Фонд социального страхования РФ, механизм его формирования и использования
Фонд соц страхования РФ – фонд ден средств, образуемый вне фед бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на соц обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей. За счет средств данного фонда финансируется только часть рисков гос соц страхования. Пенсионное и медицинское страхование, являющиеся часть соц страхования, осущ-ся за счет средств др соц внебюджетных фондов.
Бюджет Фонда СС и отчет о его исполнении утверждаются в форме фед закона. С 2003 г. показатели бюджета этого Фонда, как и других внебюджетных фондов, разрабатываются в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Доходы Фонда СС.
- отчисления от ЕСН;
- отчисления от сельхозналога;
- отчисления от ЕСН по упрощенной системе налогообложения;
- отчисления от единого налога на вмененный доход;
- страховые взносы субъектов хоз-я по соц страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- средства фед бюджета для покрытия расходов, связанных предоставлением льгот лицам, пострадавшим в рез-те радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных зак-вом случаях;
- доходы от размещения временно свободных средств Фонда;
- добровольные взносы физ и юр лиц и др.
Доходы и расходы Фонда СС условно можно разделить на 3 части:
- страхование от временной утраты трудоспособности в связи с общими заболеваниями,
- страхование от несчастных случаев на производстве и проф заболевания,
- предоставление доп льгот лицам, пострадавшим в рез-те последствий радиационных аварий, и ветеранам ВОВ за счет средств федерального.
Расходы Фонда соц страхования РФ. Расходы Фонда в первую очередь связаны с обязанностью по выплате гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и других пособий, а с 2000 – по выплатам в рамках обязательного соц страхования от несчастных случаев на произ-ве и проф заболеваний. Фондом возмещаются расходы на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей. ибольший удельный вес в расходах Фонда СС занимают непосредственно выплаты по соц страхованию.
Фонды обязательного медицинского страхования, особенности их формирования и использования на федеральном и региональном уровнях.
Фонды обязательного мед страхования –ден фонды, предназначенные для финансирования гарантированной гос-вом мед помощи населению. Обязательное мед страхование – составная часть гос соц страхования, которая обеспечивает всем граждан РФ равные возможности в получении мед и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного мед страхования.
Доходная часть Фед фонда обязательного мед страхования с 2001 г. формируется за счет:
- отчислений от единого соц налога;
- отчислений от единого налога при упрощенной системе налогообложения;
- отчислений от сельхозналога;
- отчислений от единого налога на вмененный доход;
- доходов от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
- добровольных взносов юр и физ лиц.
Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательного мед страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, м/н сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.
Доходы и расходы территориальных фондов обязательного мед страхования:
Доходы территориальных фондов формируются за счет:
- отчислений от ЕСН;
- отчислений от единого налога по спец режимам налогообложения;
- поступления из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;
- доходов от размещения временно свободных ден средств и нормированного страхового запаса;
- поступлений средств из Фед фонда обязательного мед страхования на выравнивание фин условий деятельности территориальных фондов;
- поступлений из Пенсионного фонда на обязат мед страхование неработающих пенсионеров.
Основным направлением расходов территориальных фондов обязат мед страхования являются расходы на финансирование территориальной программы обязат мед страхования. Территориальная программа обязат мед страхования разрабатывается в соответствии с базовой программой, утвержденной Правительством в составе Программы гос гарантий обеспечения граждан бесплатной мед помощью. Предоставление средств из территориальных фондов обязательного мед страхования страховым мед организациями осущ-ся на основе дифференцированными подушевых нормативов.
Содержание и формы организации межбюджетных отношений. Реформирование межбюджетных отношений на современном этапе.
Межбюджетные отношения – совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов.
Разграничение расходов и доходов – это такое их разделение между звеньями бюджетной системы, которое предполагает законодательное закрепление за бюджетами разного уровня на постоянной основе конкретных видов расходов и доходов и полном размере или частично.
Передача полномочий – способ регулирования полномочий гос органа, при котором какое-либо гос органа РФ (субъекта) исключается из его компетенции и включается в компетенцию гос органа субъекта РФ (органа МС). В отличие от передачи делегирование полномочия предполагает предоставление гос органом РФ (субъекта РФ) принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса гос органу субъекта (органу МС) на один раз, на определенный срок или бессрочно.
Важная особенность разграничения предметов ведения в бюджетной сфере - допустимость существования наряду с Конституцией РФ договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и конкретным субъектом РФ, регламентирующих бюджетную компетенцию РФ и субъекта РФ.
В БК определены расходы, финансируемые исключительно из фед бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; перечень расходов, финансируемых совместно из бюджетов всех уровней. В БК недостаточно четко устанавливается разграничение по некоторым расходам.
Существующее разграничение расходных полномочий во многом складывалось стихийно, без учета зависимости эффективности предоставления бюджетных услуг от уровня бюджета, из которого финансируются расходы на предоставление этих услуг населению. При этом не проводилось различия между разными функциями.
Распределение доходов – процесс ежегодной передачи доходных источников с одного уровня бюджетной системы на другой в соответствии с решениями, применяемыми вышестоящим органом власти.
Распределение доходных источников обусловлено необходимостью обеспечения принципа сбалансированности бюджета, реализация которого выдвигает перед каждым органом гос власти и органом МС задачу – иметь такой объем доходов, который был бы достаточен для выполнения законодательно установленных этому органу полномочий.
Основной формой распределения доходов является предоставление средств бюджетам нижестоящего уровня в виде отчислений от федеральных и региональных налогов.