Дж. П. Морган) и ввиду брака его дочери с Джоном Д. Рокфеллером-младшим.
В 1910 году ведущие финансисты США (сам Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург, Фрэнк Вандерлип, Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг, помощник секретаря казначейства США Пиатт Эндрю) в течение десяти дней проводили «мозговой штурм» на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США[4].
Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в совете директоров. Большинство республиканцев одобряло план Олдрича, но их поддержки было недостаточно для прохождения закона в Конгрессе. Прогрессивные демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, не подконтрольную банкирам и биржевикам. Консервативные демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит. Закон о Федеральном резерве[5][6], принятый Конгрессом в 1913 году, отражал мнение преимущественно представителей Демократической партии США; большинство республиканцев выступало против его принятия.
1923 год — для координации деятельности ФРС создан Комитет инвестиций открытого рынка (англ. Open Market Investment Committee (OMIC)). В него вошли управляющие федеральных резервных банков Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Чикаго и Кливленда.
1930 год — на смену Комитету пришла Ассоциация политики открытого рынка (англ. Open Market Policy Conference (OMPC)), в состав которой вошли управляющие и члены совета директоров 12 федеральных резервных банков.
1933 году — сформирована Федеральная корпорация страхования депозитов (англ. Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC)). Совет Федеральной резервной системы получил право вносить изменения в резервные требования банков, входящих в ФРС.
1935 год — после принятия Банковского закона (Banking Act) структура ФРС приобрела вид, существующий и поныне: Совет получил имя Совета управляющих (англ. Board of Governors) ФРС, состоящий из 7 человек, один из которых является председателем Совета. В Совет больше не входили министр финансов и контролер денежного управления. Управляющих резервных банков переименовали в президентов, Ассоциация политики открытого рынка получила название Федерального комитета открытого рынка (Federal Open Market Committee (FOMC)) [7].
Современная история ФРС
В июле 1979 года президент США Джимми Картер назначил Пола Волкера председателем ФРС. Волкер сумел обуздать галопирующую инфляцию, сократив её до 1 % путём сокращения денежной эмиссии и ужесточения денежной политики. На посту председателя ФРС Пола Волкера в 1987 году сменил Алан Гринспен. С февраля 2006 года пост председателя ФРС занимал Бен Бернанке. В феврале 2014 пост председателя ФРС заняла Джанет Йеллен.
Юридический статус ФРС
Закон о Федеральном резерве определяет, что ФРС состоит из региональных федеральных резервных банков, которые имеют статус самостоятельного юридического лица, но управление которыми осуществляет назначенный президентом США Совет управляющих ФРС.
В целом, вся система ФРС является независимым федеральным агентством правительства США.
В 1982 году суд центрального округа штата Калифорния вынес постановление по делу «Джон Льюис против Соединённых Штатов», в котором определил, что федеральные резервные банки, входящие в структуру ФРС, не являются учреждениями, к которым могут быть предъявлены иски частных лиц по закону об исках к государственным организациям и служащим (Федеральный закон о возбуждении деликтных исков (англ.)русск.). Данное постановление суда относится к практике применения Федерального закона о возбуждении деликтных исков к федеральным резервным банкам и не выносит никаких определений относительно статуса ФРС в целом.
Функции ФРС
Текущие функции ФРС:
- выполнение обязанностей центрального банка США
- поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
- обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений
- защита кредитных прав потребителей
- управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)
- обеспечение стабильности финансовой системы, контроль системных рисков на финансовых рынках
- предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе правительству США и официальным международным учреждениям
- участие в функционировании системы международных и внутренних платежей
- устранение проблем с ликвидностью на местном уровне
Организационная структура[править | править вики-текст]
Структура ФРС[8][править | править вики-текст]
- 12 региональных федеральных резервных банков — обеспечивают банковские услуги для депозитных учреждений и для федерального правительства. Они обслуживают счета депозитарных институтов и обеспечивают различный сервис выплат, включая инкассацию чеков, электронный перевод денежных средств, занимаются распределением и сбором наличных денежных средств (банкнот и монет). Для федерального правительства резервные банки действуют в качестве фискальных агентов (учреждение, осуществляющее управление денежными фондами государства, в том числе: управляющее счетами государства, выделенными для отражения налоговых и иных поступлений в бюджет, а также для осуществления государственных расходов; хранящее официальные государственные резервы; управляющее внешним и внутренним государственным долгом, в частности, организующее размещение государственных облигаций и иных подобных государственных ценных бумаг; роль такого агента выполняет центральный банк страны)[9].
- Банки-члены — юридически обязаны подписаться на акции их региональных федеральных резервных банков в размере 6 процентов от их капитала, причём 3 процента должны быть выплачены сразу, а ещё 3 должны быть выплачены по первому требованию совета управляющих. Согласно закону, за эти акции они ежегодно получают фиксированные дивиденды в размере 6 процентов, и также имеют право принимать участие в выборе членов (класс А и класс В) совета директоров резервных банков[9].
1. Национальные банки — банки, которые получают чартер (право на осуществление банковской деятельности) от федерального правительства. На 19 января 2012 года общее количество составляет 1933 банка[10]. Эти банки по закону являются членами ФРС[11].
2. Банки штатов — банки, зарегистрированные властями штата и ведущие операции в его пределах. На 19 января 2012 года общее количество составляет 5430 банков штатов, из них членами ФРС являются 829 банков[10].
- Совет управляющих ФРС (англ.)русск. — федеральный орган власти[9] состоящий из 7 человек, которые назначаются президентом США и утверждаются сенатом.
- Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США (FOMC)
- несколько консультационных советов и рабочих комитетов. Три из них напрямую консультируют совет управляющих. Первые два установлены законом, третий был создан непосредственно советом управляющих[12].
1. Потребительский консультативный совет (англ.)русск.
2. Консультативный совет общества депозитарных институтов (англ.)русск.
3. Федеральный консультационный совет (англ.)русск.
Высшее руководство
Руководящим органом ФРС является Совет управляющих Федеральной резервной системы в составе 7 членов, которых назначает президент США с одобрения сената. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий[13]. Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.
Совет управляющих возглавляет председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий[6].
Законом о ФРС предусматривается право президента США уволить любого члена Совета (так, президент Рейган уволил председателя Совета Пола Волкера в 1987 г.[14]).
Федеральные резервные банки
Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых «федеральными резервными банками». Региональные отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры (Сан-Франциско, Канзас-Сити и т. п.).
Каждое региональное отделение имеет собственный совет управляющих[15], состоящий из 9 членов и разбитый на классы A, B и C, по три человека в каждом[16]:
- три управляющих класса A выбираются банками-членами ФРС из числа собственных представителей (один от крупных банков[17], один от средних, один от малых).
- три управляющих класса B выбираются банками-членами ФРС из числа людей, не работающих в банковской системе (один от крупных банков, один от средних, один от малых). Ни один из управляющий класса В не может быть должностным лицом, управляющим или служащим любого другого банка.
- три управляющих класса C назначаются советом управляющих ФРС. Также как и управляющие класса В, они не имеют права быть должностным лицом, управляющим, служащим, а также акционером любого другого банка[18].
Президент каждого регионального отделения назначается с согласия совета управляющих ФРС.
Каждый регион имеет цифровое и буквенное обозначение в алфавитном порядке согласно списку:
Номер территории | Буква | Расположение центра | Федеральный резервный банк | Сайт |
A | Бостон (штат Массачусетс) | Федеральный резервный банк Бостона (англ.)русск. | http://www.bos.frb.org | |
B | Нью-Йорк (штат Нью-Йорк) | Федеральный резервный банк Нью-Йорка | http://www.newyorkfed.org | |
C | Филадельфия (штат Пенсильвания) | Федеральный резервный банк Филадельфии (англ.)русск. | http://www.philadelphiafed.org | |
D | Кливленд (штат Огайо) | Федеральный резервный банк Кливленда (англ.)русск. | http://www.clevelandfed.org | |
E | Ричмонд (штат Виргиния) | Федеральный резервный банк Ричмонда (англ.)русск. | http://www.richmondfed.org | |
F | Атланта (штат Джорджия) | Федеральный резервный банк Атланты (англ.)русск. | http://www.frbatlanta.org | |
G | Чикаго (штат Иллинойс) | Федеральный резервный банк Чикаго (англ.)русск. | http://www.chicagofed.org | |
H | Сент-Луис (штат Миссури) | Федеральный резервный банк Сент-Луиса (англ.)русск. | http://www.stlouisfed.org | |
I | Миннеаполис (штат Миннесота) | Федеральный резервный банк Миннеаполиса | http://www.minneapolisfed.org | |
J | Канзас-Сити (штат Миссури) | Федеральный резервный банк Канзас-Сити (англ.)русск. | http://www.kansascityfed.org | |
K | Даллас (штат Техас) | Федеральный резервный банк Далласа (англ.)русск. | http://www.dallasfed.org | |
L | Сан-Франциско (штат Калифорния) | Федеральный резервный банк Сан-Франциско | http://www.frbsf.org |
Функции региональных отделений ФРС:
- устанавливать учётные ставки с разрешения совета управляющих ФРС;
- отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений;
- предоставлять финансовые услуги правительству США и другим депозитариям.
Федеральный комитет по открытому рынку[править | править вики-текст]
Основная статья: Федеральный комитет по открытому рынку
Между советом управляющих ФРС и региональными отделениями ФРС организационно находится Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC), являющийся ключевым органом, заведующим монетарной политикой. Его решения направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения.
Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 членов[19]:
- 7 членов совета управляющих ФРС
- 4 члена из числа президентов ФРБ — избираются на один год на ротационной основе. Ротация заключается в том, что каждый год совет управляющих ФРС избирает одного члена из числа президентов ФРБ в каждой из четырех групп:
1. Бостон (англ.)русск., Филадельфия (англ.)русск., и Ричмонд (англ.)русск.
2. Кливленд (англ.)русск.и Чикаго (англ.)русск.
3. Атланта (англ.)русск., Сент-Луис (англ.)русск., и Даллас (англ.)русск.
4. Миннеаполис, Канзас-Сити (англ.)русск., и Сан-Франциско
- президент ФРБ Нью-Йорка служит на постоянной основе. Считается, что пост президента совета управляющих федерального резервного банка Нью-Йорка является вторым по значимости в руководящей структуре ФРС. В администрации 44-го президента США Барака Обамы пост 75-го министра финансов занял Тимоти Гайтнер, ранее возглавлявший ФРБ Нью-Йорка.
Не имеющие права голоса президенты ФРБ посещают заседания Комитета, участвуют в дискуссиях, и участвуют в оценке экономики и возможных вариантов развития. Протоколы заседаний комитета регулярно публикуются на официальном сайте ФРС[20]. Календарь заседаний и время публикации протоколов заранее известны и являются значимыми финансовыми новостями.
Банки-члены[править | править вики-текст]
Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения.
На 19 января 2012 года:
- Количество национальных банков составляет 1933 банка, все являются членами ФРС.
- Банки штатов — 5430 банков, из которых 829 банка являются членами ФРС. Таким образом, из 7363 банков членами являются 2762, что составляет около 38 % от общего количества.
Функции банков-акционеров ФРБ:
- получение фиксированного дивиденда по акциям ФРБ взамен на внесённый депозит;
- участие в выборах 6 из 9 управляющих местного регионального отделения (классов A и B).
Списки банков, входящих в состав ФРС, опубликованы на сайтах соответствующих региональных отделений.
Особенности ФРС как центрального банка[править | править вики-текст]
Форма собственности капитала[править | править вики-текст]
Капитал федеральных резервных банков имеет акционерную форму собственности и сформирован при продаже акций этих банков. Основными покупателями являются коммерческие банки, которые не получают права голоса, но могут избирать 6 из 9 управляющих местного регионального отделения, а также получать дивиденды. В этом плане США отличаются от стран, где капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нём (Бельгия, Япония).
Акции федеральных резервных банков, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений: их невозможно продать или обменять, по ним выплачивается фиксированный дивиденд — 6 % годовых, не зависящий от прибыли ФРС[21].
Операционная прибыль[править | править вики-текст]
Выплаты Федеральной резервной системы казначейству США в 2002—2010 гг.[22]
ФРС осуществляет денежную эмиссию, которую в основном направляет на покупку обязательств (облигаций) казначейства США (лишь в особых случаях покупаются другие активы). Таким образом, обменные операции с долларами основаны лишь на доверии к правительству США и финансовой системе США в целом.
Помимо части сеньоража в виде процентных выплат по облигациям казначейства, доход ФРС составляют доходы от платёжных операций, депозитов, операций с ценными бумагами.
Члены и правление ФРС не становятся государственными служащими, но размер их вознаграждения устанавливает Конгресс США[23]. В 2008 году годовая зарплата председателя составила 191 300 долларов США, остальных управляющих Совета — 172 200 долларов США.
После выплаты зарплат управляющим и сотрудникам ФРС и фиксированных дивидендов по акциям ФРС перечисляет остаток прибыли на счета казначейства, которые поступают в доходную часть бюджета.
Например, в 2010 году ФРС получила чистый доход 81,689 млрд долларов США, из которых 1,583 млрд было выплачено в качестве дивидендов акционерам, в доходную часть бюджета поступило 884 млн, выплаты казначейству США составили 79,268 млрд[24].
Текущий балансовый отчёт ФРС: Статистический отчёт ФРС, раздел H.4.1 (англ.)
Самостоятельность[править | править вики-текст]
Предоставление широкой автономности ФРС при принятии решений сочетается с подотчётностью и проверяемостью деятельности, которая должна проходить в законодательно оговоренных рамках.
Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед палатой представителей Конгресса США, дважды в год — перед банковским комитетом Конгресса США.
Деятельность банков ФРС не менее раза в год проходит аудит Счётной палаты США (англ. Government Accounting Office), или крупными независимыми аудиторскими фирмами национального уровня[25]. Принятая в 1978 году поправка к закону о «Бухгалтерии и аудите» 1950 года, регулирует деятельность аудиторов[26]. Так, аудиты, проводимые в ФРС, не включают рассмотрение действий и решений, связанных с монетарной политикой (в том числе, операций с банковскими займами) и любых других транзакций, авторизованных FOMC. Аудиторы также не проверяют операции ФРС на открытом рынке, транзакции с иностранными правительствами, банками и другими финансовыми организациями[26][27]. В 1993 году Счётная палата США обратилась в Конгресс США с просьбой снять ограничения со своих аудиторских полномочий[28], но Конгресс ответил отказом. В 2009 году конгрессмен Рон Пол иницировал законопроект HR 1207 («Закон о прозрачности Федерального Резерва»), ставивший целью проведение одноразового полномасштабного аудита ФРС до конца 2010 года[27][29]. 25 июля 2012 года законопроект был одобрен с некоторыми поправками Палатой Представителей со счётом голосов 327 «за» и 98 «против»[30]. Для окончательного принятия закона он должен получить поддержку в Сенате, при этом обе палаты должны прийти к консенсусу относительно содержания закона[31].
Отчет о текущих показателях денежной массы в обращении[32] регулярно публикует совет управляющих ФРС. Он отражает так же динамику изменения основных денежных агрегатов М2 и М3[32], из которых основным финансово-банковским показателем находящейся в обращении денежной массы считается денежный агрегат М2.
Методика расчета показателей определяется ФРС[33]:
Показатель | Описание |
M0 | Общее количество наличных денег, плюс счета в центральном банке, которые могут быть обменены на наличные. |
M1 | M0 + часть M0 в качестве резерва или наличные в хранилище + депозиты до востребования («текущий чековый счёт», с которого снимаются деньги по чекам клиента или «текущий банковский счет», возможна выписка чеков, в том числе привязанные к дебетным пластиковым картам)). |
M2 | M1 + большинство срочных вкладов, депозитные счета денежного рынка (англ.)русск., а также депозитные сертификаты до $100,000. |
M3 | M2 + все остальные депозитные сертификаты, депозиты в евродолларах и сделки РЕПО. |
Данные по агрегату М3 заканчиваются в марте 2006 года, так как ФРС прекратила публиковать эти сведения, мотивируя тем, что стоимость сбора данных весьма существенная, а получаемая информация незначительна. Остальные три денежных агрегата будут продолжаться публиковаться в деталях и дальше[34].
Частичное банковское резервирование приводит к значительному превышению итоговой величины денежной массы над количеством денег центрального банка за счёт создания денег коммерческих банков. Например, в январе 2007 года, количество денег центрального банка было $750,5 миллиардов, в то время как количество денег коммерческих банков (в агрегате М2) $6,33 триллиона долларов.
ЕСЦБ