Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
Финансирование как метод финансовой деятельности государства осуществляется в двух основных правовых режимах: финансирование государственных, или муниципальных объединений и организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения, и финансирование государственных или муниципальных учреждений, относящихся к некоммерческим организациям, действующих на праве оперативного управления имуществом (сметно-бюджетное финансирование).
Сметно-бюджетное финансирование — это порядок выделения средств из бюджетов и внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе смет, для осуществления их основной деятельности. Сметно-бюджетное финансирование, как и финансирование в целом, осуществляется на основе единых принципов безвозвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, целевого использования финансовых средств, получения максимального эффекта при минимуме затрат, соблюдения финансовой дисциплины, финансирования по мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
Кроме того, можно отметить специальные принципы, свойственные сметно-бюджетному финансированию: получения средств учреждениями из бюджета, соответствующего их подчиненности, на основе финансовых документов, называемых сметами доходов и расходов, планирование и финансирование деятельности на основе экономических нормативов. Режим сметно-бюджетного финансирования охватывает широкий круг объектов. Это, прежде всего учреждения социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры и искусства). Сметно-бюджетное финансирование распространяется на органы представительной и исполнительной власти, на правоохранительные органы, судебные органы, органы прокуратуры, органы государственной безопасности.
§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты 645
Не менее значимыми для Российской Федерации являются расходы на национальную оборону и расходы на управление, финансирование которых осуществляется также в режиме сметно-бюджетного финансирования..
Понятие «сметно-бюджетного финансирования» неразрывно связано с понятием «бюджетного учреждения».
Бюджетным учреждением признается организация, созданная органом государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осущест* вления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета, или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов1.
Таким образом, деятельность учреждения на основе установленных заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг и финансирование ее за счет соответствующего бюджета, согласно смете являются определяющими признаками, согласно которым можно присвоить организации статус бюджетной.
В перечень расходов бюджетных учреждений входят: оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ; оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается2.
Согласно ст. 237 БК РФ бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки фи-
Статья161БКРФ. Статья 70 БК РФ.
Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
нансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75% объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем1 бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Необходимо также отметить, что БК РФ ввел понятие «получателя бюджетных средств». Таковым является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных. средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год2.
Получатель бюджетных средств должен быть юридическим лицом, иметь утвержденную смету доходов и расходов, открывать лицевой счет в казначействе с указанием постатейного объема ассигнований на год, квартал, лимита финансирования на месяц.
Законодательно закреплены также права получателей бюджетных средств на:
своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;
своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
компенсацию в размере недофинансирования.
Получатели бюджетных средств обязаны:
своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
' Статья 159 БК РФ определяет «распорядителя бюджетных средств» как орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета (ст. 158 БК РФ).
2 Статья 162 БК РФ.
§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств1.
Статусом бюджетного учреждения наделен значительный круг субъектов. К примеру, бюджетными учреждениями только в сфере образования являются: дошкольные образовательные учреждения; образовательные школы-интернаты; обра*-' зовательные учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением; образовательные учреждения среднего профессионального образования (техникумы, учил2ища, колледжи); учреждения высшего профессионального образования; учреждения дополнительного профессионального образования — повышения квалификации.
Образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ (см. ст. 43 Конституции РФ). Законодательство содержит ряд положений, касающихся принципов финансирования образовательных учреждений, а именно: приоритетность сферы образования, гарантированность государственного финансирования, учет и стимулирование внебюджетных поступлений. В частности, в соответствии с принципом гарантированности финансирования государство берет на себя восполнение затрат на нужды образования в объеме не менее 10% национального дохода, с ежеквартальной индексацией в соответствии с темпами инфляции, а также закрепляется защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов2.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п. 3 ст. 2) гласит: «Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством финансирования за счет федерального бюджета государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. При этом, на соответствующие цели не может быть выделено
1 Статья 163 БК РФ.
Статья 40 (п. 2) Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 150.
Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
т
менее чем 3% расходов федерального бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях не менее чем 170 студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации»1.
Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является Закон РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»2, предусматривающий, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В связи с "чем необходимо осуществление бюджетного финансирования государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры (на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% федерального бюджета и 6% территориальных бюджетов); стимулирование развития культуры через предоставление налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в решение этих задач; способствовать развитию благотворительности в области культуры.
Расходы на здравоохранение занимают важное место в общем объеме финансирования социально-культурных мероприятий и включают в себя затраты на содержание лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, детских профилактических и противоэпидемических организаций. В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.3 охрана здоровья граждан осуществляется через три основные системы: государственную, муниципальную, частную.
К государственной системе здравоохранения относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические организации, аптечные учреждения и т.д. Муниципальная система здравоохранения включает муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности медицинские учреждения.
1 См.: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
2 ВВС. 1992. № 46. Ст. 2615.
3 ВВС. 1993. №33. Ст. 1318.
§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты 649
Частная система здравоохранения создается и финансируется частными организациями, общественными объединениями и физическими лицами.
Расходы в медицинских учреждениях складываются главным образом из расходов на заработную плату медицинскому и административно-хозяйственному персоналу, питание больных по нормам в зависимости от типа учреждения, приобретение медикаментов и т.д. Лечение наиболее распространенных болезней^* травм и иных неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических мероприятий; медицинская профилактика важнейших заболеваний; меры по охране семьи, материнства и т.д. являются доступными и оплачиваемыми из бюджета для каждого гражданина видами медицинского обслуживания. Гарантированный объем бесплатных медицинских услуг не исключает существование платных услуг, оказываемых медицинскими учреждениями по ценам и тарифам, предусмотренными прейскурантами.
По качественным параметрам наше здравоохранение уступает современному мировому уровню. Для того чтобы привлечь дополнительные источники финансирования и одновременно сохранить государственные гарантии населения, в медицинском обслуживании выбрана бюджетно-страховая модель.
Таким образом, основными источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:
1) средства бюджетов всех уровней;
2) средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»1;
3) средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
4) средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов;
5) доходы от ценных бумаг;
6) кредиты банков и других кредиторов;
7) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
8) иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов,
ВВС. 1991. №27. Ст. 920.
650 Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
предназначенных для охраны здоровья граждан и иных источников, не запрещенных законодательством РФ1.
Структура государственных расходов с преобладанием удельного веса ассигнований на программы образования, здравоохранения и т.д. сложилась в большинстве ведущих стран мира. Крайне важно руководствоваться принципом социальной направленности финансовой деятельности в современных условиях преобразования российского государства, поскольку все преобразования имеют смысл и получают признание со стороны общества, когда позволяют решать проблемы повышения уровня жизни граждан, уменьшения социального неравенства.
Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную деятельность органов, каждая из которых является объектом финансирования. Согласно ст. 84 БК РФ исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Документами, определяющими объем расходов на содержание аппарата управления, являются штатные расписания и сметы расходов.
На региональном и местном уровне структура органов управления в целом аналогична государственной2.
Объектом финансирования является Федеральная судебная система включающая в себя общие суды, военные суды, возглавляемые Верховным Судом РФ, арбитражные суды, возглавляемые Высшим арбитражным судом РФ, Конституционный Суд РФ и конституционные и уставные суды субъектов РФ.
Конституция РФ (ст. 124) закрепила положение о финансировании судов из федерального бюджета и о необходимости
1 Статьи 10, 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
2 Статьи 86 и 87 БК РФ закрепляют расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Федерации и расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов, включающие финансирование деятельности законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ и содержание органов местного самоуправления.
§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты 651
обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с Федеральными законами, что нашло свое подтверждение в ст. 4 БК РФ. Увеличение расходов в данном направлении объясняется растущей нагрузкой на судебную систему и необходимостью проведения судебной реформы, основными задачами которой являются совершенствование системы гарантий независимости судей, подчинения их только закону, расширения возможностей граждан по обжалованию^ суде неправомерных действий должностных лиц, установление более жесткого судебного контроля за применением мер принуждения и т.д.
Финансирование правоохранительных органов включает обеспечение деятельности органов внутренних дел, внутренних войск, уголовно-исправительной системы, органов налоговой полиции, органов пограничной службы, таможенных органов, органов прокуратуры и органов государственной противопожарной службы. В настоящее время прослеживается тенденция роста расходов на таможенные органы, что объясняется необходимостью обустройства таможен на новых границах России и значительной ролью таможенных органов в пополнении доходной части бюджета. Военные расходы, направленные на обеспечение оборонной функции государства, также входят в систему сметно-бюджетного финансирования. Они охватывают бюджетные ассигнования на содержание центрального аппарата Министерства обороны РФ, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск, содержание и эксплуатацию военных объектов; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, учебные расходы военных учебных заведений, ведомственные расходы в области здравоохранения. При формировании сметы расходов на оборону вначале определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, затем составляются сметы военных округов и военных частей. Большая часть военных расходов финансируется централизованно, непосредственно Министерством обороны (оплата военной техники, продовольственного обеспечения войск и т.д.).
Бюджетные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ1.
Статья 161 БК РФ.
652 Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
Действующее российское законодательство предполагает привлечение наряду с ассигнованиями из бюджета дополнительных источников, составляющих финансовую базу деятельности бюджетных учреждений, что говорит о расширении их прав в области формирования, распределения и использования внебюджетных средств.
Осуществление бюджетными учреждениями внебюджетной .финансовой деятельности является объективной необходимостью, обусловленной не только ограниченными возможностями бюджета, но в то же время потребностью включения учреждений в современные экономические отношения.
§ 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение
Бюджетное учреждение осуществляет свою финансовую деятельность на основании сметы доходов и расходов.
Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления и иной деятельности1.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в настоящее время само понятие «смета» расширилось, поскольку она включает как доходы и расходы бюджетного учреждения. Ранее действовал порядок, при котором бюджетное учреждение составляло смету расходов (устанавливающую объем, целевое направление, распределение средств, выделяемых из бюджета), а также отдельно сметы доходов и расходов по каждому виду специальных (внебюджетных) средств.
Смета — это финансово-плановый акт, определяющий основные источники финансирования (доходы) бюджетного уч-
§ 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение
Статья 161БК РФ.
реждения, а также объем, целевое назначение и поквартальное распределение расходов бюджетных учреждений. Смета бюджетного учреждения, являясь финансово-плановым актом, имеет юридическое значение, заключающееся в определении и конкретизации прав и обязанностей получателей бюджетных средств по образованию и использованию денежных фондов, а также финансовых органов и вышестоящих распорядителей бюджетных средств в области контроля за их целевым использованием.
По кругу учреждений и охватываемых ими мероприятий сметы можно классифицировать на индивидуальные, сводные и сметы централизованных мероприятий. Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным учреждением с учетом особенностей и определением объемов его финансовой деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами, ведомствами, департаментами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления в сводные сметы.
Сметы расходов на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления для осуществления определенных (централизованных) мероприятий, например, проведение конференций, семинаров и т.д.
Бюджетное учреждение в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях обязано составить и предоставить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме1.
Сводная смета по министерству, ведомству и т.д. учитывается при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.
Смета доходов и расходов действует в течение финансового года с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. в срок, предусмотренный законом о федеральном бюджете РФ. Ежемесячно, а также по окончании года бюджетные учреждения составляют
Статья 221 БК РФ.
I
Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
отчет об исполнении сметы, который направляется в вышестоящую организацию и территориальный орган Федерального казначейства. Порядок составления таких отчетов ежегодно определяется приказом Министерства финансов РФ об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете за соответствующий год.
Сметный процесс является важным моментом в функционировании бюджетных учреждений, поскольку правильное составление сметы, ее содержание влекут за собой финансирование в достаточном объеме, а рассмотрение сметы является одной из форм финансового контроля со стороны государственного органа за осуществлением государственных расходов. Рассматривая сметы бюджетных учреждений, распорядитель бюджетных средств выясняет вопросы о необходимости и целесообразности предусматриваемых расходов; о соблюдении действующих законов и постановлений правительства, а также указаний по составлению документации.
Смета бюджетного учреждения разрабатывается на основе Бюджетной классификации1, имеющей важное значение как при осуществлении планирования и использования финансовых средств, так и при составлении отчетов об исполнении сметы.
Особая роль принадлежит указанию в смете кодов Бюджетной классификации, в соответствии с которыми учреждения должны производить кассовый расход поступивших финансовых средств. Такое указание является необходимым условием обеспечения целевого использования выделенных средств, способствующих исполнению закона о бюджете.
При составлении сметы бюджетным учреждением учитываются производственные показатели деятельности (задания, контрольные цифры), установленные учредителем. Например, для школ контрольными цифрами являются число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования — контингент студентов, для поликлиник — число посещений и т.д. При финансовом планировании, формой которого является смета, учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые.
' Согласно ст. 18 БК РФ Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
§ 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение
В связи с этим бюджетное учреждение в ходе составления сметы в пределах контрольных цифр руководствуется также нормативами расходов.
Нормативы расходов — это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (норма расходов продуктов на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме на один год и т.д.). Нормы расходов принято подразделять на обязательные и необязательные (расчетные); материальные и денежные.
Обязательные нормы расходов не подлежат изменению (расходы на командировки, нормы расходов на питание и т.д.), в то .время как необязательными (расчетными) являются нормы, определяемые индивидуально для каждого бюджетного учреждения, исходя из его специфики (расходы на коммунальные платежи), самим же учреждением по согласованию с финансовыми органами.
Материальные нормы расходов определяют количество материальных средств на единицу расходов.
Денежные нормы представляют собой стоимостную форму выражения материальных норм, образуются путем умножения затрат в натуральном выражении на среднюю цену этих растрат.
Смета бюджетного учреждения содержит две основные группы расходов: текущие расходы и капитальные расходы.
В свою очередь текущие расходы, имеющие общий кодовый номер 100 000, объединяют широкую группу статей сметы, таких как: закупки товаров и оплата услуг (110 000); оплата труда государственных служащих (110 100), куда отнесены — оплата труда гражданских служащих (110 110), денежное довольствие военнослужащих (110 120), выходное пособие при увольнении (110 130); начисление на оплату труда, страховые взносы на государственное социальное страхование граждан (110 200); приобре-|тение предметов снабжения и расходных материалов (110 300); (командировки и служебные разъезды (110 400); транспортные ус-|луги (110 500); оплата услуг связи (110 600); оплата коммунальных услуг (110 700); прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг (111 000); субсидии, субвенции и текущие трансферты (130 000), включающие трансферты населению (130 300), выплату пенсий и пособий (130 310), стипендии (130 320), прочие трансферты населению (130 330).
Капитальные расходы имеют общий кодовый номер (200 000) и содержат статьи: капитальные вложения в основные фонды
Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
(240 000); приобретение оборудования и предметов длительного пользования (240 100); капитальный ремонт (240 300), включающий капитальный ремонт жилого фонда (240 310) и капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения за исключением капитального ремонта жилого фонда (240 330).
Каждая из статей сметы имеет конкретное содержание обозначенных в ней расходов. К примеру, по экономической статье «оплата труда государственных служащих» планируются основные и дополнительные виды заработной платы, оплата за сверхурочную работу, за работу в ночное время, в выходные дни, все виды премий, доплаты за дополнительные виды работы и надбавок за высокое качество работы.
По статье «начисления на заработную плату» отражают все виды обязательных начислений на фонд оплаты труда.
Отдельной статьей в смете планируются расходы при служебных командировках, что включает в себя: расходы на оплату проезда, суточных, подъемных при служебных командировках и т.д.
Значительное место в затратах на содержание учреждений занимают коммунальные платежи: отопление, освещение, водоснабжение и т.д., расчетный объем средств которых зависит от объема и площади помещений, от условий обеспечения энергоресурсами и т.д.
По экономической статье «приобретение предметов снабжения и расходных материалов» планируются расходы на приобретение материальных средств, малоценных и быстроизнашивающихся, сюда отнесены: канцелярские принадлежности, медикаменты, мягкий инвентарь и обмундирование.
Затраты на оплату транспортных услуг включают расходы на содержание транспорта, в том числе текущий ремонт автомобилей, компенсации за использование личных легковых автомобилей и т.д.
Статья расходов «оплата услуг связи» предусматривает все виды услуг связи, абонентную плату за телефон, оплата междугородных переговоров, почтовых отправлений, телефаксы и др.
В прочие текущие расходы входят суммы по оплате текущего ремонта оборудования и инвентаря, текущего ремонта зданий и сооружений.
К статье «Капитальные вложения в основные фонды» отнесены все виды расходов, способствующие приросту основных производственных и непроизводственных фондов, в том числе приобретение оборудования и предметов длительного пользования,
§ 3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений 657
капитальный ремонт помещений, в которых расположены бюджетные учреждения.
Принцип постатейного выделения средств для конкретного бюджетного учреждения способствует усилению финансового контроля за их целевым использованием.
Бюджетные учреждения прилагают к смете основные паспортные данные, которые служат обоснованием отдельных видов расходов. К примеру, образовательными учреждениями подготавливаются справки о движении контингента учащихся, данные о количестве факультетов, филиалов, научно-исследовательских подразделений; справки об учебно-материальной базе учреждения, что отражается в документах, содержащих данные об учебных площадях и других зданиях, находящихся в эксплуатации на начало текущего года; об обеспеченности необходимой для основного вида деятельности учебной, научной, методической литературой и т.д.
§ 3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
Бюджетные учреждения наряду с ассигнованиями из соответствующих бюджетов имеют, как правило, и внебюджетные средства.
Правовой режим внебюджетных средств бюджетных учреждений, определенный Положением «О внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г. № 5271, получил свое дальнейшее подтверждение и развитие в БК РФ. Названное Положение определяет три вида внебюджетных средств: специальные, депозитные и суммы по поручениям.
Специальными средствами являются доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности (п. 5).
Суммы по поручениям — средства, полученные от других организаций для выполнения определенных поручений. После выполнения поручения бюджетное учреждение обязано выслать
1 Постановление СМ СССР от 26 июня 1980 г. № 527 «О внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР» // Свод законов СССР. Т. 5. СП СССР. 1980. №20. Ст. 117.
Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
предприятию, организации, учреждению, давшим поручение, отчет об израсходованных средствах и вернуть неиспользованный остаток полученных сумм. Отчет предоставляется не позднее 31 декабря (п. 11).
Депозитные суммы — -средства, поступившие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступлении определенных условий возврату вносителями или передаче по назначению. Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных учреждений до определенного срока: для передачи физическим лицам — три года; юридическим лицам — один год; бюджетным учреждениям — до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены (п. 12).
Специальные средства — самая широкая группа внебюджетных средств бюджетных учреждений. Их можно определить как доходы, получаемые бюджетными учреждениями сверх ассигнований, выделяемых из'бюджета, являющиеся дополнительным источником их финансирования. БК РФ именует их как:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные для возмещения вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия (ст. 41 БК РФ).
Привлечение дополнительных источников финансирования бюджетными учреждениями может осуществляться двумя путями.
Первое — это осуществление предпринимательской деятельности бюджетным учреждением. Сюда относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления; средства, получаемые ,в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение, пользование имущества, и т.д. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход в полном объеме, учиты-
§ 3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений 659
ваются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг1.
Второй путь привлечения специальных внебюджетных средств напрямую не связан с результатами деятельности бюджетного учреждения и выражается во взаимодействии с юриди-, ческими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу учреждения.
Побудительными мотивами расширения источников финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений стало закрепление законодательством многообразия форм собственности и хозяйствования, с одной стороны, и с другой стороны — современное состояние государственных финансов, ограниченные возможности бюджета и, отсюда, необходимость компенсировать недостаток денежных средств для поддержания, восстановления, а порой и расширения основных фондов.
Правовая база для привлечения внебюджетных источников финансирования бюджетными учреждениями содержится также в ряде нормативных актов отраслевого характера. К примеру, действующее российское законодательство в области образования открывает перед государственными и муниципальными учебными заведениями достаточно широкие возможности для привлечения внебюджетных средств.